Новости

Анализ восприятия электронной и бумажной версий азбуки

07 Август 2012

Разработчики предлагают большое количество различных приложений для обучения, как в школе, так и дома. Детские образовательные приложения связаны с развитием основных навыков: чтения, письма и счета. Развитие этих навыков происходит через развитие памяти, внимания, мышления, речи, представлений и моторики.

Мир информационных технологий диктует нам новые варианты развития. Многие печатные издания переведены на электронный язык. Обучение частично переведено на интерактивную форму. Для iPhone, iPad и iPod выпускается множество различных приложений, которые имеют разную тематическую направленность. Одна из категорий таких приложений – образование.


Обучение занимает большую часть в жизни человека. Начиная с раннего возраста, малыш начинает делать первые шаги к своему развитию и становлению. Приобщаться к миру и культуре социума ему помогают взрослые, компьютеры и книги. Первую книгу, которую начинает осваивать малыш является Азбука. В современном мире родители делятся на три категории: первая категория – родители, обучающие своих детей с помощью азбуки печатного книжного варианта; вторая категория – родители предоставляющие детям обучение с помощью электронной азбуки; третья категория – родители, сочетающие и то и другое. Первую категорию можно считать традиционной, а вторую и третью – современной. Азбука электронного формата доступна в виде приложений на App Store. О плюсах и минусах электронных источников и печатных уже обсуждались многими, поэтому я не буду освещать это в данной статье.

Стоит задаться вопросом о том, какое обучение является эффективным? Что выбирать родителям для успешного развития их чада?

Книжный вариант азбуки требует обязательное присутствие взрослого, особенно при первом изучении алфавита ребенком. Затем он уже может самостоятельно листать книгу с картинками, вспоминать и изучать алфавит, читать слоги и слова. Есть аналоги книжной версии азбуки, которые вы встретите на App Store.


Сразу отметим плюс электронной версии – есть озвучивание букв, слов и текста, что при необходимости может заменить присутствие взрослого. Примеры таких приложений: Живая Азбука (Third Bird Party), АБВГДейка (Little Beetle), Азбука (Andrey Shapuro) и другие. Они отличаются друг от друга качеством оформления, содержанием, наличием или отсутствием заданий и др. Уже были проведены исследования по образовательным приложениям, работающим на iPod touch, которые показали, что 5 летние дети усваивают словарь на 27% быстрее с мобильным приложением. Отметим, что в приложениях, где присутствует большое количество анимации картинок в алфавите, дети сильно отвлекаются на игру и меньше уделяют внимание непосредственному изучению азбуки. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Ребенку легче все воспринимать и обучаться через игровой вид деятельности. Почему именно игровой вид деятельности, а не просто игра? Игровой вид деятельности подразумевает присутствие элементов игры, которая основана на обучающих заданиях.

Поделюсь с вами тем, на что я обратила внимание в азбуке разработчика Little Beetle. Рассмотреть подробно в качестве примера подкупает ее интересное оформление, великолепное сочетание цветов, простота использования, наличие различного рода заданий, а также реализация обучения через игровую форму в виде заданий, отсутствие большого количества анимации не отвлекающие ребенка. Как и печатный формат азбуки, азбука АБВГДейка (Little Beetle) имеет красочное сочетание цветов, которое так привлекает детей. Ребенок, с удовольствием обучаясь - играет. АБВГДейка состоит из трех разделов с наличием обучения и одного раздела «Буковкина песня» для мотивирования ребенка на обучение. Отметим, что песня веселая и занимательная. Эту песню будет интересно послушать и взрослым, обсудив, о чем в ней поется со своим чадом. Первый раздел называется «Азбука» и состоит из букв алфавита, нажимая на которые ребенок попадает в мир приключений. Приятным женским голосом происходит озвучивание букв и стихотворений, которое является результатом творчества специалистов и профессионалов Little Beetle. Всегда можно вернуться к полной азбуке и выбрать интересующую вас букву. Обзор общей азбуки дает возможность ребенку сформировать общее представление о том, что такое алфавит, о верном расположении и последовательности букв. Традиционное раскрытие каждой буквы дает ребенку больше сосредоточения на обучении. Под традиционным раскрытием здесь я подразумеваю статичность картинки, наличие стиха и различные варианты написания буквы, т.е. как в старой доброй печатной азбуке. Напомним, что статичность картинки в тексте уменьшает отвлекаемость ребенка.

Второй и третий раздел состоит из двух различных видов заданий, которые основываются на обучающем первом разделе. Одно из заданий называется «Рисуем буквы». Здесь открывается множество возможностей перед ребенком. Ребенок может непосредственно попробовать нарисовать и понять, как устроены буквы, какое их верное написание. Для этого разработчики приложения определили направление линий, по которым ребенок сможет все сделать правильно. Впечатляет, что создатели азбуки АБВГДейки предусмотрели то, что при неверном написании буквы по линиям, линия может исчезать до того пока ребенок верно не сделает задание. Лишь правильное написание одной буквы позволит ребенку перейти к следующей букве. Путем проб и ошибок ребенок научиться верно писать буквы. У ребенка происходит визуальное запоминание каждой буквы, что в дальнейшем облегчит письмо на бумаге. Несомненно, для того, чтобы ребенок научился писать в тетради изначально его нужно научить держать ручку в руках. Без взрослого здесь не обойтись.

Третий раздел называется «Учим буквы». Перед ребенком открывается весь алфавит для выбора интересующей буквы, а также ребенок может вспомнить для себя их последовательность. Как мною ранее упоминалось, дети дошкольного возраста обучаются через игровую деятельность, что было учтено производителем Little Beetle. На красочном фоне перед ребенком представлена таблица букв. Буквы на фоне цвета печеньки. Женский приятный голос озвучивает для ребенка задание. Задание заключается в том, чтобы ребенок выбрал букву, которая указана сверху таблицы букв. При неверном выборе ребенок слышит звук запрета, и буква на время перечеркивается. Ваше чадо, завершает задание, выбрав все необходимые буквы из таблицы. В завершении на заднем фоне появляется картинка, соответствующая выбираемой букве. Появление картинки мотивирует ребенка на решение задания дальше, у него возникнет желание предугадывать возможность появления той или иной картинки в соответствии с буквами. Предугадывание картинок развивает одну из сторон мышления – прогнозирование. Выбор из таблицы определенной буквы формирует дифференцированное восприятие той буквы, которую он выбирает, т.е. среди других букв ребенок в дальнейшем легче ее узнает и находит.

Ребенок в какой-то момент времени находится один на один с печатной версией или электронной версией азбуки. Выбор, который стоит перед ним не вызывает долгих раздумий. Он выбирает сразу. Когда выбор падет на АБВГДейку ваш ребенок погрузиться в чудный мир обучения.


Несомненно, огромный плюс электронной версии заключается в том, что ребенок самостоятельно может изучать без помощи взрослого, в режиме интерактивного обучения. В данном случае книжная азбука будет менее полезна для ребенка без помощи взрослого. В электронной версии Азбуки уже есть готовые варианты заданий на проверку его знаний, которые очень занимательные и красочные. Вы можете ознакомиться с Aзбукой АБВГДейкой, производителя Little Beetle на App Store.

Добавить комментарий