Литературно-музыкальная композиция "средь шумного бала". Анализ стихотворения Толстого «Средь шумного бала «Средь шумного бала, случайно», А

Средь шумного бала


Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Многие помнят эти стихи Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), и сливающуюся с ними мелодию романса Чайковского. Но далеко не все знают, что за стихотворением стоят живые события: начало необыкновенной романтической любви.


Впервые они повстречались на бале-маскараде зимой 1850–51 года в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II. С детских лет он избран был товарищем игр цесаревича и, скрытно тяготясь этим, исправно нёс бремя избранности. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Завораживал её голос - густое контральто.
Они говорили недолго: суета пёстрого бала-маскарада разлучала их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолётных суждений. Она, конечно, узнала его. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску... Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Но что было бы с ним, и с ними обоими, если б она не приехала тогда на тот бал? Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения.

Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нём ничего не придумано, всё так, как было. Оно полно реальных примет, документально, как репортаж. Только это «репортаж», излившийся из сердца поэта и потому ставший лирическим шедевром. И прибавивший ещё один бессмертный портрет к галерее «муз русских романсов».

Панасенко Галина Константиновна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ 33 г.Владивостока»

«Средь шумного бала »

(история одного романса )

Литературно-музыкальная композиция по

творчеству Алексея Константиновича Толстого

Звучит один куплет романса П.И.Чайковского «Средь шумного бала»:

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Чтец 1 . Знакомый, любимый романс, содержащий тайну…Кто автор этого поэтического шедевра, кто та незнакомка, которая вдохновила на создание этих строк, кто написал музыку, пленительную, задушевную, так гармонично сливающуюся с содержанием стихотворения? В нём автор рассказывает, что встретил женщину на балу, она была в маске, которую отказалась снять. Но поэта пленяют её «печальные очи»,задумчивый взгляд тонкий стан и дивный голос. Кто она, какую тайну скрывала случайно встретившаяся на балу женщина с печальным взглядом? Да, эта встреча оказалась судьбой для двух людей.

(Звучит музыка бального танца).

Чтец2 .В январе 1851 года Алексей Толстой по долгу службы сопровождал наследника престола на бал-маскарад, который давался в Большом театре. Здесь он встретил незнакомку, у которой было сочное контральто, интригующая манера разговаривать, пышные пепельные волосы и прекрасная фигура. Но поразил её печальный таинственный взгляд. Незнакомка отказалась назвать своё имя и снять маску, но взяла визитную карточку Толстого, пообещав дать о себе знать.

Возвратясь домой, Толстой не мог работать. Мысль о незнакомке не давала покоя.(Звучит музыка романса Чайковского «Средь шумного бала» без слов).Нет, далеко не юношеское трепетное чувство влекло его к маске. Он понял, что это женщина, не девушка. Он может говорить с нею свободно, она поймёт всё, что бы он ни сказал, она показалась ему умницей. В ней было что-то такое, что отличало её от светских красавиц. Очевидно,этой ночью он и написал слова стихотворения, которое отныне будет всегда вдохновлять композиторов и влюблённых.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моём сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый прилечь -

Я вижу печальные очи,

Я слышу весёлую речь.

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю…

Люблю ли тебя – я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

Чтец 3 .Через несколько дней А.К.Толстой увидел свою незнакомку без маски. Она пригласила к себе в гости Алексея Константиновича и Ивана Сергеевича Тургенева, который тоже был на балу и тоже обратил внимание на загадочную маску. Это была Софья Андреевна Миллер, жена конногвардейского офицера. Софья Андреевна не была хорошенькой. Её портили высокий лоб, невыразительные брови, широкие скулы. Но, приглядевшись, мужчины начинали любоваться полными свежими губами и серыми глазами, которые светились умом. Тургенев тоже увлёкся Софьей Андреевной. Он долго был под её обаянием. Между ними завязалась дружеская переписка. Ей первой Тургенев доверял свои произведения и высоко ценил её мнение.

Софья Андреевна Миллер обладала большим литературным вкусом, владела

четырнадцатью языками, знала искусство, историю, философию. Алексей Толстой увлёкся Софьей Андреевной и очень сильно. Но всё было не так просто в этой любви. По своей натуре Толстой был добрым, нежным, деликатным, с ранимой душой. И это сочеталось с истинно мужской красотой: он был богатырского роста и телосложения и обладал огромной физической силой. Он легко скручивал железную вилку, распрямлял подкову, купался зимой в проруби и был хорош собою. И вместе с тем он был застенчивым человеком, скромным и,как мы вскоре убедимся, однолюбом. Отныне Софья Андреевна стала его кумиром, источником его художественного вдохновения. Появляются одно за одним стихотворения, посвящённые ей.

Меня, во мраке и в пыли

Досель влачившего оковы,

Любови крылья вознесли

В отчизну пламени и слова.

И просветлел мой тёмный взор,

И стал мне виден мир незримый,

И слышит ухо с этих пор,

Что для других неуловимо.

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

Многие стихи Толстого этого периода были положены на музыку русскими композиторами.(Звучит романс А.Н.Римского - Корсакова «Не ветер,вея с высоты»).

Чтец4. Александр Константинович и Софья Андреевна очень скоро поняли, что их встреча –это их судьба. Но свадьбу пришлось отложить на многие годы. Муж Софьи Анд-

реевны, которого она давно оставила, не давал ей развода и всё ждал её возвращения, а мать Толстого и слышать не хотела о подобном союзе для сына. Да и у них самих отношения в первое время складывались далеко не просто. Софья Андреевна, по-видимому,не совсем ещё верила в долговечность их чувств. А Алексей Константинович весьма тяжело переживал объяснение, состоявшееся у них с Софьей Андреевной.

Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!

Жизнью твоею я жил, и слезами твоими я плакал,

Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,

Всё перечувствовал вместе с тобой, и печаль и надежды,

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я,

Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий.

Какие же ошибки совершила Софья Андреевна? Почему ей так пришлось страдать? Она рассказала Толстому о своей жизни до встречи с ним. Оказывается, у Софьи Андреевны в девичестве Бахметьевой, был в юности роман с князем Вяземским, который воспользовался её доверчивостью и обманул её, отказавшись на ней жениться. Брат Софьи вступился за честь своей сестры и вызвал Вяземского на дуэль. Но Вяземский убил брата. Жизнь в родном доме стала невыносимой. Чтобы избежать косых взглядов и упрёков, Софья вышла замуж за страстно влюблённого в неё ротмистра Миллера. Брак оказался неудачным, и она вскоре ушла от мужа. Затем Софья сошлась с Григоровичем, но и этот союз не принёс ей счастья. После всего этого Софья Андреевна поселилась в имении своего второго брата и изредка наезжала в Москву или Петербург. Было о чём призадуматься Алексею Константиновичу! Прошлое Софьи Андреевны вызывало у него в душе и боль, и упрёки. Но он всё простил. «Клянусь тебе, - писал он ей в то время,- что люблю тебя всеми способностями, всеми мыслями, всеми страданиями и радостями моей души…Прими эту любовь, какая она есть, и не ищи ей причины…».

Чтец 5 . Но сомнения в душе Алексея Константиновича, конечно, оставались. И они отразились в нескольких его стихотворениях.

Колышется море, волна за волной

Бегут и шумят торопливо…

О друг ты мой бедный, боюся, со мной

Не быть тебе долго счастливой!

Во мне и надежд, и отчаяний рой,

Кочующей мысли прибой и отбой,

Приливы любви и отливы.

Ты не спрашивай, не распытывай,

Умом-разумом не раскидывай,

Как люблю тебя, почему люблю,

И за что люблю, и надолго ли?..

Полюбив тебя, я не спрашивал,

Не разгадывал, не распытывал,

Полюбив тебя, я махнул рукой,

Очертил свою буйну голову!

Толстой всё больше тяготится своей службой при дворе. Он старался всеми способами уклониться от дежурств и всё чаще удалялся в своё имение Пустынька под Петербургом. Природа действует на него опьяняюще, лесные запахи будят в нём воспоминания, тишина зовёт к творчеству.(Звучит романс П.И.Чайковского «Благословляю вас,леса»).

Из Пустыньки он пишет Софье Андреевне: «Бывают минуты, в которые моя душа при мысли о тебе как будто вспоминает далёкие-далёкие времена, когда мы знали друг друга лучше и были ешё ближе, чем сейчас…Я никогда не мог бы быть ни министром, ни директором департамента, ни губернатором…Моё настоящее призвание - быть писателем. Если я буду знать,что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать».

На нивы жёлтые нисходит тишина,

В остывшем воздухе от меркнувших селений

Дрожа, несётся звон…Душа моя полна

Разлукою с тобой и горьких сожалений.

И каждый мой упрёк я вспоминаю вновь,

И каждое твержу приветливое слово,

Что мог бы я сказать тебе, моя любовь,

Но что внутри себя я схоронил сурово.

Чтец 6. В 1854 году впервые под собственным именем А.К. опубликовал многие свои стихотворения в журнале «Современник».В его лирике звучат совсем иные мотивы -ощущение великой наполненности бытия, радость могучего духовного возрождения. В это время поэт твёрдо встал на ноги, он находит свои темы, художественные формы. Поэт показывает себя прирождённым пейзажистом, и талант его был виден во всех его стихах. И, конечно, многие стихи посвящаются Софье Андреевне.

Смеркалось -жаркий день бледнел неуловимо,

Над озером туман тянулся полосой,

И кроткий образ твой, знакомый и любимый,

В вечерний тихий час носился предо мной.

Улыбка та ж была, которую люблю я,

И мягкая коса, как прежде,расплелась,

И очи грустные,по-прежнему тоскуя,

Глядели на меня в вечерний час.

Сколько музыки и чувства в этом замечательном стихотворении! Но в это время Россия вела Крымскую войну, и А.К. тревожат вести из осаждённого Севастополя. Русская армия терпит поражение. Тиф, грязь, болезни наносят русской армии урона больше, чем пули противника. Как патриот своей страны Толстой не мог со стороны наблюдать за ходом войны. Он просит своего дядю- министра уделов Льва Перовского- зачислить его в «Стрелковый полк императорской фамилии».В этот полк уже были зачислены два брата Жемчужниковы и двоюродный брат Алексея Константиновича Алексей Бобринский. Но этот стрелковый полк так и не вступил в бой, так как внутри его началась эпидемия тифа, и заболели все братья Толстого и он сам.

Узнав о болезни, Софья Андреевна приезжает под Одессу, где был расположен полк, и заботливо ухаживает за больным А.К.Рискуя заразиться, она сделала всё, чтобы выходить Толстого и поставить его на ноги.

Из Одессы Толстой возвращается в Петербург, а Софья Андреевна в своё имение. Связь поддерживается через переписку и редкие встречи. Появляются новые стихи.(Звучит романс П.И.Чайковского «Не верь, мой друг»).

Чтец 7. После Крымской кампании Толстой стал упорно добиваться отставки и обратился напрямую к императору с просьбой: «Ваше Величество! Я надеялся победить мою природу-художника. Но опыт доказал мне, что я боролся с ней напрасно. Служба и искусство несовместимы. Одно вредит другому, и нужно выбирать одно из двух…».Алесандр11 был недоволен, но уволить Толстого разрешил и произвёл его во флигель-адъютанты, что давало тому возможность охотиться в царских угодьях и бывать при дворе,когда угодно.

В 1857 году умирает мать Толстого. Теперь, казалось бы, он мог исполнить мечту- жениться на Софье Андреевне. Но затягивался её бракоразводный процесс с бывшим мужем.(Звучит романс П.И.Чайковского «Кабы знала я, кабы ведала»).

Пройдёт ещё несколько лет, прежде чем он соединит свою судьбу с любимой женщиной. А пока он упорно работает, ему приходится часто ездить на лечение в санатории за границу, а оттуда Софья Андреевна получает всё новые стихи.

С тех пор как я один,с тех пор как ты далёко,

В тревожном полусне когда забудусь я,

Светлей моей душе недремлющее око

И близость явственней духовная твоя.

Сестра моей души,с улыбкой счастья

Твой тихий кроткий лик склоняется ко мне,

И я,исполненный мучительного счастья,

Любящий, чую взор в тревожном полусне.

И если в этот час ты также им объята,

Мы думою, скажи, проникнуты ль одной

И видится ль тебе туманный образ брата

С улыбкой грустною склонённой над тобой?

И вот, наконец, настало время, когда Алексей Константинович смог соединить свою судьбу с Софьей Андреевной. Они повенчались в 1863 году в Дрездене. Толстому исполнилось 46 лет.

Чтец 8 .Алексей Константинович всецело отдаётся литературному труду: работает над драматическими произведениями, над трилогией «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис», пишет драматическую поэму «Дон Жуан». (Звучит «Серенада Дон Жуана» П.И.Чайковского).

Софья Андреевна была неплохой помощницей своему мужу в его литературном труде: она буквально поглощала сотни книг на разных языках и обладала такой памятью, что Толстой получал от неё справку по любому вопросу. Кроме того, она была прекрасной музыкантшей, царила на литературных вечерах,где гостями были Гончаров, Майков, Тютчев, Островский, Тургенев.

Минула страсть, и пыл её тревожный

Уже не мучит сердца моего,

Но разлюбить тебя мне невозможно,

Всё, что не ты,- так суетно и ложно,

Всё, что не ты,- бесцветно и мертво.

К сожалению, счастье Алексея Константиновича и Софьи Андреевны было недолгим. Болезнь Толстого всё больше и больше давала о себе знать. Лучшие курорты в Европе и лучшие врачи не смогли справиться с болезнью графа Толстого. В одном из писем из заграничного санатория он пишет жене: «Во мне всё то же чувство, как и двадцать лет назад, когда мы расставались –совершенно то же».В это время,вспоминая свою молодость, он пишет одно из лучших своих стихотворений, положенных на музыку П.И.Чайковским,-«То было раннею весной». (Звучит романс).

Чтец 9. Ровно за три месяца до своей кончины Алексей Константинович пишет из Карлсбада Софье Андреевне: «А для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота…».

Ты помнишь ли вечер, как море шумело,

В шиповнике пел соловей,

Душистые ветки акации белой

Качались на шляпе твоей.

Меж камней, обросших густым виноградом,

Дорога была так узка,

В молчанье над морем мы ехали рядом,

С рукою сходилась рука.

Ты так на седле нагибалась красиво,

Ты алый шиповник рвала,

Буланой лошадки косматую гриву

С любовью ты им убрала.

Одежды твоей непослушные складки

Цеплялись за ветки,а ты

Беспечно смеялась- цветы на лошадке,

В руках и на шляпе цветы.

Ты помнишь ли рёв дождевого потока

И пену и брызги кругом?

И как наше горе казалось далёко,

И как мы забыли о нём.

Происходит постепенное угасание поэта, человека необыкновенно огромной силы. Астма, расширение аорты, страшные головные боли… 28 сентября 1875 года А.К.Толстого не стало. Многие романсы, написанные на стихи Толстого – а их более восьмидесяти – были услышаны им при жизни. А романс «Средь шумного бала» был написан П.И.Чайковским через три года после смерти поэта. Эти стихи прислала композитору Надежда Филаретовна фон Мекк.Он ответил ей: «Особенно меня радует Толстой, которого я очень люблю…Толстой – неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов».А Софья Андреевна пережила Алексея Константиновича на семнадцать лет.(Звучит романс П.И.Чайковского «Средь шумного бала»).

Анализ стихотворения Средь шумного бала случайно

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1. История создания . Произведение было написано А. К. Толстым под впечатлением от встречи на балу с С. А. Миллер. Поэт и писатель, в отличие от большинства своих собратьев по перу, не был влюбчивым и постоянно стремящимся к новым романам человеком. Софья Миллер действительно произвела на Толстого очень большое впечатление, причем в большей степени не красотой, а своей эрудицией. Для добропорядочного и высоконравственного поэта огромным препятствием было то, что Софья была замужем. Однако она сказала Толстому, что несчастлива в браке и уже долгое время пытается добиться от мужа развода. В знак уверения в своих чувствах поэт преподнес Софье написанное практически сразу же после встречи стихотворение.

2. Жанр. По жанру стихотворение является любовной лирикой и представляет собой обращение автора к своей возлюбленной.

3. Основная тема произведения - описание впечатления, которое произвела на Толстого Софья. Характерно, что в этом описании преобладают не какие-то элементы телесной красоты («тонкий стан»), а звук голоса и смеха женщины. Благородного поэта восхищает печальный взгляд Софьи, скрывающий какую-то тайну. Он признается, что не может забыть «звонкий смех» возлюбленной, до сих пор звучащий в его сердце.

4. Композиция. Стихотворение можно разделить на две основные части. Вступительная (первые две строфы) часть - описание встречи и неизгладимого впечатления, произведенного Софьей на поэта. Третья строфа представляет собой плавный переход от прошлого к настоящему времени. Заключительная часть (четвертая и пятая строфы) - состояние, в котором сейчас находится поэт, постоянно переживая мгновенья первой встречи с будущей возлюбленной. Поэт не высказывается прямо о любви к замужней женщине до решительного объяснения, смягчая признание выражением «кажется, что люблю».

5. Размер. Произведение написано трехстопным амфибрахием с перекрестной рифмой, что придает ему особую возвышенную размеренность и музыкальность. Впоследствии слова стихотворения были положены на музыку.

6. Выразительные средства немногочисленны, но употреблены Толстым с большим мастерством, и органично вписываются в стихотворение. Поэт использует необходимые скромные эпитеты («задумчивый», «грустный», «звонкий»). Яркое сравнение применяется лишь по отношению к голосу (как «звон свирели» и «играющий вал моря»). Особую торжественность и выразительность произведению придает инверсия («стан тонкий», «часы одинокие», «люблю я»).

7. Главная мысль стихотворения - осторожное и целомудренное признание автора в любви. Поэт пытается оценить силу своего чувства и возможность его дальнейшего развития. А. К. Толстой принадлежал к поэтам-романтикам старой школы. Он никогда не позволял себе грубых или откровенных высказываний, относясь к любви, как к высшему духовному чувству человека. Возникшее у Толстого чувство любви не могло стать мимолетным увлечением. Он не ошибся в его оценке. Софья Миллер стала его спутницей жизни и творческой музой на всю жизнь.

История возникновения стихотворения так же романтична, как романтично рождение любви.
По одной версии на балу в петербургском Большом театре (Каменный театр) камер-юнкер Алексей Толстой (33-ти лет от роду) появился случайно - по долгу службы он сопровождал цесаревича Александра, будущего императора.

Как водится на балах-маскарадах, дамы были в полумасках, оставляя открытыми только глаза. Девушка с печальными серыми глазами, красивой фигурой и мелодичным голосом привлекла внимание Толстого. Она изящно вальсировала, остроумно отвечала на вопросы, показывая добрый нрав и образованность... Толстому было с ней так интересно, что к концу бала прекрасная незнакомка совершенно его покорила.

По другой версии, на балу с Софьей Андреевной Миллер познакомился не Толстой, а Иван Сергеевич Тургенев. Девушка в маске заинтриговала Тургенева, и он договорился с ней о свидании. Сцену знакомства на балу Тургенев в красках расписал своему другу Алексею Толстому. Тот заинтересовался и уговорил Тургенева взять его на свидание. Пришли вдвоём.

Увидев некрасивое лицо 24-х летней Софьи Андреевны, восторги Тургенева вмиг улетучились. Позже, вспоминая о той встрече, он скажет - у неё было "лицо чухонского солдата в юбке". Во время свидания разочарованный Тургенев откровенно скучал, а Толстой, наоборот, с удовольствием беседовал с Софьей Андреевной. Он не видел ни её широкого узкогубого рта, ни курносого носа, ни скорбно опущенной линии бровей - он наслаждался общением и находил девушку очаровательной.

Чувства к воображаемому образу казались Толстому реальными, он погрузился в них с головой. Через несколько дней влюблённый вылил свои чувства в стихотворении "Средь шумного бала".

Позже, в разговоре с другом и родственником А. М. Жемчужниковым, Толстой называл её "милой, талантливой, доброй, образованной, несчастной и с прекрасной душой".

По третьей версии - Толстой и Тургенев пришли на тот бал-маскарад вместе. Разница состояла в том, что Тургенев разочаровался в Софье Миллер, а Толстой - наоборот, в неё влюбился.

Исторические факты свидетельствуют, что только через 12 лет после первой встречи Алексей Константинович и Софья Андреевна обвенчались.

Существует мнение, что все эти годы они любили друг друга взаимно, но, детально знакомясь с подробностями биографии Алексея Константиновича, я стала сомневаться в ответной любви Софьи Андреевны.

Считается, что если женщину любит порядочный, и, главное, знаменитый мужчина, то вокруг неё сразу начинают петь ангелы, и она преображается, переходя на сторону добра, ведь хороший человек непременно любит себе подобного, у добрых и хороших "злых жён" не бывает. К сожалению, бывает.

Хороший, добрый, умный и талантливый Алексей Толстой любил Софью Миллер, поэтому она по умолчанию должна была иметь положительные душевные качества, например, любить мужа и помогать ему в его делах. Кое-кто из литературоведов считает, что Толстой якобы без поддержки Софьи Миллер не написал бы ни строчки.

Биографы сходятся в том, что Софья Андреевна была широко образована, читала и говорила на четырнадцати или шестнадцати языках (когда сумела!), умела вести и поддерживать разговор на любые темы, прекрасно пела, разбиралась в литературе и музыке... это, конечно, большой плюс для женщины, но образованность, манеры и поведение не синонимы счастливой любви.

По данным, почерпнутым из разных биографических источников, я сделала вывод, если кто из этой пары и любил, так это был Толстой, а Софья лишь позволяла себя любить. Возможно, в начале их романтического знакомства она пробовала отвечать на чувства Алексея Константиновича, но увлечение не любовь, оно - кратковременно и непрочно.

Мои сомнения возникли под влиянием некоторых фактов.
1.
Влюблённый Толстой, несмотря на то, что Софья была замужем, пришёл в дом Миллеров и сделал Софье предложение руки и сердца. Если бы она его любила, то воспользовалась бы этим обстоятельством и решительно ушла от нелюбимого мужа (вспомним Анну Каренину), но она не ушла, хотя отношения с мужем у неё были к тому времени чисто формальные. Значит, и Толстой ей не очень нравился.

2.
Когда муж Софьи, кавалергард-полковник Лев Фёдорович Миллер, воевал в Крымской войне, она закрутила роман с писателем Григоровичем, хотя знала о чувствах Толстого: она получала от него частые романтические письма с признаниями в любви и посвящением ей стихов. Наверняка она знала, что слухи о её связи с Григоровичем неминуемо дойдут до влюблённого Толстого и причинят ему боль и страдания, но... нелюбимого не жалко!

3.
А.М. Жемчужников вспоминал беседу с матерью А.К.Толстого, Анной Алексеевной, которая призналась ему, что огорчена "привязанностью" сына к Софье Андреевне, что "глубоко возмущена" её "лживостью и расчетом" и относится к её искренности "с полным недоверием".

Анна Алексеевна знала, что говорила. В обществе за Софьей Миллер укрепилось мнение, что у неё недостойное для приличной девушки прошлое.

Дело в том, что у юной (незамужней) Софьи был роман с князем Григорием Вяземским, от которого она родила ребёнка. Вяземский не захотел узаконить их отношения, из-за чего между ним и братом Софьи произошла дуэль, в результате которой брат был убит.

4.
Будучи замужем за А.К.Толстым, Софья Андреевна обращалась к нему только по фамилии, например: "Какие глупости ты говоришь, Толстой." Муж её раздражал, и она этого не скрывала. Пренебрежительно относилась к его творчеству, говорила, например, что даже Тургенев пишет лучше! Скучала в обществе мужа и ездила развлекаться в Европу, тратя семейные деньги на роскошь, в то время, как их имения разорялись.

Но любовь... любовь к этой женщине всё равно жила в сердце поэта:

Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Все, что не ты, – так суетно и ложно,
Все, что не ты, – бесцветно и мертво…. /А.К.Толстой/

5.
Граф Алексей Константинович был удачлив в жизни, казалось, ничто не могло омрачать его дни - жил, любил, творил, обладал могучим здоровьем, мог на охоте выйти на медведя в ножом в руках... почему же в последние годы Толстой страдал сильным расстройством нервов? Может, причина смерти Толстого (в 58 лет) не в случайной передозировке успокоительного лекарства, а осознанное действие самоубийства?

Софья Андреевна была ещё и хорошей актрисой - "на людях" показывала себя скромной, заботливой и любящей супругой, и у посторонних складывалось мнение, что Толстой и Миллер - счастливая пара.

Биографы ставят Софье Толстой (Миллер)в заслугу то, что она редактировала рукописи мужа и занималась его издательскими делами. Думаю, биографы приписали Софье Миллер достоинства другой Софьи Андреевны Толстой - супруги Льва Николаевича Толстого, которая, действительно, везла на себе воз редакторских забот. Точно так же поступала и третья Софья Андреевна Толстая - жена С.А.Есенина; она тоже принимала активное участие в издательских делах мужа.
А то, чем занимались две Софьи Андреевны, легко приписать и третьей....

Талантливым людям нелегко жилось в России, поэтому чуткие, умные и, главное, любящие жёны, были для них "приютом и отдохновением". Увы, Алексей Константинович был лишён душевного приюта, хотя он до конца своих дней оставался романтиком, храня преданность, верность и любовь избраннице своего сердца.

Конечно, он ощущал холодность подруги жизни, и это сильно его огорчало, но воспоминание о первой встрече на балу помогало залечивать душевные раны:

"В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь -
Я вижу печальные очи,
Я слышу весёлую речь;

И грустно я так засыпаю,
И в грёзах неведомых сплю..."

Вот эти: " в часы одинокие ночи люблю я, усталый, прилечь" и "и грустно я так засыпаю" - не дают мне покоя. Я сочувствую и сострадаю этому большому, доброму, мягкому и ранимому человеку... наверняка Толстой понимал разницу между Софьей настоящей и Софьей воображаемой.

Наблюдательная и мудрая Фаина Георгиевна Раневская как-то заметила: "Женщина умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? "

А вот мужчина может! И может потерять голову только из-за красивых ног, но и из-за красивых глаз, особенно, если они печальные, как у дамы в полумаске. Эти глаза, очи, и пробудили в душе доброго, отзывчивого и впечатлительного Алексея Константиновича Толстого интерес к их обладательнице.

Красивым мы называем то лицо, в котором соразмерны все его составляющие, они дополняют друг друга, соединяются в целое и создают неповторимую прелесть лица. Гораздо чаще бывает, что черты лица по отдельности красивы и выразительны, но вместе друг с другом не сочетаются, и можно любоваться только, например, носом, губами или глазами. Вспомним, как описывал Лев Толстой некрасивое лицо княжны Марьи в "Войне и мире":

"... глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты..."

В такие глаза немудрено влюбиться!

Лицо Софьи ниже глаз было скрыто полумаской-"тайной" /Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты/. Верю, Толстому понравились её глаза /"Лишь очи печально глядели"/, ему понравился её "тонкий" стан, (а на что ещё смотреть?), слышал, как Софья умело шутила, остроумно отвечала на вопросы, искусно поддерживала беседу /"А голос так дивно звучал", а смех её был, "Как звон отдалённой свирели, Как моря играющий вал" - что-то видел, что-то слышал, как мало надо, чтоб влюбиться! Остальное дорисовало поэтическое воображение.

Никто не знает ни сроков рождения любви, ни её причин: как говорил Пушкин о Татьяне Лариной: "Пришла пора - она влюбилась!" Пора пришла и к Алексею Толстому, и он влюбился в незнакомку в "тайне", как прыгнул "в омут с головой".
В человеке всегда живёт предрасположенность к любви; это та благодатная почва, в которой одно-единственное зёрнышко (красивые ноги, глаза или голос) произрастает в большое чувство.

Примечательно, что Иван Тургенев тоже имел возможность оценить глаза, стан и голос Софьи, но для Тургенева глаза не стали "печальными очами", стан, хоть и гибкий, не произвёл впечатления, а голос не вызвал ассоциаций ни со свирелью, ни с морской волной. Более того, увидев лицо Софьи Миллер без маски, Тургенев сделал "фи", прикрыв своё разочарование (как воспитанный человек) скучающим видом.

А Толстой... Толстой был во власти своего чувства. Воображение рисовало ему облик нежного существа и заставляло вспоминать минуты первой встречи: "А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моём сердце звучит."
Мужчины чаще всего однолюбы. Алексей Константинович подсознательно чувствовал, что его первая и единственная любовь - это подарок судьбы, и она всегда должна оставаться подарком, от которого получаешь и радость, и силы, и душевную благодать!

Как бы то ни было, Софья Андреевна Миллер была для Алексея Константиновича музой творчества, героиней его любовной лирики, за что ей низкий поклон.
Благодаря ей (вернее,благодаря Любви к ней поэта), мы имеем возможность наслаждаться стихами Толстого и слушать песни и романсы на эти стихи, например, такие широко известные, как "Не ветер, вея с высоты", "То было раннею весной", "Не верь мне, друг", "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад", "Колокольчики мои, цветики степные" и многие другие.

И среди них особое место занимает стихотворение "Средь шумного бала", к которому многие композиторы написали музыку, самая известная из них принадлежит Петру Ильичу Чайковскому.

Иллюстрация: Алексей К. Толстой и Софья Толстая (в девичестве Бахметева, в 1-м замужестве Миллер)
Коллаж Мита Пе.

Большое влияние на творчество А. К. Толстого оказала его жена, Софья Миллер. Литературоведы назвали стихи, посвященные ей, миллеровским циклом. К ним относится и стихотворение "Средь шумного бала случайно...", анализ которого приведен ниже.

Знаменательная для поэта встреча

Анализ стихотворения "Средь шумного бала случайно" следует начать с истории его написания. Следует отметить, что поэт не был сердцеедом и не искал мимолетных развлечений. Но в 1850 году произошла знаменательная встреча с Софьей Миллер.

Он встретился с ней на балу-маскараде в Большом театре. Его внимание привлекла таинственная женщина, о которой поэт почти ничего тогда не узнал. Тогда же ей заинтересовался и И. С. Тургенев. Незнакомка оставила визитку и пообещала, что они продолжат знакомство.

Спустя какое-то время Алексей Толстой получил от нее приглашение и узнал, что незнакомкой оказалась замужняя дама Софья Миллер. Увидев ее без маски, Тургенев был разочарован, а Толстой, напротив, был восхищен обаянием и умом этой женщины. Так граф влюбился в Миллер. Несмотря на нежелание мужа дать разрешение Софье на развод и интриги со стороны матери Толстого, они смогли обвенчаться. Софья Миллер стала музой поэта на долгие годы.

Главная тема

В анализе стихотворения "Средь шумного бал случайно..." нужно указать и основную мысль произведения. Это описание впечатления от встречи с Софьей. Особенностью является то, что для создания женского образа поэт не уделяет особого внимания ее внешности.

В этом нет ничего удивительного - их первая встреча произошла на балу-маскараде, где под маской внешность было трудно различить. По воспоминаниям современников Толстого, Миллер не была красавицей, но ее отличала от других внутренняя красота. Она была весьма эрудированной женщиной, но ее ум не все могли оценить по достоинству.

Алексей Толстой оказался в их числе. Больше всего ему запомнились во время их первой встречи ее голос и глаза, которые словно скрывали какую-то тайну. Поэт с момента их знакомства не смог думать ни о чем, кроме как об очаровательной незнакомке.

Жанр стихотворения

В анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно..." следующий пункт - определение его жанра. Это любовная лирика. А именно - обращение лирического героя к возлюбленной. Автор очень осторожно признается в своих чувствах незнакомке.

Поэт хотел быть уверенным в силе своего чувства, понять, а не обычная ли это влюбленность? Стоит отметить, что Алексей Толстой принадлежит к романтикам старой школы, поэтому он не мог написать слишком открыто о своих чувствах, а тем более сказать о них в грубой форме.

Для него любовь была высшей духовной ценностью человека. И Алексей Константинович не ошибся в своем чувстве: несмотря на все пересуды и осуждение общественности Толстой и Миллер обвенчались. Это стихотворение стало символом любви поэта.

Особенности композиции

В анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно..." нужно рассмотреть и его композицию. Оно состоит из 5 строф, его можно условно поделить на две части. Первые две строфы - это вступление, описание встречи, первое впечатление, которое произвела на героя с первых минут Софья.

Третья строфа - это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.

Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.

В анализе стихотворения Толстого "Средь шумного бала случайно..." можно отметить, что для Алексея Константиновича большим препятствием стало то, что Софья была замужней дамой, поэтому он не мог прямо написать о своей любви к ней. Он смягчает свое признание, добавляя слово "кажется". И это делает его признание целомудренным и трогательным.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения "Средь шумного бала..." следует указать литературные приемы, которые использовал поэт. Это эпитеты, довольно скромные, касающиеся описания внешности. Что объяснимо, ведь Толстой был покорен эрудицией и обаянием Миллер.

Особо выделил поэт голос: для этого он использовал яркое по образности сравнение: "А голос так дивно звучал,//Как звон отдаленной свирели,//Как моря играющий вал." А инверсия добавляет стихотворению возвышенности и торжественности. Алексей Толстой использовал небольшое количество художественных средств выразительности, но все они мастерски подобраны и органично вплетены в стихотворение.

Звуко-ритмическое оформление

В анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно" нужно указать, что оно написано трехстопным амфибрахием с ударением на втором слоге. Торжественную размеренность и плавность придает перекрестная рифма.

На это стихотворение был написан известный романс 1878 года, композитором которого был П. И. Чайковский. Эта композиция была посвящена младшему брату Чайковского Анатолию. Музыкальный жанр романса - вальс, который был популярен в XIX веке и без которого нельзя было представить ни один бал. Композитор сделал акцент не на самом балу-маскараде, а на переживаниях героя.

В кратком анализе стихотворения "Средь шумного бала случайно///" можно рассказать и о том, как сложилась дальнейшая семейная жизнь Алексея Толстого и Софьи Миллер. Поначалу молодожены жили в любви и согласии. Но постепенно поэт начал раздражать Софью.

Алексей Константинович продолжал любить свою жену, которая была для него не просто женщиной - она была его музой. Практически все творчество, связанное с любовной лирикой поэта, было посвящено ей, но особое место в миллеровском цикле отведено именно этому произведению.

Это был анализ по плану стихотворения "Средь шумного бала случайно..." А. К. Толстого.