Миллион алых роз — реальная история, ставшая сюжетом песни. История одной песни: миллион алых роз Нико Пиросмани - честный и нищий художник, писавший пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду

Лев и Солнце В 1912 году в Грузию по приглашению братьев Зданевичей приехал французкий художник Мишель Ле-Дантю. Летним вечером «когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом небе теряли свой цвет» они втроем оказались на вокзальной площади и зашли в трактир «Варяг». Внутри они обнаружили множество картин Пиросмании, которые их удивили: Зданевич вспоминал, что Ле-Дантю сравнил Пиросмани с итальянским художником Джотто. В ту пору в ходу был миф о Джотто, согласно которому он был пастухом, пас овец, и углем в пещере рисовал картины, которые позже заметили и оценили. Это сравнение укоренилось в культурологии. (Сцена с посещнием «Варяга» вошла в фильм "Пиросмани", где находится почти в самом начале) Ле-Дантю приобрел несколько картин художника и увез их во Францию, где их след затерялся. Кирилл же Зданевич (1892 - 1969) стал исследователем творчества Пиросмани и первым коллекционером. Впоследствии его коллекция была передана тбилисскому музею, перешла в Музей Искусств и вроде бы именно она выставлена сейчас (временно) в Голубой Галерее на Руставели. Зданевич же заказал Пиросмани свой портрет, который так же сохранился: Пиросмани умер, а его картины все еще были разбросаны по духанам Тбилиси и братья Зданевичи продолжали их собирать, несмотря на свое сложное материальное положение. Если верить Паустовскому, то еще в 1922 году он жил в гостинице, стены которой были завешаны "клеенками" Пиросмани. О своей первой встрече с этими картинами Паустовский писал так: Проснулся я, должно быть, очень рано. Резкое и сухое солнце косо лежало на противоположной стене. Я взглянул на эту стену и вскочил. Сердце у меня начало биться тяжело и быстро. Со стены смотрел мне прямо в глаза – тревожно, вопросительно и явно страдая, но не в силах рассказать об этом страдании – какой-то странный зверь – напряженный, как струна. Это был жираф. Простой жираф, которого Пиросман, очевидно, видел в старом тифлисском зверинце. Я отвернулся. Но я чувствовал, я знал, что жираф пристально смотрит на меня и знает все, что творится у меня на душе. Во всем доме было мертвенно тихо. Все еще спали. Я отвел глаза от жирафа, и мне тотчас же показалось, что он вышел из простой деревянной рамы, стоит рядом и ждет, чтобы я сказал что-то очень простое и важное, что должно расколдовать его, оживить и освободить от многолетней прикрепленности к этой сухой, пыльной клеенке. Как воспринимать Пиросмани Работы Пиросмани у некоторых вызывают восторги, а некоторых непонимание. Он действительно не умел рисовать, не знал анатомии, не изучал технику живописи. Его манера называется "примитивизм", и вот тут полезно знать, что это такое. В конце XIX века Европа переживала научно-техническую революцию и одновременно развивалось отторжение технического прогресса. Ожил древний, античных времен, миф о том, что в прошлом люди жили в естественной простоте и были счастливы. Европа познакомилась с культурой Азии и Африки и внезапно решила, что это вот примитивное творчество и есть идеальная естественная простота. В 1892 году французский художник Гоген оставляет Париж и сбегает от цивилизации на Таити, чтобы жить на природе, среди простоты и свободной любви. В 1893 Франция обращает внимание на художника Анри Руссо, который так же призывал учиться только у природы. Тут все понятно - Париж был центром цивилизации и усталось от нее начиналась именно в нём. Но в те же годы - около 1894 - начинает рисовать Пиросмани. Трудно предположить, что он устал от цивилизации, или что он внимательно следил за культурной жизнью Парижа. Пиросмани в принципе не был врагом цивилизации (а его заказчики-духанщики - тем более). Он вполне мог уйти в горы и жить сельским хозяйством - как поэт Важа Пшавела - но он принципиально не желал быть крестьянином и всем своим поведением давал понять, что он - городской человек. Он не учился рисовать, но при этом хотел рисовать - и рисовал. В его живописи не было идеологического мессаджа, как у Гогена и Руссо. Получается, что он не копировал Гогена, а просто рисовал - а получалось, как у Гогена. Его жанр не заимствован от кого-то, а создался сам собой, естественно. Таким образом он стал не последователем примитивизма, а его основателем, а рождение нового жанра в таком глухом углу, как Грузия - это странно и почти невероятно. Помимо своей воли Пиросмани как бы доказал правильность логики примитивистов - они считали, что истинное искусство рождается вне цивилизации, и вот оно и родилось в Закавказье. Может быть именно поэтому Пиросмани стал так популярен у художников ХХ века. Бэнд Asea sool решил, создать клип, сопровождаемый картинами великого художника-примитивиста Нико Пиросмани. ----


Миллион алых роз. История песни

К юбилею Раймонда Паулса. 12 января композитору -75 лет!
История песни" Миллион алых роз"

Песня “Миллион алых роз” была одной из самых популярных советских песен 1980-х годов.
Вот этот неувядающий шедевр.
Так Алла Пугачева пела его в уже далёком 1983 году (премьерное исполнение песни в “Новогоднем аттракционе”)

Песня под куполом цирка!!

Музыка: Раймонд Паулс, слова: Андрей Вознесенский.

Текст песни
МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ

Музыка: Паулс Р.

Слова: Вознесенский А.

Жил-был художник один,
Домик имел и холсты.
Но он актрису любил
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров
И на все деньги купил
Целое море цветов.

Миллион, миллион,
Миллион алых роз
Из окна, из окна,
Из окна видишь ты.
Кто влюблён, кто влюблён,
Кто влюблён, и всерьёз,
Свою жизнь для тебя
Превратит в цветы.

Встреча была коротка,
В ночь её поезд увёз,
Но в её жизни была
Песня безумная роз.

Прожил художник один,
Много он бед перенёс,
Но в его жизни была
Целая площадь цветов.

Припев.
………

Между тем песня "Миллион алых роз" первоначально была написана не о бедном художнике.

Песня называлась «Подарила Мариня девочке жизнь». В нем рассказывалось о девушке Марине, которая пела детям грустные песни… Стихи были поэта Леона Бриедиса, - вспоминает певица Лариса Мондрус , которая сейчас живет в Германии. - В 70-х годах Раймонд подарил эту песню мне, я исполняла ее на латышском.
*

Андрей Вознесенский услышал проникновенную мелодию Раймонда Паулса, и написал свой вариант текста, вспомнив красивую легенду о художнике Пиросмани.

Поэта вдохновил отрывок из романа Константина Паустовского “Повесть о жизни”, часть «Бросок на юг », где рассказывалось о любви грузинского художника Нико Пиросманишвили (Пиросмани 1862 - 1918г.) к французской певице и танцовщице Маргарите де Севр.
*
О жизни Пиросмани ходило много легенд, вызванных необычностью самой личности Нико Пиросмани.
Константин Паустовский был в Тифлисе спустя десять лет после смерти Пиросмани и влюбился в написанные на жестяных вывесках картины художника. И рассказал о нем на страницах своей книги.

Влюбленный Нико написал портрет «Актриса Маргарита».

Легенда гласит, что в день своего рождения художник пригнал к дому француженки, которая приехала в Грузию на гастроли, арбы, нагруженные цветами (там были не только розы), и устелил ими мостовую.
*

Несколько отрывков из книги:

"Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии…
Люди…смотрели на удивительное зрелище: аробщики, самые обыкновенные аробщики, а не легендарные погонщики из "Тысячи и одной ночи" загружали цветами всю улицу, как будто хотели засыпать ими дома до второго этажа…
«Никто не решался первым ступить на этот цветущий ковер, доходивший людям до самых колен…».
"Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги… Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник - его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы
и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов - от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов.»
(К.Паустовский)

За короткое время улочка перед гостиницей была сплошь усеяна цветами. Маргарита была тронута и даже поцеловала Пиросмани в губы на глазах у горожан — в первый и последний раз... Вскоре её гастроли в Тифлисе завершились. Любви художника она не приняла - предпочла ему богатого поклонника и уехала с ним.
*
Однако рассказывают, что в 1969 году, когда картина Пиросмани была выставлена в Лувре, к ней каждый день приходила пожилая женщина, очень похожая на Маргариту…
*
В конце этого рассказа Паустовский признаётся, что “историю любви Пиросмани рассказывают по-разному. Я повторил один из этих рассказов…”
Неизвестно, была ли эта история в жизни Пиросмани на самом деле - по мнению многих исследователей, он не был знаком с актрисой Маргаритой Севр, а свою знаменитую картину
срисовал с одной из тифлисских афиш...
…………..

Прочитать эту историю, рассказанную Паустовским, можно здесь: http://komi.com/japanese/muz/hyakupiro.html
…….

Первую пластинку с песней в исполнении Аллы Пугачевой фирма «Мелодия» выпустила в 1982 году тиражом 6 млн экземпляров. Телепремьера песни состоялась в программе «Новогодний аттракцион» в ночь на 1 января 1983 года.

Еще интересные факты
Песня «Миллион алых роз» не менее популярна в Японии, чем в России. Перевела на японский язык и исполнила эту песню в 1987г. японская певица и писательница - Токико Като. Содержание почти такое же, как у нас - жил-был бедный художник, он влюбился в актрису…
Забавно, но многие японцы уверены, что это японская песня! А на железнодорожном вокзале в городе Фукуяма и сейчас звучит мелодия «Миллиона алых роз», когда поезда подходят к станции. Город знаменит розами, и эта песня для них - своеобразный гимн.
……………….

Оригинал записи и комментарии на

Именно история любви Нико Пиросмани к француженке-актрисе положена в основу знаменитой песни Аллы Пугачевой "Миллион алых роз", стихи и музыку к которой написали Андрей Вознесенский и Раймонд Паулс. Кстати, в этом году мир отмечает 155-летний юбилей Пиросмани.

"Когда речь заходит о Грузии, Нико Пиросмани и царицу Тамару вспоминают чаще других. Они - символы этой страны, - начал рассказ Игорь Оболенский. - В Сванетии я встретил старика, в чьем доме хранилась древняя икона царицы Тамары. Ему даже в голову не приходило прятать ее от чужих глаз - разве кто-то может покуситься на святыню?! А Пиросмани - он никогда не учился рисовать, но стал великим, стал брендом. Его картины известны всем. Если есть в каком-то городе грузинский ресторан, его обычно называют в честь этого художника".

© Sputnik / А. Свердлов

"Двое грузин у марани". Репродукция картины Н.Пиросмани

Грузинскому самородку Оболенский посвятил книгу "Сказки Пиросмани". В ее основу легли беседы с Мирель и Валентиной Зданевич - дочерьми художника Кирилла Зданевича, первого коллекционера работ Пиросмани.

Свой гений

У каждого города есть свой гений. В Тбилиси это, несомненно, Нико Пиросмани. Выходец из кахетинской деревни, он творил так же естественно, как дышал. Его наивные, добрые, безыскусные картины спасительно действуют на чувства, возвращают доверие к миру и детскую веру в волшебство.

Герои Пиросмани в Тбилиси повсюду - они глядят на нас с музейных оригиналов и с репродукций, украшающих стены кафе и ресторанов. В честь шедевра Пиросмани "Черный лев" назван модный ресторан на левом берегу Куры. На одной из улиц старого Тбилиси стоит бронзовый дворник в человеческий рост, навеянный персонажем другой его известной картины.

© Sputnik / Свердлов

Репродукция картины художника Нико Пиросмани "Шота Руставели преподносит поэму царице Тамаре"

Пиросмани начал писать картины в Тифлисе в 90-е годы XIX века: рисовал вывески и расписывал стены местных духанов. Героями его работ были колоритные жители Тифлиса и трогательные звери с человеческими глазами, а самыми популярными персонажами - поэт Шота Руставели и царица Тамара, "лики" которых продавались лучше других.

Родился вовремя, но был чужим

Сам того не ведая, Пиросмани совпал с европейской модой на примитивизм, зародившейся на рубеже 19-20 веков. Желая вырваться из плена цивилизации, художники искали тогда отдушину в общении с природой, в естественности и простоте. Поль Гоген сбежал из Парижа на Таити, чтобы жить и рисовать среди тропических красот. Вернуться к природе призывал и французский наивист Анри Руссо, с которым нередко сравнивают Пиросмани.

В 1912 году братья Кирилл и Илья Зданевич открыли миру творчество Пиросмани, познакомив с его работами сначала русскую, а затем и европейскую публику. Увы, это не принесло грузинскому гению при жизни ни состояния, ни громкой славы. Он прожил в бедности и умер в полной нищете, зато сейчас его работы стоят миллионы.

В среде тифлисских художников Пиросмани чувствовал себя чужим. Окружающие вообще считали его человеком не от мира сего. По словам Игоря Оболенского, художник не задерживался ни на одном месте работы, поскольку был слишком добрым: в молодости, работая кондуктором на железной дороге (к слову сказать, среди его коллег был молодой Федор Шаляпин), он позволял многим ездить зайцами, а позже чуть не привел к разорению собственную молочную лавку, раздавая продукты в долг. Компаньон Пиросмани по молочному бизнесу даже платил ему по рублю в день, чтобы тот не появлялся на работе.

К ногам любимой - цветы и жизнь

В 1905 году, будучи зрелым человеком, Пиросмани влюбился во французскую певицу и актрису Маргариту де Севр, выступавшую с гастролями в тифлисских увеселительных заведениях. Он написал ее портрет в окружении золотых птиц.

Сюжет романтичной истории, которая легла в основу знаменитой песни "Миллион алых роз", был впервые описан Константином Паустовским со слов братьев Зданевич. Чтобы покорить Маргариту, Пиросмани распродал все свое имущество, купил на вырученные деньги море цветов (не роз!) и послал их к дому возлюбленной. Впечатленная француженка встретилась с художником, но любви, увы, не получилось - между ними была пропасть.

© Sputnik /

Репродукция картины Нико Пиросмани "Актриса Маргарита"

Дальнейшая судьба Пиросмани складывалась печально: после истории с цветами он окончательно обнищал, переселился в духаны. Рисовал там на чем придется - на стенах, на жестянках, картоне, столовых клеенках. Выразительный черный цвет на многих его картинах - это просто незакрашенная клеенка, обрамленная несколькими цветовыми штрихами. Часто сюжеты для картин Пиросмани подсказывали посетители духанов - например, на одном из пейзажей по просьбе маленького мальчика он написал и луну, и солнце одновременно.

История с "миллионом роз" получила продолжение через пятьдесят лет после смерти Пиросмани. В 1968 году, когда в парижском Лувре проходила выставка его картин, смотритель музея опознала в пожилой француженке, ежедневно приходившей к портрету Маргариты, госпожу де Севр. Сохранилась даже фотография, на которой постаревшая Маргарита позирует рядом с портретом кисти Пиросмани.

Не потерян - спасибо

Парижский след в истории с Пиросмани связан и с другими, более громкими именами. Большую роль в популяризации творчества грузинского гения на Западе сыграл его первооткрыватель, поэт-футурист Илья Зданевич, эмигрировавший во Францию после революции и прославившийся там под псевдонимом Ильязд.

Судьба Зданевича напоминала увлекательный авантюрный роман. Он вращался в кругах французских и русских авангардистов, дружил с Пабло Пикассо, даже вдохновил его на создание портрета Пиросмани. Ильязд был трижды женат, и в первый раз - на модели из дома Chanel Аксель Брокар, причем Коко Шанель заказывала ему эскизы для тканей и была крестной матерью его старшей дочери Мишель. Второй женой Зданевича была нигерийская принцесса, третьей - дама из высшего общества, художница по керамике Элен Дуар-Маре.

Брату Ильи Зданевича - Кириллу, оставшемуся в советском Тбилиси, - повезло меньше. В 1949 году он стал жертвой сталинского террора и восемь лет провел в лагере в Воркуте. Принадлежавшие ему работы Пиросмани были распроданы или переданы в музеи, но каждой из своих дочерей он успел подарить по одной картине этого великого художника-примитивиста.

Старшей - Мирель - достался знаменитый "Черный лев". Вокруг этого шедевра развернулась настоящая детективная история: в 1993 году вооруженные налетчики похитили его из дома Карамана Кутателадзе - сына Мирель. Картина была объявлена в международный розыск и в 2011 году вдруг всплыла в антикварном салоне в Москве. Говорят, новый владелец выкупил картину у наследников Зданевича на законных основаниях. На родину, в Тбилиси, она пока не вернулась.


Грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани (Нико Пиросманашвили) был самоучкой и настоящим самородком из народа. Несмотря на достаточно большую популярность при жизни, он жил в бедности и часто писал картины за еду, а мировая слава пришла к нему только после его смерти. Даже те люди, которые никогда не видели его работ, наверняка слышали легенду о том, как однажды он продал все свое имущество, чтобы купить все цветы в Тбилиси для женщины, которую любил. Так кем же была та, ради которой художник остаток дней провел в нищете?

О женщине, вдохновившей Пиросмани, на самом деле известно довольно мало. Существуют документальные подтверждения того, что она на самом деле приезжала в Грузию: в 1905 г. в газетах были опубликованы анонсы выступлений певицы-шансонье, танцовщицы и актрисы парижского театра миниатюр «Бель Вю» Маргариты де Севр.

В городе появились афиши: «Новость! Театр «Бель Вю». Только семь гастролей красавицы Маргариты Де Севр в Тифлисе. Уникальный дар петь шансоны и одновременно танцевать кек-уок!» Нико Пиросмани впервые увидел ее на афише и влюбился. Именно тогда он и написал знаменитую картину «Актриса Маргарита». А после того, как он услышал ее пение на концерте, – решился на тот поступок, о котором потом напишут Константин Паустовский и Андрей Вознесенский.
В свой день рожденья Пиросмани продал свою харчевню и все имущество, а на вырученные деньги скупил все цветы в городе. 9 повозок с цветами он отправил к дому Маргариты де Севр. По легенде, она увидела море цветов, вышла к художнику и поцеловала его. Однако историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.

«Миллион алых роз», о котором поется в знаменитой песне, – тоже часть легенды. Цветы, конечно, никто не считал, а в повозках были не только розы: сирень, акацию, боярышник, бегонии, анемоны, жимолость, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую.
Актриса прислала ему пригласительный, которым он сразу так и не воспользовался, а когда художник наконец пришел к ней – Маргариты уже не было в городе. По слухам, она уехала с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.

Паустовский позже напишет: «Маргарита жила, как во сне. Сердце ее было закрыто для всех. Ее красота была нужна людям. Но, очевидно, она совсем не была нужна ей самой, хотя она и следила за своей наружностью и хорошо одевалась. Шуршащая шелком и дышащая восточными духами, она казалась воплощением зрелой женственности. Но было в этой ее красоте нечто грозное, и, кажется, она сама понимала это» .
В 1968 г. в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани, которого уже 50 лет как не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая женщина. Очевидцы утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр. А поступок Пиросмани до сих пор вдохновляет людей творчества

Наверное, нет человека у нас в стране, кто бы не слышал песню "Миллион алых роз" в исполнении Аллы Пугачевой. В 80-х годах она была хитом и её мог напеть каждый. Однако вначале в её мелодии, написанной Раймондом Паулсом, не звучали слова о бедном художнике. Текст песни был написан поэтом Леоном Бриедисом, и она исполнялась на латышском языке. Естественно, что и название было другое – «Подарила Мариня девочке жизнь». Певица Лариса Мондрус вспоминает, как в середине 70-х годов композитор подарил ей эту песню, и она исполняла её на латышском языке.

Прошли годы и поэт Андрей Вознесенский, услышав чудесную мелодию песни, написал к ней свой текст, уже на русском языке. Вдохновила его на это история о грузинском художнике Нико Пиросмани. Художник был влюблён во французскую танцовщицу и певицу Маргариту де Севр. Когда она приехала на гастроли в Грузии, он устелил мостовую напротив её гостиницы цветами, которые едва уместились на телеге.

Вот текст песни "Миллион алых роз", написанный Андреем Вознесенским:


Жил-был художник один,
Домик имел и холсты.
Но он актрису любил
Ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом,
Продал картины и кров
И на все деньги купил
Целое море цветов.

Припев:
Миллион, миллион,
Миллион алых роз
Из окна, из окна,
Из окна видишь ты.
Кто влюблён, кто влюблён,
Кто влюблён, и всерьёз,
Свою жизнь для тебя
Превратит в цветы.

Утром ты встанешь у окна,
Может, сошла ты с ума -
Как продолжение сна,
Площадь цветами полна.
Похолодеет душа:
Что за богач здесь чудит?
А под окном, чуть дыша,
Бедный художник стоит.
Припев.

Встреча была коротка,
В ночь её поезд увёз,
Но в её жизни была
Песня безумная роз.

Прожил художник один,
Много он бед перенёс,
Но в его жизни была
Целая площадь цветов.
Припев.

Песня «Миллион алых роз» популярна не только в России. Она переведена на многие языки. В Японии на железнодорожном вокзале в городке Фукуяма, знаменитом своими розами, мелодия песни звучит каждый раз, когда поезд приближается к станции. Предлагаем послушать Million de roses на французском языке. Звучит она как-то необычно, по новому, не так ли?