Биография толстого детские годы. Лев толстой

Русское культурное наследие девятнадцатого века включает в себя многие всемирно известные музыкальные произведения, достижения хореографического искусства, шедевры гениальных поэтов. Творчество Льва Николаевича Толстого - великого писателя-прозаика, философа-гуманиста и общественного деятеля занимает не только в русской, но и в мировой культуре особое место.

Биография Льва Николаевича Толстого противоречива. Она свидетельствует о том, что он не сразу пришёл к своим философским воззрениям. А создание художественных литературных произведений, которые и сделали его всемирно знаменитым русским писателем, являлось для него далеко не основным родом деятельности. Да и начало его жизненного пути не было безоблачным. Вот основные вехи биографии писателя :

  • Детские годы жизни Толстого.
  • Армейская служба и начало творческого пути.
  • Европейские путешествия и педагогическая деятельность.
  • Женитьба и семейная жизнь.
  • Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
  • Тысяча восемьсот восьмидесятые годы. Московская перепись.
  • Роман «Воскресение», отлучение от церкви.
  • Завершающие годы жизни.

Детство и отрочество

Дата рождения писателя - 9 сентября 1828 года. Родился он в дворянской аристократической семье , в имении матери «Ясная Поляна», где и прошло детство Льва Николаевича Толстого до девяти лет. Отец Льва Толстого, Николай Ильич, происходил из древнего графского рода Толстых, который вёл родословную с середины четырнадцатого века. Мать Льва, княжна Волконская, умерла в 1830 году, через некоторое время после рождения единственной дочери, которую звали Марией. Через семь лет умер и отец. Он оставил на попечение родственникам пятерых детей, среди которых Лев был четвёртым ребёнком.

Сменив несколько опекунов, маленький Лёва поселился в Казанском доме своей тётушки Юшковой, сестры отца. Жизнь в новой семье оказалась настолько счастливой, что отодвинула на второй план трагические события раннего детства. Позже писатель вспоминал это время как одно из лучших в своей жизни, что отразилось в его повести «Детство», которую можно считать частью автобиографии писателя.

Получив, как было принято в то время в большинстве дворянских семей, домашнее начальное образование, Толстой поступил в 1843 году на учёбу в Казанский университет, выбрав изучение восточных языков. Выбор оказался неудачным, из-за слабой успеваемости он меняет восточный факультет на занятия юриспруденцией, но с тем же результатом. В итоге через два года Лев возвращается на свою родину в Ясную Поляну, решив заняться сельским хозяйством.

Но требовавшая монотонного беспрерывного труда затея провалилась, и Лев уезжает в Москву, а потом в Петербург, где пытается снова подготовиться к поступлению в университет, чередуя эту подготовку с кутежами и азартными играми, всё больше обрастая долгами, а также с музыкальными занятиями и ведением дневника. Кто знает, чем могло всё это закончиться, если бы не приезд к нему в 1851 году брата Николая, армейского офицера, уговорившего его поступить на военную службу.

Армия и начало творческого пути

Армейская служба способствовала дальнейшей переоценке писателем общественных отношений, существующих в стране. Здесь была начата его писательская карьера, состоявшая из двух важных этапов :

  • Военная служба на Северном Кавказе.
  • Участие в Крымской войне.

На протяжении трёх лет Л. Н. Толстой жил среди терских казаков, принимал участие в боях - сначала добровольцем, а в дальнейшем официально. Впечатления о той жизни отразились впоследствии в творчестве писателя, в произведениях, посвящённых жизни северокавказского казачества: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Рубка леса».

Именно на Кавказе, в перерывах между военными стычками с горцами и в ожидании приёма на официальную военную службу, Лев Николаевич написал своё первое опубликованное произведение - повесть «Детство». С неё начался творческий рост Льва Николаевича Толстого как писателя. Опубликованная в «Современнике» под псевдонимом Л. Н., она сразу же принесла начинающему автору известность и признание.

Пробыв на Кавказе два года, Л. Н. Толстой с началом Крымской войны был переведён в Дунайскую армию, а затем в Севастополь, где он служил в артиллерийских войсках, командуя батареей, участвовал в обороне Малахова кургана и сражался при Чёрной. За участие в боях за Севастополь Толстой был неоднократно награждён, в том числе орденом святой Анны.

Здесь писатель начинает работу над «Севастопольскими рассказами», которые завершает в Петербурге, куда был переведён в начале осени 1855 года, и публикует их уже под своим именем в «Современнике». Эта публикация закрепляет за ним имя представителя нового поколения литераторов.

В конце 1857 года Л. Н. Толстой уходит в отставку, имея чин поручика, и отправляется в своё европейское путешествие.

Европа и педагогическая деятельность

Первая поездка Льва Толстого в Европу была ознакомительной, туристической. Он посещает музеи, места, связанные с жизнью и деятельностью Руссо. И хотя его восхитило ощущение социальной свободы, присущее европейскому образу жизни, общее впечатление от Европы у него было отрицательным, главным образом из-за контраста между богатством и бедностью, спрятанного под культурным лоском. Характеристика тогдашней Европы дана Толстым в рассказе «Люцерн».

После первого европейского путешествия Толстой в течение нескольких лет занимается народным образованием, открывая крестьянские школы в окрестностях Ясной Поляны. Первый опыт в этом у него уже был, когда ведя в юности довольно хаотичный образ жизни, в поисках ее смысла, во время неудачного занятия фермерством он открыл первую школу в своём имении.

В это время продолжается работа над «Казаками», романом «Семейное счастье». А в 1860-1861 годах Толстой снова едет в Европу, на этот раз с целью изучить опыт внедрения народного образования.

После возвращения в Россию он разрабатывает свою педагогическую систему, основанную на свободе личности, пишет множество сказок и рассказов для детей.

Женитьба, семья и дети

В 1862 году писатель женился на Софье Берс , которая была моложе его на восемнадцать лет. Имевшая университетское образование Софья в дальнейшем много помогала мужу в его писательской работе, в том числе переписывая начисто черновики рукописей. Хотя отношения в семье не всегда были идеальными, они прожили вместе сорок восемь лет. В семье родилось тринадцать детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь восемь.

Образ жизни Л. Н. Толстого способствовал нарастанию со временем проблем в семейных отношениях. Особенно заметными они стали после завершения «Анны Карениной». Писатель погрузился в депрессию, стал требовать от семьи вести образ жизни, приближенный к крестьянскому быту, что приводило к постоянным ссорам.

«Война и мир» и «Анна Каренина»

На работу над наиболее известными его произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина» у Льва Николаевича ушло двенадцать лет.

Первая публикация отрывка из «Войны и мира» появилась ещё в 1865 году, а уже в шестьдесят восьмом были напечатаны три первых части полностью. Успех романа был настолько большим, что понадобилось дополнительное издание уже вышедших частей, ещё до завершения работы над последними томами.

Не меньший успех выпал и следующему роману Толстого - «Анна Каренина», вышедшему в 1873-1876 годах. В этом произведении писателя уже чувствуются признаки душевного кризиса. Отношения главных героев книги, развитие сюжета, его драматический финал свидетельствовали о переходе Л. Н. Толстого к третьему этапу своего литературного творчества, отражающему усиление драматического взгляда писателя на бытие.

1880-е годы и Московская перепись

В конце семидесятых годов Л. Н. Толстой знакомится с В. П. Щеголёнком, на основе фольклорных рассказов которого писатель создаёт некоторые свои произведения «Чем люди живы», «Молитва» и другие. Изменение его миросозерцания к восьмидесятым годам отразилось в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната», которые характерны для третьего этапа творчества Толстого.

Пытаясь улучшить жизнь народа, писатель в 1882 году принимает участие в московской переписи, полагая, что официальное обнародование данных о бедственном положении простых людей поможет добиться изменения их судьбы. По выданному Думой плану он в течение нескольких дней собирает статистическую информацию на территории наиболее сложного участка, находящегося в Проточном переулке. Под впечатлением увиденного в московских трущобах им была написана статья «О переписи в Москве».

Роман «Воскресение» и отлучение от церкви

В девяностые годы писатель пишет трактат «Что такое искусство?», в котором он обосновывает свой взгляд на предназначение искусства. Но вершиной писательского труда Толстого этого периода считается роман «Воскресение». Изображение в нём церковной жизни как механической рутины позже стало основной причиной отлучения Льва Толстого от церкви.

Откликом писателя на это был его «Ответ синоду», что подтвердил разрыв Толстого с церковью, и в котором он обосновывает свою позицию, указывая на противоречия между церковными догматами и своим пониманием христианской веры.

Общественная реакция на это событие была противоречивой - часть общества выражала Л. Толстому сочувствие и поддержку, от другой слышались угрозы и ругань.

Завершающие годы жизни

Решив прожить оставшуюся жизнь не противореча своим убеждениям, Л. Н. Толстой в начале ноября 1910 года тайно уходит из Ясной Поляны, сопровождаемый лишь личным врачом. Определённой конечной цели уход не имел. Предполагалась уехать в Болгарию или на Кавказ. Но через несколько дней, почувствовав недомогание, писатель был вынужден, остановится на станции Астапово, где врачи диагностировали у него воспаление лёгких.

Попытки врачей спасти его не удались, и великий писатель умер 20 ноября 1910 года. Сообщение о смерти Толстого вызвало волнение по всей стране, но похороны прошли без происшествий. Похоронен он в Ясной Поляне, на любимом месте его детских игр - у края лесного оврага.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением . По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, - «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Мировое признание и изучение наследия

И в наше время Толстой считается одним из величайших писателей мира. И хотя сам он считал свои занятия литературой делом второстепенным, и даже в определённые жизненные периоды ничтожным, бесполезным, именно рассказы, повести и романы сделали его имя известным, способствовали распространению созданного им религиозно-нравственного учения, известного как толстовство, которое для Льва Николаевича было основным итогом жизни.

В России проект по изучению творческого наследия Толстого запускается уже с младших классов общеобразовательной школы. Первая презентация творчества писателя начинается в третьем классе, когда происходит начальное знакомство с биографией писателя. В дальнейшем, по мере изучения его произведений, ученики пишут рефераты на тему творчества классика, делают доклады как по биографии писателя, так и по отдельным его произведениям.

Изучению творчества писателя, сохранению памяти о нём способствует множество музеев в памятных местах страны, связанных с именем Л. Н. Толстого. В первую очередь таким музеем является музей-заповедник Ясная Поляна, где писатель родился и похоронен.

Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе. Описать творчество Толстого кратко очень сложно. Масштабная мысль писателя воплотилась в 90 томах произведений. Сочинения Л. Толстого – это романы о жизни русского дворянства, военные повести, рассказы, дневниковые записи, письма, статьи. В каждом из них отражается личность творца. Читая их, мы открываем для себя Толстого – писателя и человека. На протяжении своей 82-летней жизни он размышлял, какова цель жизни человека, стремился к духовному совершенствованию.

С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести: «Детство», « Отрочество», «Юность» (1852 – 1857). В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек. Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание.

Оставив учебу в университете, Толстой занялся преобразованиями в имении. Этот период описан в повести « Утро помещика» (1857).

Толстому в юности было свойственно и совершение ошибок (его светские развлечения во время учебы в университете), и раскаяние, и стремление к искоренению пороков (программа по самообразованию). Было даже бегство на Кавказ от долгов, светской жизни. Кавказская природа, простота казачьей жизни контрастировали с дворянскими условностями и закрепощенностью образованного человека. Богатейшие впечатления этого периода отразились в повести «Казаки»(1852-1963), рассказах« Набег» (1853), « Рубка леса» (1855). Герой Толстого этого периода– ищущий человек, который пытается найти себя в единении с природой. В основе повести « Казаки» лежит автобиографическая история любви. Разочарованный цивилизованной жизнью герой тянется к простой, страстной казачке. Дмитрий Оленин напоминает романтического героя, он ищет счастье в казачьей среде, но остается чуждым ей.

1854 год – служба в Севастополе, участие в военных действиях, новые впечатления, новые планы. В это время Толстой был увлечен идеей издания литературного журнала для солдат, работал над циклом « Севастопольских рассказов». Эти очерки стали зарисовками нескольких дней, прожитых среди его защитников. Толстой использовал прием контраста в описании прекрасной природы и будней защитников города. Война ужасает своей противоестественной сущностью, в этом ее подлинная правда.

В1855 -1856 годы Толстой имел громкую славу писателя, но не сблизился ни с кем из литературной среды. Жизнь в Ясной Поляне, занятия с крестьянскими ребятишками его увлекали сильнее. Он даже написал «Азбуку» (1872) для занятий в своей школе. Она состояла из лучших сказок, былин, пословиц, поговорок, басен. Позднее были изданы 4 тома « Русских книг для чтения».

С 1856 по 1863 год Толстой работал над романом о декабристах, но анализируя это движение, истоки его увидел в событиях 1812 года. Так писатель перешел к описанию духовного единения дворянства и народа в борьбе с захватчиками. Так возник замысел романа – эпопеи «Война и мир». В основе его – духовная эволюция героев. Каждый из них идет своим путем к постижению сущности жизни. Сцены семейной жизни переплетаются с военными. Автор анализирует смысл и законы истории через призму сознания простого человека. Не полководцы, а народ способен изменить историю, а суть жизни человека – семья.

Семья лежит в основе и другого романа Толстого – «Анна Каренина»

(1873 – 1977) Толстой описал историю трех семей, члены которых по-разному относятся к своим близким. Анна ради страсти губит и семью, и себя, Долли старается сохранить свою семью, Константин Левин и Кити Щербацкая стремятся к чистым и духовным отношениям.

К 80-м годам изменилось мировоззрение самого писателя. Его волнуют вопросы социального неравенства, нищеты бедных, праздности богатых. Это отражено в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898,) драме «Живой труп» (1900), рассказе «После бала» (1903).

Последний роман писателя – « Воскресение»(1899). В позднем раскаянии Нехлюдова, соблазнившего воспитанницу своей тетки, – мысль Толстого о необходимости изменения всего русского общества. Но будущее возможно не в революционном, а в нравственном, духовном обновлении жизни.

Всю свою жизнь писатель вел дневник, первая запись в котором была сделана в 18 лет, а последняя за 4 дня до смерти в Астапове. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений. Сегодня они открывают нам взгляды писателя на мир, жизнь, веру. Свое восприятие бытия Толстой раскрыл в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

Последний роман и богоборческие сочинения писателя привели к окончательному разрыву с церковью.

Писатель, философ, проповедник Толстой был тверд в своей позиции. Одни им восхищались, другие критиковали его учение. Но никто не оставался спокойным: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

Скачать данный материал:

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

В 1828 году в поместье Ясная Поляна, 26 августа, родился будущий великий русский писатель Лев Толстой. Семья была родовитой - предок его был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул. Мать была из древнего дворянского рода Волконских. Принадлежность к привилегированному слою общества оказывала влияние на поведение и мысли писателя всю его жизнь. Краткая биография Толстого Льва Николаевича в полной мере не раскрывает всю историю древнего рода семьи.

Безмятежная жизнь в Ясной Поляне

Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что он рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти. Краткая биография Толстого Льва Николаевича свидетельствует о том, что отец был воплощением для писателя красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая в подробностях впоследствии была описана в романе «Война и мир».

Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой - он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории. Первая повесть Толстого - «Детство» - содержит в себе много автобиографических воспоминаний о детских годах самого писателя.

Юность

Безмятежное радостное пребывание в Ясной Поляне было прервано из-за смерти отца. В 1837 году семья под опеку тетки. В этом городе, как утверждает краткая биография Льва Николаевича Толстого, прошла юность писателя. Здесь он поступил в 1844 году в университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Правда, учеба мало привлекала его, студент больше предпочитал различные увеселения и кутежи.

В этот биография Толстого Льва Николаевича характеризует его как человека, пренебрежительно относившегося к людям низшего, неаристократического сословия. Он отрицал историю как науку - в его глазах она не имела никакой практической пользы. Резкость своих суждений писатель сохранил на протяжении всей жизни.

В роли помещика

В 1847 году, так и не окончив университет, Толстой решает вернуться в Ясную Поляну и попробовать устроить быт своих крепостных людей. Действительность резко расходилась с представлениями писателя. Крестьяне не понимали намерений барина, и краткая биография Толстого Льва Николаевича описывает опыт его хозяйствования как неудачный (писатель поделился им в своем рассказе «Утро помещика»), вследствие чего он покидает свое поместье.

Путь становления писателя

Несколько последующих лет, проведенных в Петербурге и Москве, не прошли для будущего великого прозаика даром. С 1847 по 1852 годы ведутся дневники, в которых тщательно выверяет все свои мысли и размышления Лев Николаевич Толстой. Краткая биография повествует, что во время службы на Кавказе параллельно ведется работа над повестью «Детство», которая чуть позже будет напечатана в журнале «Современник». Это положило начало дальнейшему творческому пути великого русского писателя.

Впереди писателя ждет создание его великих произведений "Война и мир" и «Анна Каренина», а пока он оттачивает свой стиль, печатаясь в «Современнике» и купаясь в благосклонных отзывах критиков.

Поздние годы творчества

В 1855 году Толстой ненадолго приезжает в Петербург, но буквально через пару месяцев покидает его и селится в Ясной Поляне, открыв там школу для крестьянских детей. В 1862 году вступает в брак с Софьей Берс и в первые годы очень счастлив.

В 1863-1869 годы писался и прерабатывался роман "Война и мир", который мало напоминал классический вариант. В нем отсутствуют традиционные ключевые элементы того времени. Вернее сказать, они присутствуют, но не являются ключевыми.

1877 год - Толстым закончен роман "Анна Каренина", в котором неоднократно используется прием внутреннего монолога.

Начиная со второй половины 60-х годов Толстой переживает который удалось преодолеть только на рубеже 1870-80-х путем полного переосмысления своей прежней жизни. Тогда возникает Толстого - его жена категорически не принимала его новые взгляды. Идеи позднего Толстого схожи с социалистическим учением, с той лишь разницей, что он был противником революции.

В 1896-1904 годы Толстой закончил повесть которая была опубликована уже после его смерти, произошедшей в ноябре 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской дороги.

Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель, по происхождению - граф из известного дворянского рода. Родился он 28.08.1828 года в находящейся в Тульской губернии усадьбе Ясная Поляна, а умер 7.10.1910 года на станции Астапово.

Детство писателя

Лев Николаевич был представителем большой дворянской семьи, четвертым ребенком в ней. Мать его, княжна Волконская, рано умерла. В это время Толстому не исполнилось еще и двух лет, но он составил представление о своей родительнице по рассказам различных членов семьи. В романе "Война и мир" образ матери представляет княжна Марья Николаевна Болконская.

Биография Льва Толстого в ранние годы отмечена еще одной смертью. Из-за нее мальчик остался сиротой. Отец Льва Толстого, участник войны 1812 года, как и мать, рано умер. Это произошло в 1837 году. В то время мальчику было всего девять лет. Братья Льва Толстого, сам он и его сестра были переданы на воспитание Т. А. Ергольской, дальней родственнице, имевшей на будущего писателя огромное влияние. Воспоминания детства всегда были для Льва Николаевича самыми счастливыми: семейные предания и впечатления от жизни в усадьбе стали для его произведений богатым материалом, отразившись, в частности, в автобиографической повести "Детство".

Учеба в Казанском университете

Биография Льва Толстого в юные годы отмечена таким важным событием, как обучение в университете. Когда будущему писателю исполнилось тринадцать лет, семья его переехала в Казань, в дом опекунши детей, родственницы Льва Николаевича П.И. Юшковой. В 1844 году будущий писатель был зачислен на философский факультет Казанского университета, после чего перевелся на юридический, где проучился около двух лет: учеба не вызывала у юноши живого интереса, поэтому он предался со страстью различным светским развлечениям. Подав прошение об увольнении весной 1847 году, по причине расстроенного здоровья и по "домашним обстоятельствам", Лев Николаевич уехал в Ясную Поляну с намерением изучить полный курс юридических наук и сдать экстерном экзамен, а также выучить языки, "практическую медицину", историю, сельское хозяйство, географическую статистику, заниматься живописью, музыкой и написать диссертацию.

Годы юношества

Осенью 1847 года Толстой уезжает в Москву, а затем в Петербург для того, чтобы выдержать в университете кандидатские экзамены. В этот период его образ жизни часто менялся: он то целыми днями учил различные предметы, то отдавался музыке, но хотел начать карьеру чиновника, то мечтал поступить юнкером в полк. Доходившие до аскетизма религиозные настроения чередовались с картами, кутежами, поездками к цыганам. Биография Льва Толстого в годы юношества окрашена борьбой с собой и самоанализом, отраженным в дневнике, который писатель вел в течение всей жизни. В этот же период зародился интерес к литературе, появились первые художественные наброски.

Участие в войне

В 1851 году Николай, старший брат Льва Николаевича, офицер, уговорил Толстого отправиться на Кавказ вместе с ним. Лев Николаевич прожил почти три года на берегу Терека, в казачьей станице, выезжая во Владикавказ, в Тифлис, в Кизляр, участвуя в военных действиях (в качестве добровольца, а затем был принят на службу). Патриархальная простота жизни казаков и кавказская природа поразили писателя своим контрастом с мучительной рефлексией представителей образованного общества и бытом дворянского круга, дали обширный материал для повести "Казаки", написанной в период с 1852 по 1863 годы на автобиографическом материале. В рассказах "Набег" (1853 год) и "Рубка леса" (1855 год) также отразились его кавказские впечатления. Они оставили след и в его повести "Хаджи-Мурат", написанной в период с 1896 по 1904 годы, опубликованной в 1912.

Вернувшись на родину, Лев Николаевич писал в дневнике, что очень полюбил этот дикий край, в котором соединяются "война и свобода", столь противоположные по своей сути вещи. Толстой на Кавказе начал создавать свою повесть "Детство" и анонимно отправил ее в журнал "Современник". Это произведение появилось на его страницах в 1852 году под инициалами Л. Н. и, наряду с более поздними "Отрочеством" (1852-1854 годы) и "Юностью" (1855-1857 годы), составила знаменитую автобиографическую трилогию. Творческий дебют сразу же принес настоящее признание Толстому.

Крымская кампания

В 1854 году писатель отправляется в Бухарест, в Дунайскую армию, где творчество и биография Льва Толстого получают дальнейшее развитие. Однако вскоре скучная штабная жизнь заставила его перевестись в осажденный Севастополь, в Крымскую армию, где он был командиром батареи, проявив храбрость (награжден медалями и орденом св. Анны). Льва Николаевича в этот период захватили новые литературные планы и впечатления. Он начал писать "севастопольские рассказы", имевшие большой успех. Некоторые замыслы, которые возникли еще в то время, позволяют угадывать в артиллерийском офицере Толстого-проповедника поздних лет: он мечтал о новой "религии Христа", очищенной от таинственности и веры, "религии практической".

В Петербурге и за границей

Толстой Лев Николаевич в ноябре 1855 года приехал в Петербург и сразу же стал членом кружка "Современник" (куда входили Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие). Он принимал участие в создании в то время Литературного фонда, и вместе с тем оказался вовлеченным в конфликты и споры писателей, но чувствовал себя в этой среде чужим, что передал в "Исповеди" (1879-1882 годы). Выйдя в отставку, осенью 1856 года писатель уехал в Ясную Поляну, а затем, в начале следующего, 1857, отправился за границу, побывав в Италии, во Франции, в Швейцарии (впечатления от посещения этой страны описываются в рассказе "Люцерн"), а также посетил Германию. В этом же году осенью Толстой Лев Николаевич вернулся сначала в Москву, а затем и в Ясную Поляну.

Открытие народной школы

Толстой в 1859 году открыл в деревне школу для детей крестьян, а также помог устроить более двадцати подобных учебных заведений в районе Красной Поляны. Для того чтобы ознакомиться с европейским опытом в этой сфере и применить его на практике, писатель Лев Толстой снова отправился за границу, посетил Лондон (где встречался с А. И. Герценом), Германию, Швейцарию, Францию, Бельгию. Однако европейские школы несколько разочаровывают его, и он решает создать собственную педагогическую систему, основанную на свободе личности, публикует учебные пособия и труды по педагогике, применяет их на практике.

"Война и мир"

Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился на Софье Андреевне Берс, 18-летней дочери врача, и сразу же после венчания отправился из Москвы в Ясную Поляну, где всецело отдался хозяйственным заботам и семейной жизни. Однако уже в 1863 году он вновь захвачен литературным замыслом, на этот раз создания романа о войне, в котором должна была отразиться русская история. Льва Толстого интересовал период борьбы нашей страны с Наполеоном в начале 19 века.

В 1865 году в "Русском вестнике" была напечатана первая часть произведения "Война и мир". Роман сразу же вызвал множество откликов. Последующие части спровоцировали горячие споры, в частности, развиваемая Толстым фаталистическая философия истории.

"Анна Каренина"

Произведение это создавалось в период с 1873 по 1877 годы. Живя в Ясной Поляне, продолжая обучать крестьянских детей и публиковать свои педагогические взгляды, Лев Николаевич в 70-е годы работал над произведением о жизни современного ему высшего общества, построив свой роман на контрасте двух сюжетных линий: семейной драмы Анны Карениной и домашней идиллии Константина Левина, близкого и по психологическому рисунку, и по убеждениям, и по образу жизни самому писателю.

Толстой стремился к внешней безоценочности тона своего произведения, тем самым прокладывая дорогу новому стилю 80-х годов, в частности, народным рассказам. Правда мужицкой жизни и смысл существования представителей "образованного сословия" - вот круг вопросов, интересовавший писателя. "Мысль семейная" (по словам Толстого, главная в романе) переведена в его творении в социальное русло, а саморазоблачения Левина, многочисленные и беспощадные, его мысли о самоубийстве - иллюстрация пережитого в 1880 годы духовного кризиса автора, назревшего еще во время работы над этим романом.

1880 годы

В 1880- годы творчество Льва Толстого пережило трансформацию. Переворот в сознании писателя отразился и в его произведениях, прежде всего в переживаниях персонажей, в том духовном прозрении, которое меняет их жизнь. Подобные герои занимают центральное место в таких творениях, как "Смерть Ивана Ильича" (годы создания - 1884-1886), "Крейцерова соната" (повесть, написанная в 1887-1889 годах), "Отец Сергий" (1890-1898), драма "Живой труп" (оставшаяся незавершенной, начатая в 1900 году), а также рассказ "После бала" (1903 год).

Публицистика Толстого

Публицистика Толстого отражает его душевную драму: изображая картины праздности интеллигентных слоев и социального неравенства, Лев Николаевич ставил перед обществом и перед собой вопросы веры и жизни, подвергал критике учреждения государства, доходя до отрицания искусства, науки, брака, суда, достижений цивилизации.

Новое мировоззрение представлено в "Исповеди" (1884 год), в статьях "Так что же нам делать?", "О голоде", "Что такое искусство?", "Не могу молчать" и других. Этические идеи христианства понимаются в этих трудах как фундамент братства людей.

В рамках нового мироощущения и гуманистического представления об учении Христа Лев Николаевич выступал, в частности, против догмата церкви и критиковал ее сближение с государством, что привело к тому, что его официально отлучили от церкви в 1901 году. Это вызвало огромный резонанс.

Роман "Воскресенье"

Свой последний роман Толстой писал в период с 1889 по 1899 годы. В нем воплощен весь спектр волновавших в годы духовного перелома писателя проблем. Дмитрий Нехлюдов, главный герой, - это внутренне близкий Толстому человек, который проходит в произведении путь нравственного очищения, в итоге приводящий его к осмыслению необходимости деятельного добра. Роман строится на системе оценочных противопоставлений, которые открывают неразумность устройства общества (лживость социального мира и красота природы, фальшь образованного населения и правда мужицкого мира).

Последние годы жизни

Жизнь Льва Николаевича Толстого в последние годы была непростой. Духовный перелом обернулся разрывом со своей средой и семейным разладом. Отказ от обладания частной собственностью, например, вызывал недовольство членов семьи писателя, прежде всего его супруги. Личная драма, пережитая Львом Николаевичем, отразилась в дневниковых записях.

Осенью 1910 года, ночью, втайне от всех, 82-летний Лев Толстой, даты жизни которого были представлены в данной статье, сопровождаемый лишь своим лечащим врачом Д. П. Маковицким, покинул имение. Путь оказался непосильным для него: в дороге писатель заболел и вынужден был высадиться на ж/д станции Астапово. В доме, принадлежавшем ее начальнику, Лев Николаевич провел последнюю неделю жизни. За сообщениями о его здоровье в то время следила вся страна. Похоронен Толстой в Ясной Поляне, его смерть вызвала огромный общественный резонанс.

Многие современники прибыли, чтобы проститься с этим великим русским писателем.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!