Для достижения спортивным коллективом высоких результатов важен. Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта

Главная > Документ

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы бо-лее подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде-ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы-полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи-мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей явля-ется одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успеш-ного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше-нию к спорту можно говорить о физических и психических каче-ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще-ствления определенной соревновательной деятельности. Одарен-ность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта держат и определенные задатки, под которыми понимаются врож-денные анатомо-физиологические и психические особенности. Од-нако высший уровень различных способностей человека всегда яв-ляется результатом его развития в процессе рационально построен-ной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способнос-тей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренно-стью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколени-ями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

Составом способностей к определенному виду спорта;

Объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

Какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решаю-щее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воз-действуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является боль-шая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тре-нировке и достижении главной и промежуточных (этапных) це-лей. Одним из обязательных условий при этом являются значи-тельные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высо-ких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения - это «показатель разме-ра полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствова-ние, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значитель-ных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнова-ния, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые Тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревнователь-ных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой дея-тельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрес-сивной техники и тактики; материально-техническим обеспече-нием; научно-методическим, медико-биологическим и информа-ционным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-мето-дические основы системы спортивной подготовки. Только на ос-нове современных научных данных, переработанных в методичес-кие разработки и рекомендации и нашедших свое место в струк-туре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких трениро-вочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повыше-ния их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, обо-рудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренаже-ров (механических, электромеханических, электронных) различ-ной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности систе-мы подготовки спортсменов является совершенствование их такти-ческой и технической подготовки. Во многих видах спорта тактичес-кая и техническая подготовки являются доминирующими сторона-ми мастерства, определяющими успех всей системы. От своевремен-ных разработок новых элементов и комбинаций, тактических при-емов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффек-тивность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурент-ность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специ-алистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работ-ников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа-листов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифи-цированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его эконо- мическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни обще-ства, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаи-мосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, об-шей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономичес-ким потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населе-ния и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфио-пии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты афри-канских стран и др. Однако развитие многих популярных и массо-вых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способно-стей и являются одним из показателей развития спорта, физичес-кой культуры и культуры общества в целом.



Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт ха-рактеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на про-тяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная дина-мика достижений. На одних этапах она связана со скачком результа-тов, на других - с временным плато (стабилизацией), на третьих - с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; эконо-мическими стимулами систе-мы соревнований; совершен-ствованием спортивного ин-вентаря и оборудования, одежды, обуви; использова-нием новых приемов повы-шения работоспособности спортсмена (психологичес-кой и физиологической на-правленности).

Динамика роста спор-тивных достижений в лю-бом виде спорта выглядит в виде логистической кри-вой (рис. 29), впервые обо-снованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становле-ния вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, чет-ким определением предмета соперничества спортсменов или ко-манд, созданием специфической для данного вида спорта мето-дики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному по-вышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с на-чалом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров трени-ровочных нагрузок, совершенствованием технической, тактичес-кой и психической подготовленности спортсменов, использова-нием более качественного инвентаря и оборудования при доста-точно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной де-ятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсме-ны и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблю-дается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением ро-ста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достиже-ния научно-технического прогресса могут вызвать и кратковре-менную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает боль-шие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совер-шенной и высокоэффективной системой тренировки, но и пе-реориентацией системы соревнований, приобретающей все бо-лее и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировоч-ной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое,

материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабили-зация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

Глава 18. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Термин «тренировка» происходит от английского слова training , означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали Я в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим терми-ном повторное выполнение спортивного упражнения с целью до-стижения наиболее высокого результата.

Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» рас-ширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

18.1. Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив-ным состязанием, направленная на достижение максимально воз-можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обус-ловленного спецификой соревновательной деятельности и гаран-тирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные сторо-ны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физичес-кая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не прояв-ляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, на-правленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие ос-новные задачи:

    освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

    совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечиваю-щих успешное выполнение соревновательного упражнения и дос-тижение планируемых результатов;

    воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

    обеспечение необходимого уровня специальной психичес-кой подготовленности;

    приобретение теоретических знаний и практического опыn необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность» «спортивная форма».

Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным на-грузкам, которое возникает в результате систематических физичес-ких упражнений и способствует повышению работоспособности че-ловека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его орга-низма, специфической и общей работоспособности, в достигну-той степени совершенства спортивных умений и навыков.

Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность при-обретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений обще-развивающего характера, повышающих функциональные возмож-ности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.

Подготовленность - это комплексный результат физичес-кой подготовки (степень развития физических качеств); техни-ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес-кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство-вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов-ленность).

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совер-шенствование спортсмена зависит от уровня развития различ-ных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, коор-динационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономич-ностью техники, уровнем психической устойчивости к преодо-лению утомления, умением реализовывать рациональную так-тическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оператив-ной переработке информации, с умением составлять рациональ-ный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации» но и с уровнем технического мастерства, физической подго-товленностью, смелостью, решительностью, целеустремленно-стью и др.

Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновремен-ной реализации в соревновательной деятельности различных сто-рон подготовленности (спортивно-технической, физической, так--ической, психической).

18.2. Средства спортивной тренировки

Основными специфическими средствами спортивной трени-ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно! к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двига-тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы-полняются по возможности в соответствии с правилами состяза-ний по избранному виду спорта.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не-велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе-ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха-рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль-но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез-кам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков - игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в опреде-ленных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка-честв, необходимых л в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решаю-щей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расче-том, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способно-стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не по-зволяет з необходимой мере совершенствовать силу, быстроту выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно до-биться с помощью специальных упражнений. Причина этого преж-де всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в инди-видуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специ-ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя- щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действии часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким обра-зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство-вали по координационной структуре характеру выполнения и осо-бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конк-ретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, эле-ментов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все сред-ства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улуч-шать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физи-ческие качества.

Общеподготовительные упражнения являются преимуществен-но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых Могут использоваться самые разнообразные упражнения - как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль-но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные сред-ства (соревновательные и специально подготовительные упраж-нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное вли-яние на повышение результатов. С другой стороны, можно утвер-ждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекра-щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен-ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе-мом общеподготовительных упражнений на тренировке и особен-но на ее ранних этапах.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно со-блюдают следующие требования:

    на ранних этапах спортивного пути общая физическая под-готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф-фективно решать задачи всестороннего физического развития;

    на этапах углубленной специализации и спортивного совер-шенствования она должна являться фундаментом для совершен-ствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:

При воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо-сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

При воспитании собственно силовых способностей - уп-ражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз-личного рода отягощениями и сопротивлением;

При воспитании быстроты движений и двигательной реак-ции - спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

При воспитании координационных способностей - элемен-ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре-бованиями к координации движений.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные уп-ражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив-ной специализации. Между различными физическими упражне-ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаи-модействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.

Уже по одной этой причине средства общей физической под-готовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств £ каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. 2 касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировоч-ный процесс обычно способствует его общей эффективности.

  • Программа дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика физической культуры и спорта цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины

    Программа дисциплины

    Цель дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» (ТМФКС) - обеспечение глубокого теоретического осмысления основ физического воспитания и формирование умения практической реализации основных теоретико-методических

  • Тетрадь для лекций по теории и методике физического воспитания для группы 221 специальности

    Документ

    Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школьника имеет огромное значение. Она содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

  • Программа и правила проведения собеседования теория и методика физического воспитания для поступающих на сокращенную программу направления подготовки бакалавриата

    Программа и правила проведения

    Данная программа определяет порядок организации, проведения и содержания собеседования с лицами, имеющими среднее профессиональное образование по профилю и поступающими на сокращенные сроки обучения по направлению подготовки 032102.

  • Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта

    Лекция 3. Проблема спортивного отбора и спортивной ориентации

    - Спорт как трудовая деятельность.

    Структура многолетнего процесса занятий спортом.

    Понятия спортивного отбора и спортивной ориентации.

    Отбор и ориентация спортсменов в процессе многолетней тренировки.

    Вопреки существующей до недавнего времени официальной концепции спорта͵ ныне крайне важно объединить разрозненные высказывания отдельных ученых и сформулировать четкую методологическую позицию: спорт - ϶ᴛᴏ не только игровая, но и сложная, тяжелая, трудовая, профессиональная деятельность, требующая от человека большого напряжения всœех его физических и духовных сил. Это, прежде всœего, мнение самих спортсменов о спорте. Оказалось, что независимо и от официальной концепции, и от уровня научных достижений, даже сами юные спортсмены в подавляющем большинстве считают спорт трудом и смыслом своей жизни, и основой для личного самосовершенствования, и личным интересом. В исследовании С.Ю. Носачевой, опросившей более 300 мастеров спорта͵ лишь 3% спортсменов считают для себя спорт развлечением или игрой.

    Спорт как профессиональная деятельность имеет ряд критериев по отбору и профессиональной ориентации. Спортивная деятельность характеризуется, в первую очередь, четко очерченными возрастными границами. Рациональное планирование многолетней подготовки во многом связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых обычно демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно в процессе многолетней подготовки выделяют три возрастных зоны – первых больших успехов; оптимальных возможностей; поддержания высоких результатов.

    Вид спорта͵ дисциплина Возрастные границы
    первых больших успехов оптимальных возможностей поддержания высоких результатов
    Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины
    Плавание, м
    100, 200, 400 17-18 14-16 19-22 17-20 22-25 21-23
    800, 1500 15-17 13-15 18-20 16-18 20-23 19-20
    Бег, м
    100 – 400 19-22 17-20 22-26 20-24 27-28 25-26
    800,1500 23-24 20-23 25-27 22-26 28-30 27-28
    5000, 10000 24-26 26-30 31-35
    Прыжки
    в высоту 20-21 17-18 22-24 19-22 25-26 23-24
    в длину 21-22 17-19 23-25 20-22 26-27 24-25
    тройной 22-23 24-27 28-29
    с шестом 23-24 25-28 29-30
    Метания
    ядро 22-23 18-20 24-25 21-23 26-27 24-25
    диск 23-24 18-21 25-26 22-24 27-28 25-26
    копье 24-25 20-22 26-27 23-24 28-29 25-26
    молот 24-25 26-30 31-32
    Легкоатлетическое
    десятиборье 23-24 25-26 27-28
    Гребля
    байдарки 18-20 16-18 21-24 19-23 25-28 24-26
    каноэ 18-21 23-26 27-29
    Велосипедный спорт
    трек 17-20 16-19 21-24 20-23 25-29 24-27
    шоссе 17-19 20-24 25-28

    В большинстве случаев выдающиеся спортсмены достигают наивысших результатов в возрастной зоне оптимальных возможностей, однако часто наблюдаются исключения. Так, примерно 15-20% от общего числа одаренных спортсменов оказываются в зоне оптимальных возможностей несколько ранее (обычно на 1-2 года) указанной границы.

    Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы.

    При этом ориентация на оптимальные для достижения наивысших результатов возрастные границы (в целом верная для подавляющего большинства) часто не должна быть применена к отдельным выдающимся спортсменам с яркими индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального планирования многолетней подготовки, значительного сокращения пути подготовки к достижению наивысших результатов. Двигательная одаренность, исключительная лабильность базовых функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам, не нарушая базовых закономерностей многолетнего планирования, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1-3 года раньше оптимальных возрастных границ.

    Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (по В.Н. Платонову). В более упрощенной схеме принято рассматривать три этапа спортивной подготовки: начальной, предварительной и специализированной. В современной спортивной педагогике также существует классификация, выделяющая такие этапы как 1) начальной подготовки; 2) предварительной подготовки; 3) целœенаправленной подготовки; 4) спортивного совершенствования.

    Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно строго очерченные цели, задачи и содержание.

    Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных учреждений.

    Годовой объём работы у юных спортсменов на этапе начальной подготовки невелик и обычно колеблется в пределах 100-150 ч и в значительной мере зависит от продолжительности этапа начальной подготовки, которая, в свою очередь, связана с временем начала занятий спортом. В случае если, к примеру, ребенок начал заниматься спортом рано, в возрасте 6-7 лет, то продолжительность этапа может составить 3 года, с относительно небольшим объёмом работы в течение каждого из них (к примеру, первый год – 80 ч, второй – 100, третий – 120 ч). В случае если же будущий спортсмен приступил к занятиям позднее, к примеру, в 9-10 лет, то этап начальной подготовки часто сокращается до 1,5-2 лет, а объём работы, с учетом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе, может сразу достигнуть 200-250 ч в течение года.

    Этап предварительной базовой подготовки. Основными задачами тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целœенаправленной многолетней спортивной подготовке.

    Этап специализированной базовой подготовки. В начале этого этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта͵ совершенствуется их техника. Во второй половинœе этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. К примеру, будущие велосипедисты-спринтеры вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы – в беге на более короткие дистанции.

    В видах спорта͵ где есть соревнования на спринтерских дистанциях, в скоростно-силовьгх и сложно-координационных видах, следует осторожно выполнять большие объёмы работы, направленной на повышение аэробных возможностей. Спортсмены в возрасте 13-16 лет легко справляются с такой работой, в результате у них резко повышаются возможности аэробной системы энергообеспечения и на этой базе резко возрастают спортивные результаты. По этой причине в практике тренировки в данном возрасте часто планируют выполнение больших объёмов работы с относительно невысокой интенсивностью.

    Опыт последних лет убедительно показывает, что такой подход правомерен по отношению к спортсменам, предрасположенным к достижениям в видах спорта͵ преимущественно связанных с проявлением выносливости.

    Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубленной специализации.

    Основная задача этого этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Суммарные величины объёма и интенсивности тренировочной работы достигают максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах может достигнуть 15-20 и более, резко возрастают соревновательная практика и объём специальной психической, тактической и интегральной подготовки.

    Специфика вида спорта͵ пол спортсмена в значительной мере определяют темпы роста достижений. Так, обобщение опыта подготовки пловцов высшего класса показало, что имеется существенная разница в темпах роста спортивных достижений у мужчин и женщин. Мужчинам, специализирующимся на дистанциях 100 и 200 м, после выполнения норматива мастера спорта крайне важно обычно не менее 3-4 лет напряженной тренировки для успешного выступления на чемпионатах Европы и мира, олимпийских играх. В то же время у женщин данный временной промежуток, как правило, находится в пределах 1-3 лет. Особенно долог путь к высшему спортивному мастерству в спортивных играх, многоборьях, где уровень спортивного результата определяется очень большим количеством составляющих технико-тактического, физического и психического порядка.

    Этап сохранения достижений характеризуется сугубо индивидуальным подходом. Объясняется это следующим. В первую очередь, большой тренировочный опыт подготовки конкретного спортсмена помогает всœесторонне изучить присущие ему особенности сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса и за счёт этого поддержать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естественными возрастными изменениями систем и органов, так и исключительно высоким уровнем нагрузок на предыдущем этапе многолетней тренировки, часто не только не позволяет увеличить нагрузки, но и затрудняет удерживание их на ранее доступном уровне. Это требует изыскания индивидуальных резервов роста мастерства, способных нейтрализовать указанные отрицательные факторы.

    Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.

    С появлением школ ʼʼолимпийского резерваʼʼ, призванных готовить спортсменов высшей квалификации, в спортивной практике стал широко пропагандироваться и применяться спортивный отбор.
    Размещено на реф.рф
    Как правило, данный отбор заключался в случайном комплектовании групп. А затем по ходу тренировочного процесса проводился периодический отсев занимающихся из спортивной секции. Какой же круг вопросов включает в себя проблема спортивного отбора?

    В первую очередь скажем, что спортивный отбор - ϶ᴛᴏ процесс поиска наиболее одаренных людей, способных достигнуть высоких результатов в конкретном виде спорта.

    Спортивная ориентация - ϶ᴛᴏ определœение перспективных направлений достижения высшего спортивного мастерства, основанное на изучении задатков и способностей спортсменов, индивидуальных особенностей формирования их мастерства. Ориентация может касаться выбора узкой спортивной специализации в пределах определœенного вида спорта (спринтер – стайер, защитник – нападающий и т.п.); определœения индивидуальной структуры многолетней подготовки, динамики нагрузок и темпов роста достижений; установления ведущих факторов подготовленности и соревновательной деятельности, способных оказать решающее влияние на уровень спортивных результатов и т.п.

    В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тренировки можно выделить три основные ступени. На первой из них – предварительной – выявляется целœесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на базе учета его морфофункциональных и психических особенностей. Отбор на второй – промежуточной – ступени решает задачу выявления у занимающихся способностей к эффективному спортивному совершенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней спортивной подготовки. Третья – заключительная – ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса.

    В основу спортивного отбора положены морфологические, физиологические и психологические критерии. В случае если же отбор идет по морфологическому признаку, то чаще всœего учитываются генетически наследуемые морфологические факторы (соматотип ребенка и родителœей). К физиологическому критерию относится максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровоснабжения, жизненный объём легких и др., которые, по мнению, ведущих специалистов в области физиологии спорта͵ имеют большую зависимость от генетически обусловленных наследственных влияний. В числе психологических признаков изучаются врожденные функциональные особенности сенсомоторики, задатки, способности и склонности. Из всœей совокупности известных задатков наиболее целœесообразным считается изучение типологических особенностей нервной системы, что крайне важно в оценке двигательных способностей и предрасположенности к конкретным видам спорта.

    Спортивный отбор и ориентация – не одномоментные события на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практически непрерывный процесс, охватывающий всю многолетнюю подготовку спортсмена. Обусловлено это невозможностью четкого выявления способностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений между наследственными факторами, которые проявляются в виде задатков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки. Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятельности, свидетельствующие о природной одаренности человека, служат лишь крайне важно й основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности бывают выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретенного, биологического и социального. Задачи отбора и ориентации на различных этапах многообразны. В случае если на первом этапе важно, прежде всœего, установить целœесообразность серьезных занятий избранным видом спорта для того или иного подростка, то на последующих этапах круг задач значительно расширяется: ориентация спортсмена для специализации в конкретных номерах программы, отбор в сборные команды, комплектование команд и др.

    Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора – помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совершенствования.

    Одним из базовых моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом.

    Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Возрастные границы зон спортивных достижений в различных видах спорта" 2017, 2018.

    Их развития

    Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

    Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

    Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы более подробно.

    Рис. 28. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

    Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

    Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.



    В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте – системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

    При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

    – составом способностей к определенному виду спорта;

    – объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

    – какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

    Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижении главной и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом являются значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.

    В этой связи спортивные достижения – это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

    В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

    Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

    Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

    Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

    Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

    Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

    На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

    Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

    Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

    Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

    Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

    В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

    Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других – с временным плато (стабилизацией), на третьих – с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

    Динамика роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис. 29), впервые обоснованнои польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

    Рис. 29. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижен

    ий в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

    Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

    Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.

    В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

    Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

    Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

    В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

    Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

    Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает большие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совершенной и высокоэффективной системой тренировки, но и переориентацией системы соревнований, приобретающей все более и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое, материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

    Страница 1 из 3

    Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
    - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 312-321.

    Глава 17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТА

    17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту.
    Классификация видов спорта

    Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания.

    В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкрет­ных социальных условий приобретает различные черты и формы.

    Специфическим для спорта является то, что конечной его це­лью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ­ляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

    Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований, ис­торически сложившаяся в области физической культуры как спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).

    Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной де­ятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обще­стве.

    Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак­тов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

    Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней, а также специфические отношения, нормы и дости­жения в сфере этой деятельности.

    Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них ха­рактеризуется своим предметом состязания, особым составом дей­ствий, способами ведения спортивной борьбы и правилами со­ревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

    Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П.Мат­веев, 1977):

    1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена. К данной группе относится большинство ви­дов спорта;

    2-я группа - виды спорта, операционную основу которых со­ставляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и каче­ством его изготовления;

    3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специально­го оружия (стрельба, дартс);

    4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамо­дели, автомодели и др.);

    5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логичес­кого обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

    6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дис­циплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

    Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спорт­смена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательно­го процесса, оптимально взаимодействующих между собой на ос­нове определенных принципов и обеспечивающих наилучшую сте­пень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

    Система подготовки спортсмена включает в себя четыре круп­ных блока:

    Систему отбора и спортивной ориентации;

    Спортивную тренировку;

    Систему соревнований;

    Внетренировочные и внесоревновательные факторы опти­мизации тренировочно-соревновательного процесса.

    Основная подготовительно-тренировочная деятельность спорт­смена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая пред­ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ­ление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловли­вающий его готовность к достижению высших результатов.

    Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и ме­тод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как спе­циальная сфера, в которой осуществляется деятельность спорт­смена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

    Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и дости­жение высоких спортивных результатов возможны при условии со­временного научно-методического обеспечения всей системы под­готовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым по­нимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

    В практике спорта широко распространены понятия «спортив­ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

    Спортивная деятельность характерна для спорта как многогран­ное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального резуль­тата невозможно без включения в сферу спорта большого количе­ства людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и мно­гие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. При­чем деятельность этих людей определяется социальными и эконо­мическими условиями жизни общества.

    Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядочен­ная организация деятельности по обеспечению максимального оз­доровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее ос­новные принципы и формы определяются социальными условия­ми функционирования спорта в обществе.

    Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляе­мая, как правило, в условиях официальных соревнований на пре­деле психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.

    Собственно соревновательная деятельность спортсменов осу­ществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

    Конечным результатом соревновательной деятельности явля­ется спортивное достижение, которое характеризуется количе­ственным или качественным уровнем показателей в спорте.

    Спортивное достижение - это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

    Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливают­ся в спортивное движение, так как во всех направлениях после­днего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достиже­ний) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движе­ние - это социальное течение, спортивная практика в сфере мас­сового спорта и спорта высших достижений.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физи­ческая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физичес­кой культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понима­ют органическую часть культуры общества и личности, рацио­нальное использование человеком двигательной активности в ка­честве фактора оптимизации своего состояния и развития, физи­ческой подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с ис­пользованием физических упражнений как главных средств под­готовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической куль­туры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определен­ную самостоятельность.

    Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллион­ная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых лю­дей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают ра­дость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические конди­ции, общую работоспособность и достигают спортивных резуль­татов в соответствии со своими возможностями.

    Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

    Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) и достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резер­вных возможностей, как отдельного человека, так и сообщества людей в целом.

    Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.

    Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техничес­ким прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 3). Рассмотрим эти факторы бо­лее подробно.

    Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде­ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы­полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи­мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

    Рис.3. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

    Врожденно обусловленным компонентом способностей явля­ется одаренность.

    Она обеспечивает человеку возможность успеш­ного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше­нию к спорту можно говорить о физических и психических каче­ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще­ствления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

    В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врож­денные анатомо-физиологические и психические особенности. Од­нако высший уровень различных способностей человека всегда яв­ляется результатом его развития в процессе рационально построен­ной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способнос­тей.

    А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренно­стью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколени­ями опыта дают возможность развить определенные способности.

    При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

    составом способностей к определенному виду спорта;

    объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

    какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в
    случае их низкого уровня.

    Степень подготовленности к спортивному достижению.

    Решаю­щее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена.

    Направленно воз­действуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является боль­шая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тре­нировке и достижении главной и промежуточных (этапных) це­лей. Одним из обязательных условий при этом являются значи­тельные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высо­ких результатов без упорного труда.

    Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревнователь­ных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой дея­тельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

    Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрес­сивной техники и тактики; материально-техническим обеспече­нием; научно-методическим, медико-биологическим и информа­ционным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

    Первое место в этой группе факторов занимают научно-мето­дические основы системы спортивной подготовки. Только на ос­нове современных научных данных, переработанных в методичес­кие разработки и рекомендации и нашедших свое место в струк­туре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

    Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких трениро­вочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повыше­ния их спортивной работоспособности.

    На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, обо­рудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренаже­ров (механических, электромеханических, электронных) различ­ной конструкции и назначения.

    Важным моментом в вопросах повышения эффективности систе­мы подготовки спортсменов является совершенствование их такти­ческой и технической подготовки. Во многих видах спорта тактичес­кая и техническая подготовки являются доминирующими сторона­ми мастерства, определяющими успех всей системы. От своевремен­ных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов, в конечном счете, зависит уровень спортивных достижений.

    Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффек­тивность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения.

    Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурент­ность среди них и отражается на спортивных результатах.

    Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специ­алистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работ­ников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа­листов во многом способствует повышению спортивных достиже­ний в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифи­цированных и выдающихся спортсменов.

    Социальные условия развития спортивного движения и его эконо­мическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни обще­ства, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаи­мосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, об­щей численности и грамотности человека.

    В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способно­стей и являются одним из показателей развития спорта, физичес­кой культуры и культуры общества в целом.

    Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт ха­рактеризуется постоянным ростом спортивных достижений.

    При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на про­тяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная дина­мика достижений. На одних этапах она связана со скачком результа­тов, на других - с временным плато (стабилизацией), на третьих - с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; эконо­мическими стимулами систе­мы соревнований; совершен­ствованием спортивного ин­вентаря и оборудования, одежды, обуви; использова­нием новых приемов повы­шения работоспособности спортсмена (психологичес­кой и физиологической на­правленности).

    Динамика роста спор­тивных достижений в лю­бом виде спорта выглядит в виде логистической кри­вой (рис.4), впервые обо­снованной польскими уче­ными Е. Скоровским и Я. Брогли.

    Эта кривая состоит из трех фаз , каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становле­ния вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена.

    Рис.4. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида

    Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

    Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, чет­ким определением предмета соперничества спортсменов или ко­манд, созданием специфической для данного вида спорта мето­дики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному по­вышению.

    В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с на­чалом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

    Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров трени­ровочных нагрузок, совершенствованием технической, тактичес­кой и психической подготовленности спортсменов, использова­нием более качественного инвентаря и оборудования при доста­точно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной де­ятельности.

    Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсме­ны и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблю­дается рост спортивных достижений.

    В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

    Третья фаза логистической кривой связана с замедлением ро­ста достижений, как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достиже­ния научно-технического прогресса могут вызвать и кратковре­менную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

    Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий, как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабили­зация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».