Тайны заклинателей змей. Задачи: Образовательные: показать необычный жизненный опыт В

Сюжет рассказов В. Шаламова - тягостное описание тюремного и лагерного быта заключённых советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация - вот что находится постоянно в центре внимания писателя.

Надгробное слово

Автор вспоминает по именам своих товарищей по лагерям. Вызывая в памяти скорбный мартиролог, он рассказывает, кто и как умер, кто и как мучился, кто и на что надеялся, кто и как себя вёл в этом Освенциме без печей, как называл Шаламов колымские лагеря. Мало кому удалось выжить, мало кому удалось выстоять и остаться нравственно несломленным.

Житие инженера Кипреева

Никого не предавший и не продавший, автор говорит, что выработал для себя формулу активной защиты своего существования: человек только тогда может считать себя человеком и выстоять, если в любой момент готов покончить с собой, готов к смерти. Однако позднее он понимает, что только построил себе удобное убежище, потому что неизвестно, каким ты будешь в решающую минуту, хватит ли у тебя просто физических сил, а не только душевных. Арестованный в 1938 г. инженер-физик Кипреев не только выдержал избиение на допросе, но даже кинулся на следователя, после чего был посажен в карцер. Однако от него все равно добиваются подписи под ложными показаниями, припугнув арестом жены. Тем не менее Кипреев продолжал доказывать себе и другим, что он человек, а не раб, какими являются все заключённые. Благодаря своему таланту (он изобрёл способ восстановления перегоревших электрических лампочек, починил рентгеновский аппарат), ему удаётся избегать самых тяжёлых работ, однако далеко не всегда. Он чудом остаётся в живых, но нравственное потрясение остаётся в нем навсегда.

На представку

Лагерное растление, свидетельствует Шаламов, в большей или меньшей степени касалось всех и происходило в самых разных формах. Двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на «представку», то есть в долг. В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключённому из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных «кончает» его, а свитер все равно достаётся блатарю.

Ночью

Двое заключённых крадутся к могиле, где утром было захоронено тело их умершего товарища, и снимают с мертвеца белье, чтобы назавтра продать или поменять на хлеб или табак. Первоначальная брезгливость к снятой одежде сменяется приятной мыслью, что завтра они, возможно, смогут чуть больше поесть и даже покурить.

Одиночный замер

Лагерный труд, однозначно определяемый Шаламовым как рабский, для писателя - форма того же растления. Доходяга-заключённый не способен дать процентную норму, поэтому труд становится пыткой и медленным умерщвлением. Зек Дугаев постепенно слабеет, не выдерживая шестнадцатичасового рабочего дня. Он возит, кайлит, сыплет, опять возит и опять кайлит, а вечером является смотритель и замеряет рулеткой сделанное Дугаевым. Названная цифра - 25 процентов - кажется Дугаеву очень большой, у него ноют икры, нестерпимо болят руки, плечи, голова, он даже потерял чувство голода. Чуть позже его вызывают к следователю, который задаёт привычные вопросы: имя, фамилия, статья, срок. А через день солдаты уводят Дугаева к глухому месту, огороженному высоким забором с колючей проволокой, откуда по ночам доносится стрекотание тракторов. Дугаев догадывается, зачем его сюда доставили и что жизнь его кончена. И он сожалеет лишь о том, что напрасно промучился последний день.

Дождь

Шерри Бренди

Умирает заключённый-поэт, которого называли первым русским поэтом двадцатого века. Он лежит в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Он умирает долго. Иногда приходит какая-нибудь мысль - например, что у него украли хлеб, который он положил под голову, и это так страшно, что он готов ругаться, драться, искать... Но сил для этого у него уже нет, да и мысль о хлебе тоже слабеет. Когда ему вкладывают в руку суточную пайку, он изо всех сил прижимает хлеб ко рту, сосёт его, пытается рвать и грызть цинготными шатающимися зубами. Когда он умирает, его ещё два дня не списывают, и изобретательным соседям удаётся при раздаче получать хлеб на мертвеца как на живого: они делают так, что тот, как кукла-марионетка, поднимает руку.

Шоковая терапия

Заключённый Мерзляков, человек крупного телосложения, оказавшись на общих работах, чувствует, что постепенно сдаёт. Однажды он падает, не может сразу встать и отказывается тащить бревно. Его избивают сначала свои, потом конвоиры, в лагерь его приносят - у него сломано ребро и боли в пояснице. И хотя боли быстро прошли, а ребро срослось, Мерзляков продолжает жаловаться и делает вид, что не может разогнуться, стремясь любой ценой оттянуть выписку на работу. Его отправляют в центральную больницу, в хирургическое отделение, а оттуда для исследования в нервное. У него есть шанс быть актированным, то есть списанным по болезни на волю. Вспоминая прииск, щемящий холод, миску пустого супчику, который он выпивал, даже не пользуясь ложкой, он концентрирует всю свою волю, чтобы не быть уличённым в обмане и отправленным на штрафной прииск. Однако и врач Петр Иванович, сам в прошлом заключённый, попался не промах. Профессиональное вытесняет в нем человеческое. Большую часть своего времени он тратит именно на разоблачение симулянтов. Это тешит его самолюбие: он отличный специалист и гордится тем, что сохранил свою квалификацию, несмотря на год общих работ. Он сразу понимает, что Мерзляков - симулянт, и предвкушает театральный эффект нового разоблачения. Сначала врач делает ему рауш-наркоз, во время которого тело Мерзлякова удаётся разогнуть, а ещё через неделю процедуру так называемой шоковой терапии, действие которой подобно приступу буйного сумасшествия или эпилептическому припадку. После неё заключённый сам просится на выписку.

Тифозный карантин

Заключённый Андреев, заболев тифом, попадает в карантин. По сравнению с общими работами на приисках положение больного даёт шанс выжить, на что герой почти уже не надеялся. И тогда он решает всеми правдами и неправдами как можно дольше задержаться здесь, в транзитке, а там, быть может, его уже не направят в золотые забои, где голод, побои и смерть. На перекличке перед очередной отправкой на работы тех, кто считается выздоровевшим, Андреев не откликается, и таким образом ему довольно долго удаётся скрываться. Транзитка постепенно пустеет, очередь наконец доходит также и до Андреева. Но теперь ему кажется, что он выиграл свою битву за жизнь, что теперь-то тайга насытилась и если будут отправки, то только на ближние, местные командировки. Однако когда грузовик с отобранной группой заключённых, которым неожиданно выдали зимнее обмундирование, минует черту, отделяющую ближние командировки от дальних, он с внутренним содроганием понимает, что судьба жестоко посмеялась над ним.

Аневризма аорты

Болезнь (а измождённое состояние заключённых-«доходяг» вполне равносильно тяжёлой болезни, хотя официально и не считалось таковой) и больница - в рассказах Шаламова непременный атрибут сюжетики. В больницу попадает заключённая Екатерина Гловацкая. Красавица, она сразу приглянулась дежурному врачу Зайцеву, и хотя он знает, что она в близких отношениях с его знакомым, заключённым Подшиваловым, руководителем кружка художественной самодеятельности, («крепостного театра», как шутит начальник больницы), ничто не мешает ему в свою очередь попытать счастья. Начинает он, как обычно, с медицинского обследования Гловацкой, с прослушивания сердца, но его мужская заинтересованность быстро сменяется сугубо врачебной озабоченностью. Он находит у Гловацкой аневризму аорты - болезнь, при которой любое неосторожное движение может вызвать смертельный исход. Начальство, взявшее за неписаное правило разлучать любовников, уже однажды отправило Гловацкую на штрафной женский прииск. И теперь, после рапорта врача об опасной болезни заключённой, начальник больницы уверен, что это не что иное, как происки все того же Подшивалова, пытающегося задержать любовницу. Гловацкую выписывают, однако уже при погрузке в машину случается то, о чем предупреждал доктор Зайцев, - она умирает.

Последний бой майора Пугачева

Среди героев прозы Шаламова есть и такие, кто не просто стремится выжить любой ценой, но и способен вмешаться в ход обстоятельств, постоять за себя, даже рискуя жизнью. По свидетельству автора, после войны 1941–1945 гг. в северо-восточные лагеря стали прибывать заключённые, воевавшие и прошедшие немецкий плен. Это люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, лётчики и разведчики...». Но главное, они обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они проливали свою кровь, жертвовали жизнью, видели смерть лицом к лицу. Они не были развращены лагерным рабством и не были ещё истощены до потери сил и воли. «Вина» же их заключалась в том, что они побывали в окружении или в плену. И майору Пугачеву, одному из таких, ещё не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть - сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда бывший майор собирает столь же решительных и сильных, себе под стать, заключённых, готовых либо умереть, либо стать свободными. В их группе - лётчики, разведчик, фельдшер, танкист. Они поняли, что их безвинно обрекли на гибель и что терять им нечего. Всю зиму готовят побег. Пугачев понял, что пережить зиму и после этого бежать могут только те, кто минует общие работы. И участники заговора, один за другим, продвигаются в обслугу: кто-то становится поваром, кто-то культоргом, кто чинит оружие в отряде охраны. Но вот наступает весна, а вместе с ней и намеченный день.

В пять часов утра на вахту постучали. Дежурный впускает лагерного повара-заключённого, пришедшего, как обычно, за ключами от кладовой. Через минуту дежурный оказывается задушенным, а один из заключённых переодевается в его форму. То же происходит и с другим, вернувшимся чуть позже дежурным. Дальше все идёт по плану Пугачева. Заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофёра и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они уходят в тайгу. Ночью - первой ночью на свободе после долгих месяцев неволи - Пугачев, проснувшись, вспоминает свой побег из немецкого лагеря в 1944 г., переход через линию фронта, допрос в особом отделе, обвинение в шпионаже и приговор - двадцать пять лет тюрьмы. Вспоминает и приезды в немецкий лагерь эмиссаров генерала Власова, вербовавших русских солдат, убеждая их в том, что для советской власти все они, попавшие в плен, изменники Родины. Пугачев не верил им, пока сам не смог убедиться. Он с любовью оглядывает спящих товарищей, поверивших в него и протянувших руки к свободе, он знает, что они «лучше всех, достойнее всех». А чуть позже завязывается бой, последний безнадёжный бой между беглецами и окружившими их солдатами. Почти все из беглецов погибают, кроме одного, тяжело раненного, которого вылечивают, чтобы затем расстрелять. Только майору Пугачеву удаётся уйти, но он знает, затаившись в медвежьей берлоге, что его все равно найдут. Он не сожалеет о сделанном. Последний его выстрел - в себя.

Пересказал

Главная > Урок

Технология личностно-ориетированного обучения направлена: уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; доверительная позиция; создание ситуации нравственного выбора; ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только запоминание учебной информации; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; безоценочная позиция − принятии ученика и ситуации как данности;

Примером использования данной технологии я предлагаю урок в 11 классе

Тема урока.

Судьба человека в тоталитарном государстве

(по книге В.Т. Шаламова «Колымские рассказы»)

Цель урока. На примере рассказов В.Т. Шаламова выяснить, какова судьба человека в тоталитарном государстве?

«Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?»

(Запись на доске)

Задачи:

Образовательные:
    показать необычный жизненный опыт В. Шаламова, положенный в основу «Колымских рассказов».
    рассказать о нечеловеческих условиях, в которых жили узники ГУЛАГа; привести конкретные примеры нарушения законности и правопорядка в стране со стороны власти;
Развивающие:
    развитие аналитических навыков (сравнение и обобщение). расширить историческую память;
Воспитательные:
    воспитание интереса к истории; способствовать воспитанию у обучающихся чувства непримиримости к фактам, свидетельствующим об унижении человеческого достоинства; воспитывать милосердие, гуманность, сострадание, чувства уважения к тем, кто и в трудных жизненных ситуациях оставался человеком.
Оборудование: Оборудование: Зрительный ряд: мультимедийная презентация, лиственница, веточка лиственницы, свечи. Видеоряд: видеоролик «Судьба и биография Шаламова», созданный на основе фрагментов из фильма В. Досталя «Завещание Ленина» и песни о Колыме в исполнении Маршала «Горец»), фрагмент фильма В. Досталя «Завещание Ленина» Музыкальный ряд : песни о Колыме Литературный ряд : тексты В.Шаламова «Колымские рассказы» Оформление доски:

Здесь хоронят раньше душу,

Сажая тело на замок.

В. Шаламов

Оформление:

Горящая свеча,

опутанная колючей

проволокой.

РЕПРЕССИЯ ДОЛГ

ТОТАЛИТАРИЗМ ДОСТОИНСТВО

СОВЕСТЬ

ЛЮБОВЬ

Память

(Эти слова появятся на лиственнице, дереве -памяти,

В конце урока, когда будут

сделаны выводы)

Сообщение темы урока. Учитель. - Назовите ключевые слова в названии темы урока. (Учащиеся называют слова «государство», «человек»). Выясняем, что входит в понятия: «государство», «тоталитарное государство» Что такое тоталитаризм, репрессия? Слайд 3 Словарная работа: репрессия, тоталитаризм Тоталитаризм – одна из форм государства, характеризующаяся полным контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных свобод и прав. Репрессии – карательные меры, наказания со стороны государственных органов. (на доске появляются слова: р..пре..ия, т..т..литаризм). Приходим к выводу, что государство – это власть , человек – частичка народа. Учитель: Как выстраиваются эти отношения (государство – человек), как влияют на судьбу человека, рассмотрим на примере рассказов В.Т. Шаламова." Мы множество раз повторяли "Никто не забыт, ничто не забыто" - и предали глубочайшему забвению миллионы наших сограждан. Мы с комом в горле слушали "Бухенвальдский набат", но не слышали набата Колымы, Печоры, Соловков. А ведь жертвы сталинского геноцида не имеют даже братских могил. Нам долго внушали, что нет ни хрущёвских бульдозеров, ни брежневских психушек. Кому- то нужно было, чтобы право на память атрофировалось в наших душахТолько в 30-е годы в стране было репрессировано более 1000 литераторов.Слайд 4-7 Писатели и поэты, подвергшиеся репрессиям Задохнулся от отсутствия воздуха Александр Блок.
Расстреляны: Николай Гумилев, Сергей Клычков, Николай Клюев…
В лагере погиб Осип Мандельштам.Арестовывались, высылались, прошли ГУЛаг:
Николай Заболоцкий, Варлам Шаламов, Иосиф Бродский, Александр СолженицынПодверглись гонениям: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Александр Твардовский, Солженицын
Покончили жизнь самоубийством: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева.Умерли в изгнании: Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский,
Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Владислав Ходасевич,
Иосиф Бродский, Александр Галич… Учитель: За что они подверглись репрессиям? (А иногда и ни за что, по оговору или описку в статье, за неаккуратно высказанную мысль вслух, за анекдот на политическую тему Беда усугублялось тем, что «сверху» спускались планы. В каждой области республике знали, в какой год, сколько человек должно быть репрессировано по 1 и 2 категориям. (первая категория-расстрел, вторая - 10 лет заключения).Что же такое ГУЛАГ? Слайд 8

    Главное Управление лагерей, трудовых поселений, мест заключения.

    Свое происхождение ведет со времен Гражданской войны.

    По мнению французского исследователя Жака Росси,проведшего в сибирских лагерных бараках почти четверть столетия,советский ГУЛАГ был самым долговечным (просуществовал 73 г.)

Слайд 9 1937 год-апогей репрессий.

С 1921-1954 гг. были осуждены около 4 млн. человек.75 членов Политбюро, из 5 маршалов-3, из 57 командиров-50.Система ГУЛАГа: 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Индивидуальное сообщение учащихся о репрессиях Слово учителя Да, можно убить человека, уничтожить всякую возможность вспоминать о нем. Но нельзя убить или заставить замолчать вечно живое Слово, сохранившее для нас, потомков, многочисленные свидетельства современников того кровавого лихолетья. История атрофии человеческой души отражена в "Колымских рассказах" В.Т. Шаламова. В.Т. Шаламова можно назвать человеком трагической судьбы. В этом вы убедитесь, познакомившись с биографией писателя. Почти 20 лет тюрьмы: лагеря, ссылки, одиночество и забытость в последние годы жизни, жалкий дом престарелых, и, в конце концов, как венец всему мытарству - психушка, куда он был насильно перевезен из этого дома, чтобы вскоре умереть от воспаления легких. Слайд № 10 видеоролик «Судьба и биография Шаламова», созданный на основе фильма «Завещание Ленина»(В.Досталь) Слово учителя:

Перед нами трагедия исковерканной жизни, судьба одного из мучеников не вражеских, а своих концлагерей и в то же время единственная и неповторимая судьба писателя.

Эту настоящую правду донёс до нас писатель в своих коротких рассказах. Выжил, чтобы поведать нам, что пришлось испытать ему и многим миллионам людей. Произведения В. Шаламова можно назвать «энциклопедией колымской жизни». Как вы думаете почему? Каждое имеет название, но все объединены в цикл «Колымские рассказы». (Описание земли, истории, народонаселения, столицы Колымского края, о начальниках, о нормах выработок, о методе изготовления тюремных нар; о том, почему заключённые сначала съедают баланду, а хлеб уносят с собой; о том как сходят с ума от голода и как отрубают себе пальцы. Это не только общее название, указывающее на место действия, но и, по словам автора, «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга». В своей книге В. Шаламов пишет: «Самым страшным был холод . Ведь активировали только мороз свыше 55 градусов. Ловили этот 56 градус Цельсия, который определялся по плевку, стынущему на лету. Голод – вторая сила , разрушающая человека; за 2 недели человек «доходил». Третья сила – отсутствие силы . Не дают спать, рабочий день – 14-16 часов (приказ в 1938 г.). Побои – четвёртая сила . Доходягу бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты. Доходягой ты становишься тогда, когда ослабел из-за непосильного труда, без сна, на тяжёлой работе при 50-градусном морозе». Чтение рассказов Шаламова – не удовольствие, а тяжкий труд, переживание чужих бед. Страстное, правдивое повествование о разрушении человеческой личности вызывает у читателя чувство боли. Учитель: Зачитайте фрагменты из рассказов В.Шаламова, которые вас особенно потрясли Холод - «Ночью», «Плотники»Голод - «Васька Денисов, похититель свиней», «Сгущённое молоко», «Хлеб»Отсутствие силы - «Две встречи»Побои - «На представку» Постановка проблемы: Какова судьба человека в тоталитарном государстве? Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? – вот главный вопрос, на который попытаемся найти ответ. Слово учителя: Следующий рассказ тоже о власти «блатарей» над «врагами народа». Учащимся объясняется значение слова «блатарь», часто употребляемого в рассказах Справка: «блатарь - отказчик от работы, извечный враг любого государства, вдруг превращается в друга государства, в объект перековки» («Колымские рассказы»). За высокий процент выработки этих заключённых (воров, убийц…) освобождали из мест заключения. Оказалось, что «друзья народа», какими оказывались рецидивисты, официально выполняют норму 300% и подлежат досрочному освобождению. А 300% - чужая кровь. Всякий осуждённый за бытовое преступление знал, что его преступление вовсе не считается преступлением в лагере. Напротив, заключённый убийца чувствует поддержку государства – ведь он «бытовик», а не враг народа. «Друзьям» народа государство поручало перевоспитание тех, кто попал на Колыму по 58-й статье. Анализ рассказа «Заклинатель змей» (1954 г.) -О чём этот рассказ?

    Как определить смысл названия? Кого можно назвать заклинателем змей и почему?
- Опираясь на слово писателя, давайте представим один день из жизни заключённого Платонова. «Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка нужно было собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться… и отправиться за пять километров в лес за дровами». Создаётся впечатление безысходности, кажется, что никогда не будет отдыха уставшему телу. (зачитать) Учитель. Платонов размышляет о человеческой выносливости: «Лошадь не выносит месяца здешней жизни в холодном помещении с многочасовой работой на морозе.… Вечная мерзлота. Здесь даже деревья «едва держаться за неуютную землю, и буря мягко вырывает их с корнями и валит на землю»; А человек живёт…». 2.-Почему? Ответ на этот вопрос находим в раздумьях Платонова: «…он цепляется за жизнь». (зачитать) --Зачитайте разговор Платонова с Федечкой. Что потрясает? Федечка - вор, хозяин положения. Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него такие, как Платонов, Иваны Ивановичи, этим он обезличивает людей, они для него твари: «Иди, тварь. Иди, ложись к параше. Там будет твоё место. А будешь кричать – удавим…». Это и потрясает.
    Почему автор называет вора Федечкой, а не Федей?
Какой приём автор использует, говоря «Федечка» (Шаламов использует в его имени уменьшительно-ласкательный суффикс. В этом заключается авторская ирония.) 4. Какое чувство испытывает Платонов? -Есть ли у него выход?
    Почему всё-таки Платонов согласился рассказывать романы? Можно ли его осуждать? Согласие Платонова «тискать романы» - это проявление его силы или слабости? (зачитать) Кто же всё-таки Платонов: шут, клоун или просветитель? (зачитать) Какой фразой заканчивается заканчивается рассказ «Я не скажу»? (зачитать)
11. Осуждает ли Платонова автор? («Голодному человеку можно простить многое, очень многое»). 12.А вы, ребята? 13. Удалась ли Платонову роль заклинателя змей? Страшна судьба единственно грамотного человека на прииске. Он вынужден пересказывать ворам Дюма, Конан Дойля.… За это его кормят, одевают. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым пожалует его Федечка, он ведь юшки не ест. Анализ рассказа «Воскрешение лиственницы» Слово учителя:

Ребята, вы обратили внимание, что на нашем уроке-размышлении присутствует ещё один свидетель тех событий – это ЛИСТВЕННИЦА.

Посмотрите на нашу лиственницу, на стенды, рисунки, которые нарисовали 7 кл на уроке – открытии нового имени.

Почему она в паутине?

Учитель: Лиственница - сквозной образ рассказов В.Т.Шаламова. Лиственница - дерево концлагерей.

Какую тему развивает лиственница?

(Образ лиственницы развивает тему памяти и суда.)

Приведите примеры из текста:

… Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, - ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга… .

….Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое.

Учитель : Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие … .

…Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.

Учитель: Воскрешение - это оживление, восстановление, обретение сил, бодрости.

Как происходит воскрешение лиственницы, доставленной с Колымы в московскую квартиру? Какими художественными средствами передается обретение сил угасшей, казалось бы, мертвой северной ветки? Какой приём автор использует, когда лиственницу ставят в воду? (зачитать)

- … Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская мертвая водопроводная вода (метафора "московская мертвая водопроводная вода).

….Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой.

…Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки (в этой строчке олицетворение "собирает все силы", "равнодушная стеклянная банка").

…Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои (метафора "в жесткой деревянной коже").

Учитель: Но что помогло воскреснуть?

Непохожесть. Ветка не похожа на остальные растения, которые населяют квартиру хозяйки.

северная ветка:

    - Иссушенная, продутая ветрами самолетов, мятая, изломанная в почтовом вагоне;

    Лиственницы серьезней цветов;

    Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой;

    Понимает это и лиственница.

Вывод: Неуёмная жажда жизни, величайшее терпение и необычайная чувствительность веткицветы:
    - ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток;
Вывод: "Избалованность", "изнеженность" цветов Вывод: Непохожесть соткана из неуёмной жажды жизни, величайшего терпения и необычайной чувствительности. Лиственница - память о погибшем поэте. Даже эта память участвует в оживлении.

Рефлексия

Слайд 11 видеофрагмент из фильма В.Досталя «Завещание Ленина»- «Духовная смерть»

Как вы понимаете, что духовная жизнь наступает раньше физической?

Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? (Учащиеся обращают внимание эпиграф, слова В.Шаламова: «Здесь хоронят раньше душу, сажая тело на замок».)

Что даёт человеку силы?

(На лиственнице по очереди появляются слова: долг, любовь, достоинство, совесть, память)

Перед названием темы урока поставлен знак вопроса.

Так какова же судьба человека в тоталитарном государстве?

Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?

Главное, что пройдя сквозь унижения и потери, они смогли сохранить свою живую душу.(см. эпиграф)

20 лет лагерей не сломили его, но свой отпечаток оставили.

20 лет не печатался, но не терял веры. Варлам Шаламов воскрешает нашу историческую память. Заставляет задуматься о многом…

Андрей Облог. “Воскрешение лиственницы”

Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бессмертья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.

В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет КолымоюДвадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…

В городах, посёлках и станицах
Безымянных Колымы – помяньте.
Шелестят тяжёлые страницы…
“Люди мира, на минуту встаньте!”

Слайд 12 просмотр видеоролика, созданного фрагментов из фильма В.Досталя «Завещание Ленина» на основе и песни о Колыме в исполнении Маршала «Горец»)

(Все учащиеся встают)
Вы молоды, у вас - всё впереди!

Мы верим в то, что вы в любых обстоятельствах сумеете сохранить добро, правду, природу, историю, честь, память. Это и будет оценкой всем нам. Спасибо!

Домашнее задание: «Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?» (сочинение)

Приложение к уроку

Холод

Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут - Ло-жись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды. По приказу спускаться с горы зимой, летели вниз, последнего расстреливали.…Вошел пароход «Ким» с человеческим грузом…» «тремя тысячами заключенных».В пути заключенные подняли бунт и начальство приняло решение залить все трюмы водой. Все это было сделано при 40 о морозе.Рассказ «Ночью» вводит нас в обстановку человеческого бесправия, голода и холода. Глебов и Багрецов (два зека) – идут на дело. После утомительного рабочего дня, собрав после ужина крошки хлеба, они лезут по скале и разбирают каменный завал. Под камнями мертвец, а на нем почти новые кальсоны и рубашка. «С ввалившимися блестящими глазами», которыми говорить было не о чем, да и думать было не о чем, потому что «сознание» уже не было человеческим сознанием.Смысл заключен в последней фразе: «Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже немного достанут табаку…»Рассказ «Плотники» Градусники рабочим не показывали…выходить на работу приходилось в любые градусы. Если стоит морозный туман, значит, на улице -40ли воздух, если воздух при дыхании выходит с шумом, но дышать ещё не трудно- значит, -45; если дыхание шумно и заметна отдышка – 50. Свыше -50 –плевок замерзает на лету

Голод

«Васька Денисов, похититель свиней»

Голодный Васька пробирается в поселок, чтобы заработать тарелку супа или кусок хлеба, но поздно- хозяин уже вылил суп свиньям. Забравшись в чей-то чулан, Васька находит зарезанного и замороженного поросенка. Когда прибыли стрелки, и двери были открыты а баррикады разобраны, Васька успел съесть половину туши.

«Сгущённое молоко», «Хлеб»

Отсутствие силы

Шестнадцатичасовой рабочий день. У кого-то видели листок бумаги в руках, наверное, следователь выдал для доносов. Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу. Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 км.

В рассказе «Две встречи» исчезает бригадир Котур. Он не успел встать с тачки, когда подошел начальник. Здесь же читаем, как 1938г. Начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колоны в 500 человек за пятьсот километров осталось в живых 30-40. «Остальные осели в пути – обмороженными, голодными, застреленными…»

Побои

Рассказ «Представку», «Заклинатель змей»

«Надгробное слово» «- А я, - и голос его (Володи Добровольцева) был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашёл в себе силу плюнуть им в рожу за всё, что они делают с нами…»

Рассказ «Представку» Сашка растянул руки убитого, разорвал нательную рубашку и стянул свитер через голову. Свитер был красный, и кровь на нем была едва заметна. Севочка бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан. Игра была кончена, и я мог идти домой. Теперь надо было искать другого партнера

  • Издательство: "мик" 1994 г

    Документ

    Михаил Геллер родился в 1922 г. По образованию историк, доктор исторических наук. В конце 60-х гг. вынужден был уехать из СССР. С 1969 года живет и работает в Париже.



  • Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Платошинская средняя общеобразовательная школа

    Пермского района Пермского края

    Конспект урока по литературе

    в 11 классе

    Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Петрова Елена Ивановна

    Платошино, 2014 г.

    Тема урока:

    судьба человека в тоталитарном государстве

    (по книге В.Т. Шаламова «Колымские рассказы»)

    Цели урока:
      на примере рассказов В.Т. Шаламова выяснить, какова судьба человека в тоталитарном государстве; попытаться найти ответ на вопрос: «Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком?»

    Оформление доски:

    Жизнь в глубинах своих, в своих подземных Течениях осталась и навсегда будет прежней – Жаждой настоящей правды, тоскующей о правде.

    В. Шаламов – Б. Пастернаку

    Здесь хоронят раньше душу, Сажая тело на замок. В. Шаламов

    Рисунок: Рисунок:

    Тюремная вышка Горящая свеча, опутанная колючей проволокой. Слова: РЕПРЕССИЯ ДОЛГ ТОТАЛИТАРИЗМ ДОСТОИНСТВО СОВЕСТЬ ЛЮБОВЬ

    (Эти слова появятся на доске

    в конце урока, когда будут

    сделаны выводы)

    Сообщение темы урока.

    Назовите ключевые слова в названии темы урока.

    (Учащиеся называют слова «государство», «человек»).

    Выясняем, что входит в понятия: «государство», «тоталитарное государство» (на доске появляются слова: репрессия, тоталитаризм). Приходим к выводу, что государство – это власть , человек – частичка народа.

    Как выстраиваются эти отношения (государство – человек), как влияют на судьбу человека, рассмотрим на примере рассказов В.Т. Шаламова.

    Сообщение ученицы о судьбе В.Т. Шаламова. (При подготовке сообщения использована книга Шкловского Е.А. «Варлам Шаламов»).

    Слово учителя:

    Перед нами трагедия исковерканной жизни, судьба одного из мучеников не вражеских, а своих концлагерей и в то же время единственная и неповторимая судьба писателя. Вот выдержка одного из писем В. Шаламова известному писателю и поэту Б.Пастернаку. (Обращаем внимание на эпиграф). Эту настоящую правду донёс до нас писатель в своих коротких рассказах. Выжил, чтобы поведать нам, что пришлось испытать ему и многим миллионам людей.

    Произведения В.Шаламова можно назвать «энциклопедией колымской жизни». Каждое имеет название, но все объединены в цикл «Колымские рассказы». Это не только общее название, указывающее на место действия, но и, по словам автора, «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё чётче, что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга».

    Выясняется большинством, но все ли это открытие воспринимали как норму?

    ГУЛАГ – главное управление лагерями. Государство в государстве. В лагере была создана целая система физического и нравственного уничтожения человека.

    В своей книге В. Шаламов пишет: «Самым страшным был холод. Ведь активировали только мороз свыше 55 градусов. Ловили этот 56 градус Цельсия, который определялся по плевку, стынущему на лету. Голод – вторая сила, разрушающая человека; за 2 недели человек «доходил». Третья сила – отсутствие силы. Не дают спать, рабочий день – 14 часов (приказ в 1938 г.). Побои – четвёртая сила. Доходягу бьют все: конвой, нарядчик, бригадир, блатарь, командир роты. Доходягой ты становишься тогда, когда ослабел из-за непосильного труда, без сна, на тяжёлой работе при 50-градусном морозе».

    (Учащимся объясняется значение слова «блатарь», часто употребляемого в рассказах Шаламова).

    Представление о жизни на Колыме складывается из реальных случаев:

    «Беглец, которого поймали в тайге и застрелили «оперативники». Отрубили обе кисти, чтобы не возить труп за несколько вёрст печатать. А беглец поднялся и доплёлся до нашей избушки».

    «Ворот отверстия штольни. Брёвно, которым ворот вращают, и семь измученных ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир».

    Самая тяжёлая участь выпала на долю людей, осуждённым по статье 58 (политический заключённый, «враг народа»).

    Постановка проблемы:

    Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? – вот главный вопрос, на который попытаемся найти ответ.

    Анализ рассказа «На представку»(1956 г.)

    Выясняем смысл названия рассказа.

    Какие художественные средства использует автор, чтобы показать нам жизнь заключённых?

    Описание барака : «В правом углу барака на нижних нарах были разостланы разноцветные ватные одеяла. В угловому столбу прикручена проволокой горящая «колымка» - самодельная лампочка на бензиновом паре». «На одеялах лежала грязная пуховая подушка» .

    В.Шаламов подробно рассказывает об изготовлении тюремных карт. Это целая наука!

    Сравним портретные характеристики играющих в карты:

    Севочка «грязная рука с тонкими, белыми, нерабочими пальцами. Ноготь мизинца был сверхъестественной величины – тоже блатарский шик» , «липкие и грязные светлые волосы» , «низкий, без единой морщинки лоб, жёлтые кустики бровей, ротик бантиком» всё это придавало его физиономии важное качество внешности вора – незаметность» . Шулер.

    Наумов «черноволосый малый с страдальческим выражением чёрных, глубоко запавших глаз» , железнодорожный вор.

    Приходим к выводу, что Севочка – «хозяин» положения. Об этом свидетельствуют авторские характеристики реплик персонажей:

    Севочка: «…процедил сквозь зубы… с бесконечным презрением…»

    «… твёрдо сказал»

    «…живо сказал»

    Наумов: «…раздалась громкая многословная ругань…»

    «…хрипло сказал Наумов»

    «…закричал Наумов»

    «..заискивающе сказал…»

    Какая «мысль сверкнула в мозгу Наумова»?

    Наумов решил играть на вещи Гаркунова, инженера-текстильщика, попавшего на Колыму по ст.58 как враг народа. Цинично звучат его слова: «Ну-ка снимай».

    Как можно объяснить поведение Наумова: он только что унизительно заискивал перед Севочкой, а теперь унижает Гаркунова?

    Что значит для него свитер?

    (Это ниточка, связывающая его с прежней жизнью, дающая надежду выжить).

    Тонкой оказалась ниточка, как беззащитная человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей. В одном абзаце – судьба человека, его прошлое настоящее и будущее. В этом и заключается мастерство Шаламова – писателя.)

    Какие строки вас особенно потрясли?

    («Сашка растянул руки убитого, разорвал нательную рубашку и стянул свитер через голову. Свитер был красный, и кровь на нём была едва заметна. Севочка бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан». Потрясает отношение к человеку. Смерть воспринимается как обычное явление, утратившее трагизм).

    Гаркунова убили. Будет ли наказан убийца?

    Обращаем внимание на начало рассказа: «Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов, справедливо полагая свою главную службу в наблюдении за осужденными по пятьдесят восьмой статье. Лошадей, как правило, контрреволюционерам не доверяли».

    О чём заставил вас задуматься этот рассказ?

    Слово учителя:

    Следующий рассказ тоже о власти «блатарей» над «врагами народа».

    Справка: «блатарь - отказчик от работы, извечный враг любого государства, вдруг превращается в друга государства, в объект перековки» («Колымские рассказы»). За высокий процент выработки этих заключённых (воров, убийц…) освобождали из мест заключения. Оказалось, что «друзья народа», какими оказывались рецидивисты, официально выполняют норму 300% и подлежат досрочному освобождению. А 300% - чужая кровь. Всякий осуждённый за бытовое преступление знал, что его преступление вовсе не считается преступлением в лагере. Напротив, заключённый убийца чувствует поддержку государства – ведь он «бытовик», а не враг народа.

    «Друзьям» народа государство поручало перевоспитание тех, кто попал на Колыму по 58-й статье.

    Анализ рассказа «Заклинатель змей» (1954 г.)

    О чём этот рассказ?

    Опираясь на слово писателя, давайте представим один день из жизни заключённого Платонова.

    «Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка нужно было собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами». Создаётся впечатление безысходности, кажется, что никогда не будет отдыха уставшему телу. Платонов размышляет о человеческой выносливости: «Лошадь не выносит месяца здешней жизни в холодном помещении с многочасовой работой на морозе.… А человек живёт…» .

    Почему?

    Ответ на этот вопрос находим в раздумьях Платонова: «…он цепляется за жизнь».

    Почему Платонову не удаётся отдохнуть в бараке после трудного дня?

    Зачитайте разговор Платонова с Федечкой. Что потрясает?

    Как и в предыдущем рассказе, Федечка - вор, хозяин положения.

    Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него такие, как Платонов, Иваны Ивановичи, этим он обезличивает людей, они для него твари: «Иди, тварь. Иди, ложись к параше. Там будет твоё место. А будешь кричать – удавим…». Это и потрясает.

    Шаламов использует в его имени уменьшительно-ласкательный суффикс. В этом заключается авторская ирония.

    Какое чувство испытывает Платонов?

    Есть ли у него выход?

    Страшна судьба единственно грамотного человека на прииске. Он вынужден пересказывать ворам Дюма, Конан Дойля.… За это его кормят, одевают. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым пожалует его Федечка, он ведь юшки не ест.

    «Голодному человеку можно простить многое, очень многое».

    А вы, ребята?

    В чём смысл названия рассказа? Удалась ли Платонову роль заклинателя змей?

    Слово учителя:

    Страшным, ненасытным чудовищем предстаёт архипелаг Гулаг. Почти в каждом рассказе В. Шаламова – смерть.

    Такой звонкой пощёчиной стал рассказ «Надгробное слово».

    Выразительное чтение учеником фрагмента рассказа.

    - Что вас взволновало в этом рассказе?

    Особенно потрясают строки:

    «- А я, - и голос его (Володи Добровольцева) был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашёл в себе силу плюнуть им в рожу за всё, что они делают с нами…».

    На фоне музыки ученик читает стихотворение В. Шаламова:

    Отвали этот камень серый, Загораживающий путь, И войди в глубину пещеры На страданья мои взглянуть.
    Ржавой цепью к скале прикован И похожий на мертвеца, Этой боли многовековой Не предвидится и конца.
    Наши судьбы – простые маски Той единой, большой судьбы. Сказки той, что, боясь огласки, Приковали к стене рабы.
    Итоги урока: - Может ли человек выстоять в экстремальных условиях и остаться человеком? Учащиеся обращают внимание на слова В.Шаламова: «Здесь хоронят раньше душу, сажая тело на замок». - Что даёт человеку силы? На доске появляются слова: долг, любовь, терпение, достоинство, совесть. - Перед названием темы урока поставлен знак вопроса. Так какова же судьба человека в тоталитарном государстве? - В чём её трагизм?
    Домашнее задание: сочинение «Мои размышления после урока».

    Список использованной литературы

    1. Из «Колымских тетрадей», (1937-1956): Стихи // Знамя. 1993. №1.

    2. «Разговоры о самом главном…»: Переписка Б. Л. Пастернака и В. Т. Шаламова / Публ., вступ. слово и коммент. И. Сиротинской // Юность. 1988. №10.

    3. Шаламов В.Т. Колымские рассказы / Публ. И. Сиротинской // Юность. 1988. №10.

    4. Шкловский Е.А. «Варлам Шаламов». - М.: Знание, 1991

    Варлам Шаламов

    Заклинатель змей

    Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю. Платонов рассказывал мне историю своей здешней жизни – второй нашей жизни на этом свете. Я нахмурился при упоминании прииска «Джанхара». Я сам побывал в местах дурных и трудных, но страшная слава «Джанхары» гремела везде.

    – И долго вы были на «Джанхаре»?

    – Год, – сказал Платонов негромко. Глаза его сузились, морщины обозначились резче – передо мной был другой Платонов, старше первого лет на десять.

    – Впрочем, трудно было только первое время, два-три месяца. Там одни воры. Я был единственным… грамотным человеком там. Я им рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне, рассказывал по вечерам Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. За это они меня кормили, одевали, и я работал мало. Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь?

    – Нет, – сказал я, – нет. Мне это казалось всегда последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов. Но я знаю, что это такое. Я слышал «романистов».

    – Это – осуждение? – сказал Платонов.

    – Ничуть, – ответил я. – Голодному человеку можно простить многое, очень многое.

    – Если я останусь жив, – произнес Платонов священную фразу, которой начинались все размышления о времени дальше завтрашнего дня, – я напишу об этом рассказ. Я уже и название придумал: «Заклинатель змей». Хорошее?

    – Хорошее. Надо только дожить. Вот – главное.

    Андрей Федорович Платонов, киносценарист в своей первой жизни, умер недели через три после этого разговора, умер так, как умирали многие, – взмахнул кайлом, покачнулся и упал лицом на камни. Глюкоза внутривенно, сильные сердечные средства могли бы его вернуть к жизни – он хрипел еще час-полтора, но уже затих, когда подошли носилки из больницы, и санитары унесли в морг этот маленький труп – легкий груз костей и кожи.

    Я любил Платонова за то, что он не терял интереса к той жизни за синими морями, за высокими горами, от которой нас отделяло столько верст и лет и в существование которой мы уже почти не верили или, вернее, верили так, как школьники верят в существование какой-нибудь Америки. У Платонова, бог весть откуда, бывали и книжки, и, когда было не очень холодно, например в июле, он избегал разговоров на темы, которыми жило все население, – какой будет или был на обед суп, будут ли давать хлеб трижды в день или сразу с утра, будет ли завтра дождь или ясная погода.

    Я любил Платонова, и я попробую сейчас написать его рассказ «Заклинатель змей».


    Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две из десяти ежедневных перекличек под матерную брань конвоя, под безжалостные крики и оскорбления своих же товарищей, пока еще более сильных, чем ты, товарищей, которые тоже устали и спешат домой и сердятся из-за всякой задержки. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами – ближний лес давно весь вырублен и сожжен. Бригада лесорубов заготовляет дрова, а шурфовые рабочие носят по бревнышку каждый. Как доставляются тяжелые бревна, которые не под силу взять даже двум людям, никто не знает. Автомашины за дровами никогда не посылаются, а лошади все стоят на конюшне по болезни. Лошадь ведь слабеет гораздо скорее, чем человек, хотя разница между ее прежним бытом и нынешним неизмеримо, конечно, меньше, чем у людей. Часто кажется, да так, наверное, оно и есть на самом деле, что человек потому и поднялся из звериного царства, стал человеком, то есть существом, которое могло придумать такие вещи, как наши острова со всей невероятностью их жизни, что он был физически выносливее любого животного. Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа – есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека. И не подчинением себе силы огня – все это было после выполнения главного условия превращения. При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически. Он был живуч как кошка – эта поговорка неверна. О кошке правильнее было бы сказать – эта тварь живуча, как человек. Лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении с многочасовой тяжелой работой на морозе. Если это не якутская лошадь. Но ведь на якутских лошадях и не работают. Их, правда, и не кормят. Они, как олени зимой, копытят снег и вытаскивают сухую прошлогоднюю траву. А человек живет. Может быть, он живет надеждами? Но ведь никаких надежд у него нет. Если он не дурак, он не может жить надеждами. Поэтому так много самоубийц.

    Но чувство самосохранения, цепкость к жизни, физическая именно цепкость, которой подчинено и сознание, спасает его. Он живет тем же, чем живет камень, дерево, птица, собака. Но он цепляется за жизнь крепче, чем они. И он выносливей любого животного.

    О всем таком и думал Платонов, стоя у входных ворот с бревном на плече и ожидая новой переклички. Дрова принесены, сложены, и люди, теснясь, торопясь и ругаясь, вошли в темный бревенчатый барак.

    Когда глаза привыкли к темноте, Платонов увидел, что вовсе не все рабочие ходили на работу. В правом дальнем углу на верхних нарах, перетащив к себе единственную лампу, бензиновую коптилку без стекла, сидели человек семь-восемь вокруг двоих, которые, скрестив по-татарски ноги и положив между собой засаленную подушку, играли в карты. Дымящаяся коптилка дрожала, огонь удлинял и качал тени.

    Платонов присел на край нар. Ломило плечи, колени, мускулы дрожали. Платонова только утром привезли на «Джанхару», и работал он первый день. Свободных мест на нарах не было.

    «Вот все разойдутся, – подумал Платонов, – и я лягу». Он задремал.

    Игра вверху кончилась. Черноволосый человек с усиками и большим ногтем на левом мизинце перевалился к краю нар.

    – Ну-ка, позовите этого Ивана Ивановича, – сказал он.

    Толчок в спину разбудил Платонова.

    – Ты… Тебя зовут.

    – Ну, где он, этот Иван Иванович? – звали с верхних нар.

    – Я не Иван Иванович, – сказал Платонов, щурясь.

    – Он не идет, Федечка.

    – Как не идет?

    Платонова вытолкали к свету.

    – Ты думаешь жить? – спросил его негромко Федя, вращая мизинец с строщенным грязным ногтем перед глазами Платонова.

    – Думаю, – ответил Платонов.

    Сильный удар кулаком в лицо сбил его с ног. Платонов поднялся и вытер кровь рукавом.

    – Так отвечать нельзя, – ласково объяснил Федя. – Вас, Иван Иванович, в институте разве так учили отвечать?

    Платонов молчал.

    – Иди, тварь, – сказал Федя. – Иди и ложись к параше. Там будет твое место. А будешь кричать – удавим.

    Это не было пустой угрозой. Уже дважды на глазах Платонова душили полотенцем людей – по каким-то своим воровским счетам. Платонов лег на мокрые вонючие доски.

    – Скука, братцы, – сказал Федя, зевая, – хоть бы пятки кто почесал, что ли…

    – Машка, а Машка, иди чеши Федечке пятки. В полосу света вынырнул Машка, бледный хорошенький мальчик, воренок лет восемнадцати.

    Он снял с ног Федечки заношенные желтые полуботинки, бережно снял грязные рваные носки и стал, улыбаясь, чесать пятки Феде. Федя хихикал, вздрагивая от щекотки.

    – Пошел вон, – вдруг сказал он. – Не можешь чесать. Не умеешь.

    – Да я, Федечка…

    – Пошел вон, тебе говорят. Скребет, царапает. Нежности нет никакой.

    Окружающие сочувственно кивали головами.

    – Вот был у меня на «Косом» жид – тот чесал. Тот, братцы мои, чесал. Инженер.

    И Федя погрузился в воспоминания о жиде, который чесал пятки.

    – Ну его, – сказал Федя. – Разве такие могут чесать. А впрочем, подымите-ка его.

    Платонова вывели к свету.

    – Эй, ты, Иван Иванович, заправь-ка лампу, – распоряжался Федя. – И ночью будешь дрова в печку подкладывать. А утром – парашку на улицу. Дневальный покажет, куда выливать…

    Платонов молчал покорно.

    – За это, – объяснял Федя, – ты получишь миску супчику. Я ведь все равно юшки-то не ем. Иди спи.

    Платонов лег на старое место. Рабочие почти все спали, свернувшись по двое, по трое – так было теплее.

    – Эх, скука, ночи длинные, – сказал Федя. – Хоть бы роман кто-нибудь тиснул. Вот у меня на «Косом»…

    – Федя, а Федя, а этот, новый-то… Не хочешь попробовать?

    – И то, – оживился Федя. – Подымите его.

    Платонова подняли.

    – Слушай, – сказал Федя, улыбаясь почти заискивающе, – я тут погорячился немного.

    – Ничего, – сказал Платонов сквозь зубы.

    – Слушай, а романы ты можешь тискать?

    Огонь блеснул в мутных глазах Платонова. Еще бы он не мог. Вся камера следственной тюрьмы заслушивалась «Графом Дракулой» в его пересказе. Но там были люди. А здесь? Стать шутом при дворе миланского герцога, шутом, которого кормили за хорошую шутку и били за плохую? Есть ведь и другая сторона в этом деле. Он познакомит их с настоящей литературой. Он будет просветителем. Он разбудит в них интерес к художественному слову, он и здесь, на дне жизни, будет выполнять свое дело, свой долг. По старой привычке Платонов не хотел себе сказать, что просто он будет накормлен, будет получать лишний супчик не за вынос параши, а за другую, более благородную работу. Благородную ли? Это все-таки ближе к чесанию грязных пяток вора, чем к просветительству. Но голод, холод, побои…

    Разделы: Литература

    Цели урока:

    • познакомить с трагической судьба писателя и поэта Варлама Шаламова; выявить особенности сюжета и поэтики "Колымских рассказов";
    • развивать навыки литературоведческого анализа, умение вести диалог;
    • формировать гражданскую позицию старшеклассников.

    Оборудование: портрет В.Шаламова, мультимедийная презентация

    Ход урока

    1. Этап целеполагания.

    Музыка. "Реквием" В.Моцарта

    Учитель (читает на фоне музыки)

    Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
    кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
    кто по суду, без суда, совещаньем особым
    был обречен на тюремную робу до гроба,
    кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями
    им наши слезы и скорбь, наша вечная память! (Т.Руслов)

    Сегодня на уроке нам предстоит вести разговор о политических репрессиях в Советском Союзе, о людях, пострадавших от них, о писателе удивительной судьбы - Варламе Тихоновиче Шаламове - и его прозе. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока

    (слайд 1). Дома вы прочитали рассказы Варлама Шаламова. Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Ответы учащихся: познакомиться с творчеством В.Шаламова, его биографией, осмыслить его произведения).

    Варлам Тихонович Шаламов почти 20 лет провел в советских лагерях, выжил, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в произведении "Колымские рассказы", с некоторыми из которых вы успели познакомиться. Как вы приняли эти рассказы? Что удивило, поразило, возмутило? (Ответы учащихся)

    В чем же загадка "Колымских рассказов"? Почему сам автор считает свои произведения "новой прозой"? Это ключевые вопросы нашего урока (слайд 2).

    2. Актуализация знаний учащихся.

    Но чтобы понять прозу Шаламова, надо хорошо представлять себе исторические события тех лет.

    Сообщение ученика "История репрессий в СССР"

    А.И.Солженицын сказал: "Никакой Чингиз-хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией". Безусловно, все это не могло коснуться и литературного процесса. Вспомним некоторые факты.

    Сообщение ученицы "Репрессии в литературе" (Должны быть упомянуты следующие факты: Задохнулся от отсутствия воздуха свободы Александр Блок в 1921 году. Расстреляны: Николай Гумилев в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре, Борис Пильняк в апреле 1938 года, Николай Клюев и Сергей Клычков в октябре 1937 года, Исаак Бабель в январе 1940 года. Погиб в лагере в 1938 году Осип Мандельштам. Покончили самоубийством, не выдержав поединка с тоталитарным режимом, Сергей Есенин в 1925 году, Владимир Маяковский в 1930 году, Марина Цветаева в 1941 году. Умерли в изгнании Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Игорь Северянин, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Иосиф Бродский, Александр Галич. Подверглись гонениям Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак. Прошли ГУЛАГ Александр Солженицын, Анатолий Жигулин, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков, Иосиф Бродский. В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателях, кто погиб на войне - 70 человек. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных, но потом поняли - места не хватит. Все стены будут исписаны.)

    Учитель . Назовем еще одно имя в этом скорбном списке - В.Т.Шаламов, один из тех, кто поставил своей задачей - выжить и рассказать правду. Эта тема звучит и в творчестве А.Солженицына, и Юрия Домбровского, и Олега Волкова, и Анатолия Жигулина, и Лидии Чуковской, но сила книг В.Шаламова просто потрясает (слайд 3).

    В судьбе Шаламова столкнулись два начала: с одной стороны - его характер, убеждения, с другой - давление времени, государства, стремившегося уничтожить этого человека. Его талант, его страстная жажда справедливости. Бесстрашие, готовность делом доказать слово: Все это было не только не востребовано временем, но и стало слишком опасным для него.

    3. Изучение нового материала. Работа в группах по изучению биографии Варлама Шаламова.

    Работа в группах. (Учащиеся разбиты на группы заранее).

    На каждом столе есть тексты с биографией В.Т.Шаламова. Прочитайте, выделите основные вехи биографии (маркером), будьте готовы ответить на вопросы.

    Вопросы:

    1. Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
    2. Где учился В.Шаламов?
    3. Когда В.Шаламов был арестован и за что?
    4. Каков был приговор?
    5. Когда и где отбывал наказание Шаламов?
    6. Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
    7. Почему ему продлили срок в 1943 году?
    8. Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
    9. В каком году начинает работать над "Колымскими рассказами"?

    (Ответы на вопросы сопровождаются слайдами с фотографиями)

    Учитель: Умер Варлам Шаламов 17 января 1982 года, потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни.

    • "Колымские рассказы" - главный труд писателя. 20 лет отдал он на их создание. Читатель узнал 137 рассказов, собранных в 5 сборниках:
    • "Колымские рассказы"
    • "Левый берег"
    • "Артист лопаты"
    • "Воскрешение лиственницы"
    • "Перчатка, или КР-2"

    4. Анализ "Колымских рассказов".

    • Какие рассказы Вы прочитали? (Ответы учащихся)

    Работа в парах.

    Давайте составим кластер со словом "Колыма". Попытайтесь отразить в нем ваше восприятие мира Колымы, какие чувства в нем преобладают? Работаем в парах, стараемся договориться. Кластеры крепим на доску и зачитываем.

    Обратимся к рассказу "Надгробное слово". Вопросы для анализа:

    1. Какое впечатление производит рассказ, начинающийся словами: "Все умерли:"? Все: это кто, почему, как? (ответы) Да, это люди, о которых сам Шаламов скажет: "Это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями". Но они оставались людьми в таких условиях - а это многое значит. Писатель показывает это немногословно, всего одной деталью. Деталь очень важна в прозе Шаламова. Вот такая, например, небольшая подробность: ": бригадир Барбэ - товарищ, помогавший мне вытащить большой камень из узкого шурфа". Бригадир, который в лагере обычно враг, убийца, называется товарищем. Он помог зеку, а не прибил его. Что открывается за этим? (При товарищеских отношениях план не выполнялся, потому что выполнить его можно было только при нечеловеческой, смертельной нагрузке. На Барбэ донесли, и он погиб.)

    2. Рассказы страшные, жуткие истории. О чем мечтают люди в рождественскую ночь? (ответы) И вот голос Володи Добровольцева (обратите внимание на фамилию): "- А я, - и голос его был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашел в себе силу плюнуть им в рожу за все, что они делают с нами." А почему он хочет быть обрубком?

    3. Что является сюжетом рассказа? (Смерть). Смерть, небытие и есть тот художественный мир, в котором разворачивается действие рассказа. И не только здесь. Факт смерти предшествует началу сюжета. Согласитесь, что это необычно для русской прозы.

    Поработаем с рассказом "Заклинатель змей". Каждая группа получает свое задание. 1 группа - Прочитайте начало рассказа, найдите слова и словосочетания, которые действуют на чувства читателя. Какие чувства возникают? 2 группа - Какие "тонкие" и "толстые" вопросы возникли у вас при чтении рассказа? 3 группа - Какие фрагменты рассказа требуют осмысления и размышления?

    В процессе анализа рассказа мы обязательно обратим внимание на те непростые вопросы, что у вас возникли. Попробуем разобраться вместе.

    • Почему же рассказ называется "Заклинатель змей"? Кого можно считать заклинателем змей?
    • Почему Платонов согласился все-таки рассказывать романы? Можно ли его осуждать?
    • Согласие Платонова "тискать романы" - это проявление силы или слабости?
    • Почему у Платонова развилась сердечная болезнь?
    • Каково авторское отношение к такому способу улучшить свое положение? (Резко отрицательное)
    • Как изображен Сенечка? Что он собой олицетворяет?

    (На первый взгляд кажется, что рассказ о противостоянии политических и блатных, но если вглядеться глубже, то не случайно Платонов - киносценарист-интеллигент противостоит блатарям, те. духовность противостоит грубой силе. Но есть и еще один план, связанный с темой "художник и власть", "художник и общество". "Тисканье романов" - эта фраза из блатного жаргона сама по себе является мощной сатирической метафорой: подобное "тисканье" в угоду сильным мира сего является древней и трудно изживаемой чертой литературы, Шаламов сумел показать свое негативное отношение и к "змеям", и к "заклинателям".)

    Рассказ "Последний бой майора Пугачева". Исследователь творчества Шаламова Валерий Есипов пишет, что "Шаламов ни одного слова не писал просто так".

    • О чем повествует этот рассказ?
    • Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты 1930-х и 1940-х годов? Чем отличались бывшие фронтовики от других заключенных?
    • Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны?
    • Как вели себя заключенные во время побега?
    • Почему в госпитале не было раненных заключенных? Зачем лечили Солдатова?
    • Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?

    Какое чувство остается после прочтения рассказа? Как проявляется авторское отношение к героям? (Об авторском отношении к героям говорит и фамилия - Пугачев, и то, что автор постоянно называет его по званию - майором, подчеркивая, что он - боец, бросивший вызов лагерным властям, и улыбка майора при воспоминании о погибших товарищах перед собственной смертью. Шаламов скажет о нем - "трудная мужская жизнь", перед смертью подарит ему безвкусную ягоду бруснику, дважды повторит слова "лучшие люди" и вспомнит его улыбку, испытывая радость от того, что в человеке есть духовная высота.)

    Почему Шаламов, утверждавший, что удачных побегов на Колыме быть не может, прославил майора Пугачева? В чем же подвиг майора Пугачева? (Подвиг Пугачева и его товарищей состоит не в том, что они отстаивали свою свободу с оружием в руках, не в том, что они повернули свои автоматы против советской власти, не в том, что они - все до одного - предпочли гибель сдаче. Они стали героями, потому что отказались принять навязываемую им систему мышления и чувства. Осознав лагерь как внечеловеческую систему, они отказались в ней существовать. Побег - из лагеря в тайгу - из Лагеря в Мир - был, несомненно, чудом физической отваги, но прежде всего детищем отважной мысли.)

    Написав сказку, очень важную для писателя лично, Шаламов выводит новый лагерный закон - закон сохранения личности, отвечает на вопрос, как же выбраться из этого мира смерти. В тот момент, когда Шаламов поставил себе задачу "запомнить и написать", он, подобно Пугачеву и его товарищам, повел бой по своим правилам - из Заключенного стал Писателем, перенес сражение с внечеловеческой системой на чуждую лагерю и родную для него самого территорию культуры.

    Учитель: Ребята, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны "Колымских рассказов?" Какие особенности прозы Шаламова, названной "новой прозой", мы отметим?

    (Тайна "Колымских рассказов" в том, что при всем отрицательном автор сумел показать, что люди остаются людьми даже в нечеловеческих условиях, есть способ бороться с этой системой - не принимать ее правил, побеждать ее силой искусства и гармонии. Особенности "новой прозы" Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали- символа.)

    Давайте попробуем по группам составить синквейны по темам: "Колымские рассказы", "Человек", "Варлам Шаламов", так чтобы вы смогли высказать свои чувства после нашего урока.

    Домашнее задание: написать рецензию на один рассказов Шаламова, используя пирамиду "критика"; посмотреть фильм "Завещание Ленина".

    Литература.

    2. Валерий Есипов. "Развеять этот туман" (Поздняя проза В.Шаламова: мотивации и проблематика)// www.shalamov.ru/research/92/

    3. Н.Л.Крупина, Н.А.Соснина. Сопричастность времени. - М., "Просвещение", 1992