Гений да винчи. Леонардо да Винчи – универсальный гений


1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них “дозреет”. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало - он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она “живая”. На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

3. Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии - это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками - в квадрат, при этом образуя крест. Такая “мельница” дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся - равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения - шариковому подшипнику.

4. Леонардо любил использовать правило контрапоста - противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

5. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений - “незавершенка”. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал “окна незаконченности”. Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Леонардо да Винчи - прекрасный пример человека, обладателя многоликого таланта: он был не только великим представителем искусства — живописцем, скульптором, музыкантом, писателем, но и ученым, архитектором, техником, инженером, изобретателем.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции.

Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, а мать Катерина — простой крестьянской девушкой.

Мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина.

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны.

Истории из жизни Леонардо да Винчи

Как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну.

Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».

Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался.

Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства».

Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов.

У Леонардо было много друзей и учеников. Что же касается любовных отношений, достоверных сведений на этот счёт нет, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани.

Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил своему ученику — Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, «… поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи…»

Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал.

Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире. Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовика Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.

Леонардо да Винчи был прекрасным фокусником.

Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.

Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

До самой смерти да Винчи был чрезвычайно активен, много ездил. По преданию, Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года на руках короля Франциска I, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».

Современников поражали внешние данные Леонардо.

Он был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен. Правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову.

В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще. Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия.

Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле, к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение.

Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса.

Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

«Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» — речь, несомненно, идет о телефоне.

«Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит» — телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

«Люди… будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места» — передача телеизображения.

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом.

«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…»

Изобретения и открытия Леонардо да Винчи охватывают все области знания, полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации.

В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов.

У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.

Он создал чертежи рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.
Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их невозможно было даже сделать в то время.

Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Вторая сверху предназначена для создания вогнутых зеркал, третья - для их шлифовки, четвертая - для производства плоских зеркал. Первая и последняя машины дают возможность шлифовать зеркала и линзы, делать их поверхность гладкой, одновременно преобразуя вращательное движение в переменное.

Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала, имеющего множество граней. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии.

АРТИЛЛЕРИЯ

Килевидные снаряды

Экспериментируя с потоками воды, Леонардо пришел к выводу о влиянии воздуха на траекторию полета пушечных ядер. Эту проблему он решил с помощью килевидных снарядов, актуальных и в наши дни. Они имели аэродинамический контур и направляющие крылья.

Пулемет Скорострельные орудия

Эта конструкция была названа ученым "мушкет в форме органной трубы". На телеге устанавливались три стойки со стволами (по 11 стволов на каждой) мощностью в 33 заряда. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала, то мощность огня повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.

Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. Для повышения мощности и скорости огня он расположил веером множество стволов.

ТКАЦКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Пластинчатый шпиндель

.....................................................................

Реальная инновация Леонардо в ткацкой сфере - это пластинчатый шпиндель, который дает возможность машине тянуть, скручивать и наматывать одну нить на три разные катушки. Шпиндель и пластина (ребро) движутся одновременно, но каждый из них делает разное число оборотов. Ребро скручивает нить и дает ей возможность наматываться на катушку быстрее, чем это делает шпиндель, Шпиндель движется переменно, вращаясь. Он "приходит и уходит", за счет чего, нить наматывается в спирали по всей длине катушки.

Машина для изготовления канатов

Текстильная промышленность всегда была широко развита в Тоскане и Ломбардии. Леонардо изучал машины для намотки, изготовления канатов и обработки тканей. Чтобы сделать веревку (канат) надо было переплести несколько прядей (каждая прядь состоит из отдельных нитей). Для этого Леонардо разработал машину, приводимую в движение рукояткой. При помощи блоков (воротов) она поворачивала устройство, к которому были прикреплены переплетаемые пряди (на этом рисунке - только три пряди). В машине, изображенной на этом рисунке, прядей гораздо больше. Они собраны в полукруг барабана, на котором поворачиваются блоки (вороты).

МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Дноуглубительный снаряд (драга)

Для очистки каналов Леонардо изобрел драгу, помещаемую между двумя лодками и снабженную четырьмя лопастями. Лопасти приводились в движение рукоятью. По замыслу, собранный со дна ил складывался на плот, укрепленный между двумя лодками. При повороте колеса трос, привязанный к берегу, наматывался на барабан, что автоматически передвигало установку.

Ось вращения барабана можно было перемещать вертикально и тем самым регулировать глубин}" выборки грунта.

Пидравлическкая пила

Поток воды приводил в движение колесо, которое, в свою очередь, двигало вертикальную пилу и тележку со стволом дерева. Таким образом, весь процесс распиливания становился автоматизированным.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

Коробка передач

Этот механизм предназначен для выработки различных скоростей, необходимых для работы часов, станков и транспортных средств. Он имеет отношение к современной коробке

передач.

Три зубчатых колеса жестко соединены друг с другом и выстроены вдоль радиуса наибольшего из них, названного "планетарио ". Центральное колесо приводится в движение извне при помощи рукоятки и передает момент движения соседнему колесу. Только среднее колесо независимо от "планетарио ", другие два жестко с ним связаны. В момент предачи движения от центрального колеса к внешнему, "планетарио " поворачивается, но со скоростью, меньшей по сравнению с первоначальной. Вращение внешнего колеса на его собственной оси относительно окружности "планетарио " называется "эпициклоидальной кривой".

Автомобиль

На этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля. Самодвижущаяся телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

АНЕМОМЕТР


Это и есть те самые "легкие и прочные мосты", обещанные Леонардо в его письме к Моро. Они без особого труда могли быть построены из доступных материалов (небольших стволов деревьев). удобны в транспортировке (при помощи канатов) и предназначались, в основном, для военных целей. Облегчая форсирование рек, такие мосты способствовали быстрому и скрытному передвижению поиск, что создавало фактор неожиданности и вело к успешному исходу сражения. Леонардо разнил законы статики и сопротивления материалов и использовал их и конструкции данных мостов.

Мост изготовлен из бревен, связанных вместе канатами, собранными таким образом, чтобы полнились две арки. Перекладины их соединяющие определяют ширину моста. Доски, которые образуют мостовую, закреплены на этих перекладинах.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ПОВОЗКА

Эта повозка использовалась для перевозки артиллерийских орудий; посредством захвата клещами и канатами ствол орудия закреплялся, а затем приподнимался с помощью винтового механизма. Повозку передвигали животной силой.

ВЕЛОСИПЕД


Рисунок этого велосипеда, найденный среди бумаг Леонардо, был слишком неожиданным чтобы не вызвать недоверие и сомнение ученых. Он явился на свет в течение реставрационных работ Атлантического Кодекса после разъединения двух половинок листов, наклеенных Помпео Леони в конце XVI века на один лист, отнесенный к названному Кодексу. Рисунок, находясь на обратной стороне листа, который Леони разделил пополам, оставался невидимым более трехсот шестидесяти лет, и никто, естественно, не мог за это время что-то дорисовать или дописать в него.

Согласно одной из версий, рисунок мог быть сделан Салаи , учеником и моделью Леонардо. Его имя на самом деле всего лишь слово, написанное на листе. Ученик копировал рисунок мастера. Цепной привод с зубчатыми колесами несомненно восходит к рисунку да Винчи из Мадридского Кодекса, который никто не знал до 1966 г.

ВИНТ САМОЛЕТА


Модель представляет собой основу, в которую вставлен винт, сделанный из льняного холста.

Леонардо полагал, что если очень быстро раскрутить винт (в своих записках он не объяснял с помощью какого источника энергии или силы), то конструкция взвинтится, приподнимаясь в воздух.

Это один из наиболее известных рисунков Леонарда да Винчи, в котором некоторые ученые видят прародителя современного вертолета.

ВИНТОВОЙ ПОДЪЕМНИК

Колонна, одним концом поставленная на телегу и другим концом помещенная под каркасом подъемника, поднимается при помощи вертикального винта, прикрепленного к самой колонне. Люди на верхней платформе крутят винт и, подняв колонну, ставят ее в заданную точку с помощью приспособления, которое передвигает весь механизм.

ВЫДВИГАЮЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА

Леонардо создал портативную лестницу для штурма, одной из составных частей которой являлся "зубчатый винтовой" механизм. Он удлинял, укорачивал, поднимал и опускал лестницу.

Леонардо, после наблюдения за сценами сражений, проектирует лестницу как военную машину, идеально подходящую для штурма стен осажденных дворцов и крепостей, так как для противника было бы очень трудно отразить атаку.

В наши дни данный механизм находит применение при спасении людей на пожарах.

ГИДРОСКОП

Прибор представляет собой весы с двумя чашами. На одну чашу весов помещался воск, а на другую губка в количестве, необходимом для уравновешивания. Губка, по мере впитывания влаги из воздуха, становилась тяжелее и под весом ее тяжести чаша опускалась, а вертикальный отвес указывал значение влажности на отметках горизонтально расположенной перекладины.

КРЫТАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ АТАКИ ВРАЖЕСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ

Защищенная штурмовая установка на передвижной колесной платформе. Приблизившись к стене на соответствующее расстояние, при помощи веревок можно было опустить мостик (закрытый остроконечной крышей) на крепостную стену, что позволяло атакующим добраться до противника не подвергаясь опасности.

ЛЕБЕДКА С ТРЕМЯ СКОРОСТЯМИ


г \ч- /,..;,


Лебедка, изобретенная Брунеллески, представляет собой прочную структуру, приводимую в движение при помощи пары быков. Посредством двух горизонтальных колес вертикальный столб приводит в движение горизонтальный цилиндр, который, в свою очередь, тащит другой горизонтальный цилиндр. К этим горизонтальным цилиндрам, которые имеют разные диаметры, монтированы веревки, служащие для поднятия грузов. В зависимости от веса поднимаемого груза можно выбрать три разные скорости подъема. Машина была также снабжена устройством безопасности, которое препятствовало вращению цилиндров в обратную сторону. Винтовое устройство позволяет поднимать или опускать столб, приводящий в движение всю конструкцию. Данная операция, в свою очередь, позволяет изменить направление вращения горизонтальных цилиндров и, таким образом, переключаться от подъема к опусканию груза, без необходимости отпрягать животных и впрягать их снова в противоположном направлении.

МАСЛЯНЫЙ ПРЕСС

Традиционным сельскохозяйственным механизмом Тосканы являлся масляный пресс. Он был снабжен элементарными технологическими приспособлениями, облегчающими ручной труд (противовесы и колесные механизмы).

Верхний горизонтальный рычаг, изгибающийся справа и с противовесом слева, своим поступательным движением вращая зубчатое колесо, которое является материнским винтом по отношению к вертикальной спирали, создает давление на мешок, содержащий оливки.

МАШИНА ДЛЯ УСТАНОВКИ КОЛОНН

Основание столба опирается на пару колес, которые приводятся в движение как горизонтальным, так и наклонно расположенным канатом. Горизонтальный канат требует меньшего усилия, что обусловливается суммарным трением нижних и верхних колес. Это усилие остается постоянным т.к. насколько оно увеличивается внизу, настолько же уменьшается наверху. При использовании наклонно расположенной веревки по мере передвижения нагрузка увеличивается и в конце полностью переноситься на саму веревку.

МОДЕЛЬ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ПО ВИТРУВИЮ

После освоения основ арифметики и грамматики юный Леонардо попадает в мастерскую Верроккио где изучает искусство рисования и скульптуры. Часто в мастерских приходилось реализовывать проекты разных архитекторов, поэтому были необходимы более глубокие знания геометрии обязательные также в изучении человеческих пропорций и перспективы.

Леонардо всегда интересовал мир геометрии, о чем свидетельствуют его многочисленные рисунки.

Известный рисунок Леонардо да Винчи человек, вписанный в круг и квадрат, представляет собой ни что иное как иллюстрацию теорий Витрувия (жил в I веке до н.э.), являющихся основой для изучения архитектуры.

Архитектор Витрувий в своем произведении об архитектуре полагал, что меры человека природой распределены таким образом, что «если ты настолько раздвинешь ноги, что понизишься головой на 1/14 своей высоты, и настолько раздвинешь и поднимешь руки, что вытянутыми пальцами ты коснешься линии самой верхней части головы, то знай, что центром крайних точек раздвинутых членов тела будет пупок и пространство, находящееся между ногами, составит равносторонний треугольник».

МОСТ С СОВМЕЩЕННЫМИ ПРОЛЕТАМИ

Два находящихся друг над другом пролета моста соединены между собой перекрестьем балок в форме Андреевского креста.

Скрещенные балки концами совмещены друг с другом и представляют собой сетку вертикальных ромбов, каждый из которых усилен дополнительной балкой по вертикали.

В верхний угол фигуры, представляющей Андреевский крест, вогнаны (вставлены) горизонтальные балки, на которых держится верхний пролет моста.

Давление, оказываемое весом самих балок, позволяет диагоналям быть в постоянном натяжении/напряжении, что призвано придать им дополнительную прочность. Это создает превентивное натяжение, которое должно противостоять силе тяжести всего моста. Этот принцип, по словам Леонардо, и делает всю конструкцию по истине <нерушимой>.

ОДОМЕТР НА ТЕЛЕЖКЕ


Устройство для точного подсчета расстояния. Формой напоминает тачку, имеет два зубчатых колеса: вертикальное проходит одну зарубку всякий раз, как поворачивается ступица колеса на земле. Каждый раз, как вертикальное зубчатое колесо заканчивает оборот, внутренний выступ двигает другое, горизонтальное колесо. В нем есть отверстия, через которые выпадает в специальный контейнер камень, когда устройство проходит еще одну зарубку. Сбор и подсчет этих камней дает возможность подсчитать количество оборотов колеса на земле и тем самым измерить расстояние.

ПАРАШЮТ

Модель сделана на основе деревянной рамы в форме квадрата, в углах которого фиксируются такие же деревянные направляющие, сходящиеся в одной точке в центре относительно базовой рамы. По направляющим закрепляется материал, так чтобы он закрывался, образовывая форму вытяжного колпака. К четырем углам базовой рамы крепились веревки, в нижней точке которых привязывался человек.

«Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 дайн руки (длина руки равна 60 см) и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты".

В действительности же представляется затруднительным, чтобы парашют Леонардо позволил безопасный спуск, поскольку воздух, который собирается в куполе, не найдя выхода, разорвал бы на куски всю конструкцию.

ПОВОРОТНЫЙ МОСТ

По замыслу Леонардо, этот мост представляет собой единый пролет параболической формы, прикрепленный к одному берегу реки при помощи вертикального шарнира, на котором он вращается. Перекидывание моста на другой берег осуществляется за счет канатов и лебедок, а также колес и металлических валиков, обеспечивающих его скольжение. Кроме того, для него предусмотрен кессон, являющийся противовесом при балансировке и маневрировании подвешенного в воздухе моста в процессе его опускания на противоположный берег. В основном мост предназначался для военных целей, однако имел большую важность также и для использования в мирных целях, в особенности при пересечении судоходных каналов и небольших ответвлений моря в портах.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

В работе этого подъемного крана предусмотрены три основных движения: поднятие, перемещение и вращение груза.

Рабочий, отвечающий за поднятие, находился на нижней платформе, где веревка накручивалась и скручивалась с барабана до необходимой длины. На верхней платформе находился рабочий, отвечающий за операции перемещения груза и его вращения, которые осуществлялись при помощи штурвала и длинного винта с правосторонним вращением с одной стороны и с левосторонним с другой.

Вращение производилось с земли при помощи веревок, закрепленных за два кольца в крайних точках горизонтальной выносной стрелы крана.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН (БРУНЕЛЛЕСКИ)



Размер этого подъемного крана был, по крайней мере, 20 метров в высоту. Вероятно, он использовался при заключительной фазе строительства закрытие отверстия в верхней точке купола церкви Санта Мария дель Фиоре , или для позиционирования тяжелых каменных блоков при строительстве лантерны (восьмигранный фонарь, замыкающий купол Брунеллески). Вертикальный столб подъемного крана, управляемый длинным штурвалом, мог вращаться на 360 градусов. Груз и противовес передвигались одновременно (сходясь или расходясь) так, чтобы сохранять кран в постоянном равновесии с его собственным вертикальным столбом. Колесо в основании этого столба служило для уменьшения трения, создаваемого вращением базовой платформы. Груз поднимался или опускался с помощью вертикального винта, снабженного тремя растяжками, что обеспечивало ровное удержание груза в одной плоскости во время его переноса. Чтобы подъемный кран работал, были необходимы 4 группы рабочих: первая - поворачивала подъемный кран, две другие приводили в движение винты для радиального передвижения груза и противовеса, и четвертая группа приводила в движение вертикальный винт.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН НА ТЕЛЕГЕ

Вращающийся подъемный кран-башня, который не предусматривает перемещение грузов вдоль башенной стрелы. На подлинном рисунке фигурирует надпись «для прикрепления к пеньковым канатам» и, если бы их не было четыре штуки, что, таким образом, делает кран неподвижным, казалось бы, что он может перемещаться с помощью телеги, на которой монтирован.

До сих пор остается загадкой функция этого подъемного крана. Принимая во внимание очень маленькие размеры башенной стрелы, возможно предположить, что кран предназначался для строительства башен, куполов и колоколен.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КОЛЬЦЕВОЙ ПЛАТФОРМОЙ №1

Фонарь купола (самая верхняя часть купола в виде восьмигранника) был сооружен после смерти Брунеллески (1446) с использованием замысленной им машины. Основная часть представляла собой подъемный кран, две слегка отличающиеся версии которого использовались на практике.

В первой своей версии машина располагалась в центре отверстия в куполе с окружностью внутреннего основания по периметру восьмигранника, в форме которого возводились стены фонаря. Подъемный кран представлял собой выносную стрелу, поворачивающуюся на 360 градусов, с системой винтов, которая помимо поворота позволяла поперечное перемещение грузов. Платформа подставки поднималась с помощью винтов. Подъемный кран поднимал и с большой точностью располагал тяжелые мраморные блоки, которые составляют нижнюю часть фонаря.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КОЛЬЦЕВОЙ ПЛАТФОРМОЙ №2

Модель данного подъемного крана представляет собой вторую версию машины, которая использовалась при строительстве фонаря купола (самая верхняя часть купола в виде восьмигранника).

Этот подъемный кран, кроме поворачивающейся выносной стрелы, также имел лебедку и снасти, которые позволяли поднимать и позиционировать грузы внутри диаметра базовой платформы. Передвижение крана было возможно благодаря колесам, расположенным в нижней и центральной частях кольца базовой платформы.

ПРОЖЕКТОР

Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал "интенсивный и широкий свет".

РЕЗАТЕЛЬНАЯ МАШИНА


Работа этой машины была полностью автоматизирована: падающий отвес разматывал трос и при помощи приводов и рычагов приводил в движение тяжелый резак, который поднимался и опускался, а также ту часть материала, которую предстояло резать. Полная автоматизация не только облегчала труд человека, но также и давала стандартную продукцию, что является прообразом современного производства.

СЕПАРАТОР МУКИ

Леонардо прикладывал свои усилия также для совершенствования процессов перемалывания зерна. На многих его рисунках изображены мельницы, которые используют более эффективно силу водного течения или ветра.

На представленном рисунке Леонардо спроектировал любопытную машину для перемалывания зерна, которое по желобу скатывалось в матерчатый рукав. Далее этот рукав начинал вибрировать при помощи шеста, соединенного с приводами мельничного колеса так, чтобы мука высыпалась из мешка, отделяясь от шелухи.

ТАНК




Идея крытого вагона-платформы, атакующего вражеские ряды во главе наступающих войск, возникла в средние века и была с энтузиазмом подхвачена в XIV столетии. Леонардо да Винчи разработал тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение, используя передаточный механизм, соединенный с колесами. Он даже подумывал о замене людей лошадьми, но мысль о том, что животные могут запаниковать, находясь в таком тесном и шумном пространстве, разубедила его.

ТЕЛЕГА-КОСИЛКА

Леонардо упоминал и платформы, оснащенные косами, которые существовали еще в Древнем Риме и были им усовершенствованы: "Эти "косилки" были разнообразны и часто причиняли огромные повреждения как союзникам, так и врагам... против этих повозок должны быть выставлены стрелки из луков и арбалетов, метатели пращей и всех видов дротиков, пик, камней, огня. Все это, а также барабанный бой и крики испугает лошадей, и те, скинув узду, понесут..."

ТЕЛЕЖКА С ДУБИНКАМИ

Рисунки тележек с вооружениями часто встречаются в манускриптах Леонардо. Здесь представлена тележка с дубинками. С помощью системы передач механическое движение колес при их вращении передается на вертикальную ось, соединенную с четырьмя выносными стрелами-дубинками. При вращении дубинки поражают кавалерию противника.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРИСТАВНЫХ ЛЕСТНИЦ ПРОТИВНИКА

Леонардо разработал много простых, но в то же время эффективных систем обороны. Например, если противник пытался поставить вдоль стен приставные лестницы, чтобы взобраться по ним при штурме, то их можно было оттолкнуть при помощи длинного стержня, спрятанного в стене и выдвигающегося наружу при помощи рычага. Рисунок, на котором изображено устройство для отталкивания приставных лестниц противника, говорит сам за себя.

ЭКСКАВАТОР №1


Экскаваторы Леонардо были предназначены скорее для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья, как такого. Это облегчало труд рабочих. Существует версия, по которой экскаваторы разрабатывались для реализации проекта отведения р. Арно . Предполагалось вырыть ров шириной 18 м и длиной 6 м. Рисунки дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях экскавации. Стрелы крана поворачивались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

ЭКСКАВАТОР №2

В течение периода войны между Флоренцией и Пизой Леонардо поступил запрос от правительства Флоренции относительно возможности отклонения течения реки Арно с целью затопления города Пизы и, таким образом, вынуждения ее к капитуляции. Леонардо посвящает время изучению пизанской территории с особым вниманием к ее гидрографическим аспектам,

К участию в проекте могут быть отнесены и два рисунка экскаватора, найденные в Атлантическом Кодексе (Codice Atlantico ). Два листа указывают на различное функционирование двух гигантских механизмов: таким способом Леонардо мог особо подчеркнуть превосходство им предложенного механизма (экскаватор №1) по сравнению с традиционным (экскаватор №2, представленный на рисунке).

Согласно же версии других ученых, проект нового экскаватора может быть отнесен к исследованиям Мастера, проводимым в первые годы начала XVI века с целью углубления и расширения реки Арно для преобразования ее в судоходную.

Леонардо да Винчи (1452-1519). Автопортрет

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи проявил себя универсальным творцом. Он был скульптором, архитектором, изобретателем. В Италии его называли чародеем, волшебником, человеком, который может всё. Бесконечно талантливый, он создавал различные механизмы, проектировал невиданные летательные аппараты типа современного вертолета, придумал танк. Гениальный мастер, он внес огромный вклад в искусство, культуру и науку.

Написанный им портрет флорентийской девушки «Мона Лиза», или «Джоконда», как предполагается, жены богатого флорентийского купца делле Джокондо, демонстрируется в парижском Лувре и считается шедевром мировой живописи. Столетия улыбка «Джоконды » притягивает к себе миллионы людей-

Леонардо родился близ Флоренции в местечке Винчи, был внебрачным сыном нотариуса Пьеро и простой крестьянки Катерины. Отец пытался приобщить его к своей профессии.

Но юного Леонардо не интересовали общественные законы, меньше всего хотелось ему заниматься переписыванием бумаг. Заметив тягу сына к живописи, отец отдал его в обучение флорентийскому художнику и скульптору Верроккио. Шесть лет Леонардо изучал секреты художественного ремесла и ваяния. Мастер быстро распознал выдающийся талант в своем ученике и пророчил ему большое будущее.

В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. Он был высоким, стройным, привлекательным юношей, обладал немалой силой, руками гнул подковы, ему не было равных в фехтовании, женщины восторгались им. Но несмотря на многие достоинства, ему не удалось устроиться во Флоренции, где художникам покровительствовал глава Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный, которому больше всего нравились работы знаменитого Боттичелли. Леонардо не хотел быть на второй роли и уехал из Флоренции.

Он отправился в Милан, где прожил 17 лет. Именно в Милане Леонардо проявил многие свои таланты. Правитель города герцог Лодовико Моро вначале поручил ему заняться прокладкой водопровода и канализации. С этими проблемами молодой Леонардо успешно справился. Потом он заинтересовался анатомией и сделал несколько рисунков к анатомическому атласу человека. Тогда же он приступил к работе в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря», где отразил завершающий период жизни Христа, когда Он с грустью сказал своим ученикам: «Один из вас предаст Меня». В этой работе Леонардо, как отмечали современники, проявил себя тонким психологом, сумел передать напряженность ситуации и разные чувства, которые охватили учеников Иисуса после этой Его сакраментальной фразы.

В Милане Леонардо сделал одну из своих интересных скульптур — конный портрет отца Лодовика Моро, герцога Франческо. До нашего времени статуя не дошла, ее разбили французы, но остался рисунок художника, который дает представление о масштабе и величии скульптуры. В 1513 году по приглашению Папы Римского да Винчи приехал в Рим участвовать в росписи Бельведерского дворца. Вскоре он вернулся на родину и во Флоренции в большом зале палаццо Веккио сделал фреску «Битва при Ангъере».

В 1516 году он принял приглашение французского короля Франциска I и остаток своих дней прожил в королевском замке Клу около города Амбуаз. В этот период жизни он написал картину «Иоанн Креститель», подготовил цикл рисунков на библейские темы, изобрел приспособление для измерения силы ветра и скорости движения корабля. Среди его работ позднее обнаружились проекты землеройных машин, подводной лодки. После его смерти осталось несколько томов рукописей, которые содержат наброски и чертежи разных машин, назначение которых непонятно до сих пор.

Витрувианский человек — знаменитый рисунок, на котором в круге и квадрате изображен обнаженный мужчина с разведенными руками и ногами. Для художников того времени он считался каноническим. Леонардо создал его для изучения пропорций человеческого тела. Основой ему послужил трактат римского архитектора Витрувия.

Трудно найти среди деятелей науки и искусства другого такого человека, которым был великий итальянец Леонардо да Винчи. Вся его жизнь являет собой пример того, как должен вести себя настоящий гений, чтобы не растратить свой талант по пустякам. Ведь согласитесь, многие талантливые люди, достигнув каких-то значимых результатов, предпочитают почивать на лаврах, вместо того, чтобы продолжать самореализовываться, принося пользу другим и удовольствие от работы себе.

Леонардо прожил 67 лет, испробовав за свою жизнь около десятка профессий. И, за что бы он не брался, всегда достигал в том ремесле результатов, некоторые из которых не превзойдены до сих пор. Его жизнь это самое что ни на есть верное доказательство того, что гений гениален во всем, в то время как серость – она у каждого проявляется по-своему. Не желая терять драгоценного времени, спал Леонардо по 15-20 минут каждые 4 часа. То есть в сутки получается около двух часов. Видимо, он понял, что максимальная активность мозга (и, как следствие, творчество) наиболее эффективны в первые несколько часов после пробуждения, и использовал это открытие по полной.

Впрочем, гений и на многие социальные вопросы не обращал внимания. Ну, оно и понятно – зачем отвлекаться на какие-то государственные или меркантильные вещи, когда в мастерской тебя ждёт увлекательная работа и каждая секунда твоей жизни на вес золота. Набирая множество заказов и получая авансы, он не всегда доводил работу до конца, поэтому он не один раз менял своё место жительства, таким образом убегая от разозлённых кредиторов или судебных исполнителей. С другой стороны, даже незавершенные вещи, к которым прикладывал руку великий мастер в том или ином виде находили своё применение.

Изобретения Леонардо на несколько веков опередили его время. Большинство современных технических средств было описано им, например, вертолёт, парашют, автомобиль, велосипед – это только наиболее известные разработанные им концепции. Понятное дело, для того времени они оставались в лучшем случае задумками или незавершенными макетами, но гения это не волновало. Главное – родить идею, а реализацией могут заняться и другие.

Леонардо одинаково хорошо владел обеими руками – редчайший случай среди нашего вида. Это, несомненно, отложило отпечаток на его подход к решению тех или иных проблем. Занимаясь анализом, он часто рассматривал одно и то же явление под разными углами (вплоть до использования взаимоисключающих методов), тем самым формируя наиболее полную картину об истинных причинах того или иного явления. И такая двойственность натуры мастера проявлялась практически во всём; иногда дело доходило до совсем уж курьёзных эпизодов.

Например, будучи убеждённым вегетарианцем, не желающим более быть причиной смерти животных ради пищи, он, тем не менее, создал несколько десятков блюд из мяса, и вообще, более 10 лет был в Милане руководителем придворных пиров. Нежелание убивать животных прекрасно сочеталось в нем вместе с изобретениями боевых машин и механизмов, предназначенных для умерщвления людей на поле боя. Изобретенный им (и внедрённый в производство) колесцовый замок позволил почти в два раза увеличить скорострельность мушкетов, что тоже, как можно догадаться, способствовало скорее гибели людей, чем их долгой и счастливой жизни.

Много времени посвящал Леонардо изучению человека во всех его проявлениях – от анатомии до социологии. Его анатомические атласы были актуальны еще почти триста лет с момента их изображения. Труды Леонардо касались почти всех областей человеческой деятельности – от проектов городов с системами водопровода и канализации до философских эссе, в которых он рассуждал о роли творчества в жизни и культуре человечества. Только его «официальные» дневники насчитывают более семи тысяч страниц; они изучаются до сих пор, поскольку автор зачастую прибегал к шифровке своих посланий и иносказательности.

Леонардо не обошел вниманием и такую часть человеческой жизни, как оккультизм. После себя он оставил множество пророчеств и предсказаний. Однако, скорее всего, таким образом гений просто «отдыхал душой», либо потешался над будущими поколениями, заставляя их искать тайный смысл там, где его на самом деле нет. С другой стороны, при жизни Леонардо всячески поносил различных медиумов, астрологов, оккультистов, хиромантов и прочих лжеучёных. Он даже издал небольшое собрание сочинений, в которых развенчивал их лженауку, показывая элементарнейшие несоответствия в ней. Не жаловал гений и клерикалов, хотя, до открытых столкновений дела не доводил.

В своих произведениях искусства, в частности, картинах, мастер всегда оставлял зрителю возможность самому додумать сюжет. Кроме того, некоторые его произведения содержали настолько явные неоднозначные элементы, что споры о значении тех или иных фрагментов его работ ведутся до сих пор. Роспись «Тайная вечеря», выполненная в столовой миланского монастыря, при глубоком анализе оказывается целым скоплением математических и философских головоломок. А две его практически идентичные картины «Мадонна в скалах», по мнению многих критиков, являют собой тайное послание, зашифрованное посредством расхождений в написании отдельных фрагментов. Своё самое знаменитое творение – картину «Джоконда» Леонардо писал более 16 лет и закончил её незадолго до смерти. С картиной связано множество тайн и загадок: от того, кто была (или был) моделью для картины до истинного предназначения этой картины. Есть мнение, что тот, кто разгадает мистическую загадку Джоконды, сможет понять все тайные замыслы, изложенные в зашифрованных записках великого мастера…

Последние годы жизни Леонардо провёл прикованный к постели. Но это никак не отразилось на его трудоспособности. До своего последнего вздоха он оставался собой: в окружении последователей и учеников он придумывал новые проекты и идеи. Оставшееся после него культурное наследство, в виде дневников и случайных записей, было настолько огромно, что его ученик, Франческо Мельци, потратил почти пятьдесят лет на то, чтобы издать лишь часть трудов великого учителя, касающихся живописи.