Грустный взгляд на ВМФ России. Ракетные крейсера

Военно-морской флот России все же получит новые надводные корабли дальней океанской зоны. В российском Минобороны прошел согласование эскизный проект эскадренного миноносца "Лидер" Северного проектно-конструкторского бюро (город Санкт-Петербург). Техническое проектирование корабля нового поколения включено в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы . Начало строительства запланировано на 2025 год, однако резка металла для восьми эсминцев начнется уже в 2018 году.

Проект "Лидер" предусматривает строительство уникальных кораблей с учетом всех современных технологий и тенденций в области систем вооружения, средств связи, навигации и радиоэлектронного противодействия. Эсминец водоизмещением 15—18 тысяч тонн будет иметь ядерную энергетическую установку и, вероятно, в ближайшие десятилетия станет ключевым элементом системы обеспечения военно-морской мощи России в Мировом океане .

Эсминцы — это многоцелевые боевые корабли, предназначенные для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и летательными аппаратами противника. Современные тенденции таковы, что эсминцы становятся, по сути, ракетными крейсерами. Ставка делается на усиление боевых возможностей и огневой мощи, применение боевых информационно-управляющих систем нового поколения, введение в конструкцию элементов "невидимости", увеличение мореходности и повышение мощности. Автономность плавания при наличии ядерной энергетической установки не имеет ограничений. "Лидер" будет строиться уже по технологии снижения электромагнитной заметности за счет особой конструкции корпуса и благодаря применению специальных материалов.

Лучшие черты

Задачи перспективного эсминца — защита морских и океанских коммуникаций, уничтожение важных береговых объектов крылатыми ракетами большой дальности, огневая поддержка десантных и противодесантных операций. При этом "Лидер" сможет действовать самостоятельно и в составе ударных групп, в том числе авианосных.

В "Лидере" впервые воплощена концепция эсминца действительно нового поколения, и ключевая роль принадлежит Крыловскому государственному научному центру , где десятилетиями создается соответствующий научно-технический задел.

Советник генерального директора центра, доктор технических наук Валерий Половинкин отметил, что новый корабль совместит в себе качества сразу нескольких проектов: "Лидер" станет универсальным кораблем, способным заменить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России — собственно эсминцы, большие противолодочные корабли и ракетные крейсеры проекта 1144 "Орлан". Эсминец будет меньше кораблей 1144-го проекта, но лучше вооружен и оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Эти корабли с неограниченной автономностью плавания станут опорными точками в океане. Основным предназначением их станет борьба с наземными целями для поддержки десанта и с надводными силами противника, а также исключительно мощная противовоздушная и противолодочная оборона. В целом, корабль будет обеспечивать боевую устойчивость ВМФ России в области противовоздушной и противоракетной обороны во всех зонах Мирового океана".

По вооружению "Лидер" превзойдет ракетные крейсера ХХ века, и станет во всех отношениях станет прорывным кораблем, обладающим к тому же 7-бальной мореходностью и комфортными условиями для экипажа.

По своим параметрам (многофункциональность, использование самого широкого спектра вооружений) эсминец превзойдет и американский тип Arleigh Burke class destroyers. Вероятно, "Лидер" позаимствует многие удачные черты отечественного проекта 1144 (атомный ракетный крейсер "Орлан"), включая эшелонированную ПВО и мощные противокорабельные ракетные комплексы — основное оружие.

Предположительно, корабль получит до четырех пусковых установок "Калибр" с ракетами "Калибр-НК" и "Оникс" (всего около 200 ракет различного назначения). Зенитное ракетное вооружение дальней зоны представит корабельный вариант комплекса С-500 "Прометей".

Облик корабля и его вооружение могут измениться в ходе выполнения технического проекта, однако уже известны основные характеристики: длина 200 метров, ширина 23 метра, осадка 6,6 метров, скорость полного хода 32 узла, экипаж — до 300 человек, срок службы — не менее 50 лет.

Аналоги и перспективы

Принципиально новый корабль не может появиться на пустом месте. Он обязательно возьмет все лучшее от предшественников. В нашем случае это тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 "Орлан", которые не имеют зарубежных "однокласников". Это закономерно, в американском флоте крейсеры предназначены в основном для сопровождения многоцелевых авианосцев. Отечественные атомные надводные "монстры" создавались как самостоятельные единицы с высокой боевой устойчивостью. Вероятно, "Лидер" будет следовать той же традиции.

Основное оружие крейсеров проекта 1144 — сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) третьего поколения П-700 "Гранит".

При стартовой массе 7 тонн эти ракеты развивают скорость до 2,5 Махов, и доставляют на расстояние более 550 километров обычную боевую часть массой 750 кг (в ядерном оснащении — заряд-моноблок мощностью до 500 килотонн). Главное оружие "Лидера" — тоже ПКР.

Основа ПВО крейсера проекта 1144 — зенитный ракетный комплекс С-300Ф с боекомплектом из 96 зенитных ракет. На "Петре Великом" дополнительно установлен уникальный носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М" (поражает цели на расстоянии до 120 км, включая ПКР противника на высотах до 10 метров). Для "Лидера" в качестве основного комплекса ПВО и ПРО выбрали корабельный вариант С-500 "Прометей" с боекомплектом в 128 ракет. И здесь наблюдается преемственность.

Второй эшелон ПВО проекта 1144 — ЗРК "Кинжал", который поражает твердотопливными, одноступенчатыми, телеуправляемыми ракетами (128 единиц) воздушные цели, прорвавшиеся сквозь первую линию обороны. Дальность обнаружения целей в автономном режиме (без участия личного состава) — 45 километров. И новому эсминцу без второго эшелона не обойтись.

Третий рубеж ПВО — от 8000 до 50 метров — защищает комплекс ближней обороны "Кортик", который обеспечивает в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Боезапас — 192 ракеты и 36 тысяч снарядов. Ближнюю зону "Лидера" будут прикрывать два модуля корабельной версии ЗРПК "Панцирь".

Возможно, новый эсминец получит от "Орлана" и достаточно современный противолодочный комплекс "Водопад", ракето-торпеды которого сжатым воздухом выстреливаются стандартными торпедными аппаратами. Под водой запускается ракетный двигатель, ракето-торпеда взлетает и доставляет боевую часть к цели по воздуху — на расстояние до 60 километров от корабля-носителя. Можно много интересного рассказать о системе бронирования и водонепроницаемых переборках проекта 1144 "Орлан". Возможно, эсминец "Лидер" станет еще более защищенным.

Безусловно, по-настоящему эффективный и универсальный атомный эсминец океанской зоны окажется дорогим, но даже небольшая серия таких кораблей позволит России наравне с передовыми странами последовательно отстаивать национальные интересы и осваивать ресурсы в самых удаленных районах Мирового океана.

Пять-шесть авианосных групп будут созданы в перспективе на Северном и Тихоокеанских флотах

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министерству обороны разработать программу строительства авианесущих крейсеров, чтобы приступить к созданию таких кораблей в ближайшие два года. Об этом Медведев рассказал в ходе встречи с личным составом единственного в России тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», с борта которого Верховный главнокомандующий наблюдал за ходом тренировки сил Северного флота.

В ближайшие два года Россия начнет строить авианесущие крейсеры. «Думаю, что в ближайшее время мы подготовим программу - считайте, что это поручение министерству обороны - по возрождению авианесущей компоненты (ВМФ) и определению мест, где будут строиться новые авианесущие крейсеры», - заявил Медведев в ходе встречи в субботу с личным составом авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», с борта которого Верховный главнокомандующий наблюдал за ходом тренировки сил Северного флота.

«Нам нужно будет строить новые авианесущие крейсеры, это очень важное направление развития военно-морских сил», - подчеркнул Медведев. Он добавил, что «так развиваются все крупные государства, имеющие мощный военно-морской флот». Напомнив, что авианесущий крейсер строится в среднем около пяти лет, глава государства высказал мнение, что «к 2013-2015 году мы сможем получить первые результаты, если отсчитать пять лет от принятия решения».

При этом он отметил, что «если делать, то многое делать по-другому». «Энергетические установки должны быть атомными. Это создает другие возможности. Электронная начинка и вооружения также должны меняться», - считает Верховный главнокомандующий. Вместе с тем, он подчеркнул, что «этого не сделать за один год, поскольку не все к этому готовы». «Мы в 90-е годы много потеряли, не строили ничего. Нужно восстанавливать саму базу создания авианесущих крейсеров и, по сути, всего Военно-морского флота», - сказал он.

Президент напомнил, что новые подводные лодки уже создаются. В ближайшее время будут введены в строй две новые подлодки, «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский».

«Юрий Долгорукий» будет введен в следующем году. Уже ходовые испытания идут», - сообщил президент.

Авианесущую компоненту нужно восстанавливать параллельно, поскольку без нее «подводный флот не может выполнять те задачи, которые должен выполнять с учетом того, что у нас огромная страна и мы должны охранять все ее рубежи».

Верховный главнокомандующий подчеркнул, что «чем быстрее мы определимся с местом производства (новых авианесущих крейсеров), тем быстрее приступим к их созданию». «Для нас сейчас важен не столько вопрос денег, несмотря на определенные кризисные явления на мировом финансовом рынке, сколько вопрос, где делать. Страна после распада СССР стала меньше, и стало меньше мест, где строить», - пояснил глава государства.

Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Высоцкий ранее сообщал, что пять-шесть авианосных групп будут созданы в перспективе на Северном и Тихоокеанских флотах. По его словам, командование ВМФ приняло решение строить не просто авианосцы для этих флотов, а морские авианосные системы. «Все должно работать в системе, в том числе и авианосцы. Мы назвали это морской авианосной системой (МАС), которая будет базироваться на Северном и Тихоокеанском флотах», - сказал Высоцкий. По его словам, строительство таких систем начнется после 2012 года.

Он подчеркнул, что новые морские авианосные системы будут сильно отличаться от сегодняшних авианосцев и авианосных групп. Они будут действовать в тесном взаимодействии с космической группировкой. Кроме того, авианосные системы будут действовать в тесном контакте с военно-воздушными силами и системами противовоздушной обороны. В настоящее время уже идут научно-исследовательские работы.

Кроме того, на встрече с личным составом тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», президент России Дмитрий Медведев сообщил, что он не намерен менять срок военной службы по призыву, сокращенный с 2008 года до одного года. «Срок службы может меняться только в одной ситуации. Сами понимаете, в какой - в случае реальных боевых действий», - заключил Медведев.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что государство не будет жалеть денег как на создание новых видов вооружений, так и на социальное обеспечение военнослужащих.

Медведев подчеркнул, что «работа по модернизации вооруженных сил РФ преследует две основные задачи». «Задача номер один - это создание принципиально нового облика вооруженных сил и создание новых видов вооружений, постановка их на боевое дежурство и использование в практической деятельности. Мы не будем на это жалеть средств. Это крайне важно для поддержания боеспособности наших вооруженных сил», - подчеркнул Верховный главнокомандующий.

Задача номер два, по его словам, «создание нормальных социальных условий для военнослужащих». Медведев напомнил, что части постоянной боевой готовности будут переведены с 1 января на новый размер денежного содержания. «Это будет достойный размер, сопоставимый с тем, который выплачивается в развитых государствах», - заверил президент.

Кроме того, Дмитрий Медведев пообещал, что стоимость жилищного сертификата для военнослужащих вскоре будет равна рыночной стоимости жилья.

«Тема с жилищными сертификатами известна, мы на эту тему много говорили, - сказал Медведев во время беседы с личным составом авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» на борту корабля. - Идея у нас простая: мы доведем стоимость сертификата до рыночной стоимости жилья», сообщает РИА «Новости».

Тяжелый атомный крейсер "Пётр Великий" / Фото: forum.worldofwarships.ru

Ракетный крейсер "Петр Великий" в 2019 году пройдет ремонт и модернизацию, в результате чего к 2021 году в боевом составе ВМФ России будет два обновленных тяжелых атомных ракетных крейсера (ТАРКР) проекта 1144 "Орлан", сообщил РИА Новости в понедельник источник в "оборонке".

«После модернизации "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" будут действовать во главе группировок надводных кораблей»

В настоящее время на северодвинском предприятии "Севмаш" проходит ремонт и модернизацию ТАРКР "Адмирал Нахимов", работы на котором планируется завершить в 2018 году.

"Работы по модернизации и ремонту "Петра Великого" могут быть начаты в 2019 году после того, как до конца 2018 года будет завершен ремонт и модернизация "Адмирала Нахимова". Таким образом, к 2021 году в строю ВМФ будет два модернизированных тяжелых атомных ракетных крейсера", — сказал собеседник агентства.

После модернизации "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий" будут действовать во главе группировок надводных кораблей, уточнил источник.() ТАРКР проекта 1144 "Орлан" — самые большие в мире неавианесущие ударные боевые корабли с атомной энергетической установкой. Данные крейсера предназначены для поражения крупных надводных и береговых целей, обеспечения комплексной противовоздушной и противолодочной обороны.

Корабли этого проекта обладают водоизмещением 25,8 тысяч тонн и длиной 250 метров, экипаж составляет 759 человек, в том числе 120 офицеров, сообщило РИА Новости .

Техническая справка


Ордена Нахимова атомный крейсер «Пётр Великий» — четвёртый по счёту и единственный находящийся в строютяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан». На 2011 год это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

«Пётр Великий» в мае 2010 года / Фото: ru.wikipedia.org

Проектировщик — Северное проектно-конструкторское бюро.

Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота.

Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер — 099.

К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара 300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды.


Фото: ru.wikipedia.org


При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. В марте 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъема «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов это не совсем та работа, для которой предназначен тяжелый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока.

Поход «Петра Великого» продлся до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошел через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошел 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года президент В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

Тактико-технические показатели

Служба: Россия
Класс и тип судна Тяжёлый атомный ракетный крейсер
проекта 1144 «Орлан»
Порт приписки Североморск
Организация Северный флот ВМФ России
Изготовитель Балтийский завод
Строительство начато 1986 год
Спущен на воду 1989 год
Введён в эксплуатацию 1998 год
Статус В строю
Награды орден Нахимова
Основные характеристики
Водоизмещение, т 23 750 - стандартное;
25 860 - полное
Длина, м (по ватерлинии) 262 (230)
Ширина, м 28,5
Высота (от основной плоскости), м 59
Осадка, м 10,3
Двигатели 2 котла,
2 ядерных реактора
Мощность, л.с. (МВт) 140 000 (103 )
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода, узла 32
Дальность плавания не ограничена (на реакторе)
1000 дней на котлах при 17 узлах
Автономность плавания, суток 60
Экипаж 635 (105 офицеров,
130 мичманов,
400 матросов)
Вооружение
Артиллерия 1 × АК-130
Зенитная артиллерия 6 × ЗРАК «Кортик»
Ракетное вооружение 20 × ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300Ф «Форт» (48 ракет)
ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет)
16 × ПУ ЗРК «Кинжал» (128 ракет)
6 × 16 ЗРАК«Кортик» (144 ракет)
Противолодочное вооружение 1 × РБУ-12000
2 × РБУ-1000
Минно-торпедное вооружение 10 × 533-мм ТА
(20 торпед или ПЛУР«Водопад»)
Авиационная группа 3 × Ка-27


Техническая справка


Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (ТАРКр) атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» Северного флота России.

Самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Он предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. В НАТО его называли "убийца авианосцев”.

История крейсера "Адмирал Нахимов"

  • Заложен 17 мая 1983 года.
  • 25 апреля 1986 года спущен на воду
  • 30 декабря 1988 года вступил в строй
  • До 1992 года имел название «Калинин»
  • 22 апреля 1992 года переименован в «Адмирал Нахимов»

С 1999 года простаивает в г.Северодвинске в ожидании ремонта.


Т яжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» (бывший "Калинин") проекта 11442 в отстое на ОАО "ПО "Севмаш". Северодвинск / Фото: dokwar.ru

В проектной комплектации «Орланы» вооружали противокорабельными ракетными комплексами «Гранит», противолодочными ракетами «Водопад-НК», реактивно-бомбовыми установками «Смерч-3» и «Удав-1», артиллерийскими установками АК-130, зенитными ракетными комплексами «Форт» и зенитной системой «Оса-МА», торпедными аппаратами калибра 533 мм. На борту предусмотрено размещение авиагруппы из трех противолодочных вертолетов Ка-27ПЛ.

Из четырех кораблей этого проекта в составе ВМФ остался всего один — флагман Северного флота ТАРК «Петр Великий». Другие три «Орлана» законсервированы: «Адмирал Лазарев» ржавеет на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов» — на Северном. ТАРК «Адмирал Нахимов» (до 1992 года носил имя «Калинин») был заложен на Балтийском заводе в 1983 году, принят в состав ВМФ СССР в 1988 году, последнее плавание совершил в 1997 году. С 1999 года стоит «у стенки» на «Севмашпредприятии» (входит в ОСК).

Планы по модернизации:

Несколько месяцев назад было объявлено о будущем тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Утверждалось, что в ближайшее время он встанет на ремонт и к 2018-20 годам вернется в строй военно-морского флота. Технические и экономические подробности такого проекта не оглашались, а сроком начала работ определили ближайшие годы. В прошедший четверг 13 июня пресс-служба судостроительного завода Севмаш опубликовала новые данные относительно модернизации крейсера. Завод и министерство обороны подписали соответствующий контракт и в самое ближайшее время начнут его реализацию.

Как следует из официальной информации, пока заключено лишь основное соглашение, в соответствии с которым будут идти работы. При этом сам проект, в соответствии с которым будет вестись модернизация корабля, пока не существует. Министр обороны уже утвердил основные тактико-технические требования к обновленному крейсеру, но контракт на разработку проекта модернизации еще не заключен. Разработчиком проекта станет Северное проектно-конструкторское бюро (Санкт-Петербург). Эта организация в свое время создала проект 1144 «Орлан», в соответствии с которым был построен крейсер «Адмирал Нахимов», а теперь займется его обновлением и модернизацией.


Фото: dokwar.ru


Пока Минобороны и Северное ПКБ ведут переговоры об условиях контракта, на Севмаше продолжаются подготовительные работы. Рабочие завода готовят технологическое оборудование, а также проверяют различные узлы и агрегаты корабля. Предварительное обследование крейсера позволит выявить основные недостатки и своевременно учесть их при разработке проекта модернизации. На следующий год запланировано докование корабля в гидроузле предприятия (осушаемый наливной бассейн размером 159х325 метров). До начала этой процедуры «Адмирал Нахимов» будет стоять у причальной стенки завода, где он находится с конца девяностых годов.


В ходе предстоящих работ планируется демонтировать большое количество узлов и агрегатов корабля. Из-за отсутствия своевременного полноценного обслуживания в настоящее время «Адмирал Нахимов» находится в тяжелом состоянии. По словам начальника управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора завода Севмаш С. Хвиюзова, 70% снимаемого оборудования придется заменить. Нетрудно представить масштаб предстоящих работ. Первый заместитель генерального директора предприятия С. Маричев сравнил объем работ по модернизации «Адмирала Нахимова» с недавним ремонтом и обновлением авианосца «Викрамадитья».

Финансовые подробности грядущей модернизации пока официально не оглашались, что привело к появлению различных мнений и оценок. К примеру, в официальном блоге Центра анализа стратегий и технологий приводится цифра в 50 миллиардов рублей, которые планируется потратить на модернизацию. Официальных подтверждений или опровержений этой информации пока не было и поэтому подобная информация носит сугубо оценочный характер. Более того, в настоящее время можно предполагать, что заказчик в лице министерства обороны и исполнители в лице Севмаша и Северного ПКБ еще не определились с точными цифрами. В случае глубокой модернизации понадобится провести тщательный анализ состояния корабля. Результаты такого обследования способны серьезно повлиять на смету, а при определенных обстоятельствах и заставить отказаться от проекта.


Технические детали модернизации тоже не оглашались. Ранее в средствах массовой информации, со ссылкой на источники в военном ведомстве и промышленности или без них, утверждалось об установке новых радиоэлектронных систем, а также кардинальном обновлении комплекса вооружений. Согласно некоторым данным, обновленный «Адмирал Нахимов» должен получить ракеты «Калибр» вместо имеющихся «Гранитов» и несколько новых зенитных ракетных систем, превосходящих по характеристикам уже установленное вооружение. Некоторое время назад в ряде источников упоминалось, что корабль сможет перевозить до 300 ракет всех доступных типов. Ввиду времени появления этой информации трудно говорить, насколько она будет соответствовать действительности. Вполне вероятно, что во время предварительной проработки проекта модернизации рассматривались и подобные варианты.

Однако наибольший интерес представляет не стоимость проекта и его технические детали, а фактор, объединяющий в себе оба этих аспекта - целесообразность. Споры о необходимости модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» продолжались с тех пор, как появились первые новости о подобных планах, и теперь вспыхнули с новой силой. В многочисленных обсуждениях высказываются доводы за и против обновления старого корабля, подтверждаемые фактами и аналитикой. При этом аргументы обеих сторон выглядят правдоподобными и логичными.

Мнение о необходимости модернизации и возвращения в строй «Адмирала Нахимова» подкрепляется несколькими фактами. В первую очередь отмечается, что в ходе работ по обновлению тяжелого атомного ракетного крейсера не понадобится строить новый корпус. Фактически вся модернизация будет заключаться в замене оборудования и некотором ремонте или переделке самой конструкции корабля. Нельзя исключить возможность серьезной переработки конструкции, но при определенных обстоятельствах это будет гораздо дешевле, чем строительство нового корабля аналогичного класса. Второй аргумент в пользу модернизации - перспективы корабля. Ядерная энергетическая установка дает крейсеру высокие ходовые характеристики, что в сочетании с новым вооружением даст ему боевой потенциал, достаточный для службы в течение следующих 15-20 лет.


Фото: dokwar.ru

Противники модернизации также приводят обоснованные доводы. К примеру, они утверждают, что обновление всего одного тяжелого атомного ракетного крейсера обойдется в такую же сумму, что и строительство сразу нескольких фрегатов проекта 22350 или 11356Р/М. Имея меньшие размеры и водоизмещение, эти корабли, однако, будут нести такое же вооружение и, вероятно, сходный комплекс радиоэлектронного оборудования. Естественно, несколько меньших кораблей смогут одновременно выполнять большее количество задач, чем один крупный. Вторая претензия к обновлению «Адмирала Нахимова» касается конечной стоимости подобного проекта. Как показывает практика, стоимость любых строительств и модернизаций имеет свойство постепенно увеличиваться из-за постоянно возникающих непредвиденных проблем. Поэтому сейчас нельзя сказать, как до 2018 года вырастут нынешние предполагаемые 50 миллиардов.

Стоит отметить, именно вопрос целесообразности столь крупных затрат является главной темой всех обсуждений. При этом противники модернизации говорят не только о предположительной сумме контракта, но и об увеличении фактической стоимости работ. К примеру, во время ремонта и обновления авианосца «Викрамадитья» неоднократно пересматривались финансовые аспекты проекта и конечная стоимость корабля оказалась заметно выше изначально планировавшейся. По мнению противников модернизации «Адмирала Нахимова», российский крейсер не сможет избежать подобного. Сторонники, в свою очередь, указывают, что обновление «Викрамадитьи» было первым подобным проектом за несколько десятилетий. Во время работ на авианосце российские судостроители получили необходимый опыт и поэтому теперь могут достаточно быстро и эффективно провести модернизацию атомного ракетного крейсера.

Судя по продолжительности и ходу дискуссий, вопрос необходимости ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» действительно сложен и неоднозначен. На каждый довод есть свой контраргумент и это только провоцирует продолжение дискуссии. Однако сообщение пресс-службы Севмаша четко и ясно говорит о позиции министерства обороны. Подписание контракта о проведении работ наглядно показывает, что руководство военного ведомства и командование военно-морского флота видят необходимость в возвращении боевого корабля к службе. Пока нельзя исключать вероятность отказа от этих планов по причине неудовлетворительного состояния, но такое развитие событий маловероятно, поскольку «Адмирал Нахимов» был выбран для модернизации в том числе и из-за приемлемого состояния.

В течение следующих месяцев сотрудники Севмаша, Невского ПКБ и министерства обороны определятся с деталями проекта модернизации и начнут основные работы. Уже сейчас понятно, что проект будет сложным, длительным и дорогим. Хотелось бы надеяться, что Минобороны тщательно проанализировало все аргументы за и против модернизации крейсера и вложения в десятки миллиардов рублей полностью оправдаются.

Характеристики крейсера Адмирал Нахимов

пр.1144 пр.11442
Экипаж, чел
759 (в т.ч. 120 офицеров) 760 (в т.ч. 120 офицеров)
Длина, м
250.1 250.1
Ширина, м
28.5 28.5
Осадка, м
7.8 (габаритная - 10.33) 7.8 (габаритная - 10.33)
Водоизмещение стандартное, т
25860 24300
Скорость полного хода, узлов
31 31
Скорость хода на резервном "неатомном" паре, узлов
17
Дальность плавания неограничено неограничено
Дальность плавания на резервном "неатомном" паре, миль
1000
Автономность, суток
60 60



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.сайт
12




Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» - это серия из четырех тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК), которые были спроектированы в СССР и построены на Балтийском заводе с 1973 по 1998 годы. Они стали единственными надводными кораблями в составе российского ВМФ, оснащенными ядерной энергетической установкой. 18 Сентябрь 2015, 09:25

Отечественные крейсеры проекта 1144 «Орлан» по натовской кодификации получили обозначение Kirov-class battlecruiser, по названию первого корабля серии крейсера «Киров» (с 1992 года «Адмирал Ушаков»). На Западе их отнесли к линейным крейсерам в силу исключительных размеров и вооружения кораблей. Главным конструктором атомных крейсеров проекта 1144 был Борис Израилевич Купенский, заместителем главного конструктора был Юдин Владимир Евгеньевич.

Крейсеры «Киров» не имеют аналогов в мировом кораблестроении. Данные корабли могли эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению надводных кораблей противника и его подводных лодок. Установленное на кораблях ракетное вооружение позволяло обеспечить с большой долей вероятности поражение крупных надводных ударных группировок противника. Корабли серии были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры УРО типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсера проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельных ракетный комплекс «Гранит».

26 марта 1973 года на Балтийском заводе состоялась закладка первого головного корабля проекта 1144 - тяжелого атомного ракетного крейсера «Киров» (с 1992 года - «Адмирал Ушаков»), 27 декабря 1977 года корабль был спущен на воду, а 30 декабря 1980 года ТАРК был передан флоту. 31 октября 1984 года в строй вступил второй корабль серии - ТАРК «Фрунзе» (с 1992 года - «Адмирал Лазарев»). 30 декабря 1988 года флоту был передан третий корабль - ТАРК «Калинин» (с 1992 года «Адмирал Нахимов»). А в 1986 году на заводе приступили к постройке последнего корабля данной серии - ТАРК «Пётр Великий» (первоначально его хотели назвать «Куйбышев» и «Юрий Андропов»). Строительство корабля пришлось на сложный период в истории страны. Развал СССР привел к тому, что постройка завершилась только в 1996 году, а испытания в 1998 году. Таким образом, корабль был принят в состав флота через 10 лет после закладки.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Фрунзе" в Индийском океане во время перехода во Владивосток


Первый крейсер проекта 1144 Орлан (Калинин)

На сегодняшний день из всей четверки в строю находится лишь тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», который является самым мощным ударным боевым кораблем не только в составе ВМФ России, но и во всем мире. Первый корабль серии «Адмирал Ушаков» находится в отстое с 1991 года, в 2002 году был выведен из состава флота. Его судьба уже решена - корабль будет утилизирован на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. По оценкам экспертов, утилизация данного ТАРК обойдется приблизительно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной субмарины, так как технологий и опыта утилизации подобных боевых кораблей в России просто нет. С большой долей вероятности такая же судьба постигнет и второй корабль серии - крейсер «Адмирал Лазарев», корабль находится в отстое на Дальнем Востоке с 1999 года. А вот третий крейсер проекта 11442 «Орлан» «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит ремонт и модернизацию на Севмаше. Он будет возвращен в состав флота на рубеже 2017-2018 годов, ранее назывался 2019 год. При этом, по словам генерального директора «Севмаша» Михаила Будниченко, срок эксплуатации крейсера после завершения ремонта будет продлен на 35 лет. Предполагается, что отремонтированный ТАРК «Адмирал Нахимов» продолжит службу в составе Тихоокеанского флота России, а «Пётр Великий» будет оставаться флагманом российского Северного флота.


ТАРК проекта 11442 "Адмирал Нахимов" на ремонте

Тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 «Орлан» не имели и не имеют прямых аналогов за рубежом. Списанные на данный момент атомные американские крейсеры УРО типа «Лонг Бич» (17 500 тонн) были в 1,5 раза, а «Вирджиния» (11 500 тонн) в 2,5 раза меньше и обладали гораздо более слабым как качественно, так и количественно вооружением. Это можно было объяснить разными задачами, которые стояли перед кораблями. Если в американском флоте они были лишь эскортом для многоцелевых авианосцев, то в составе советского флота атомные надводные корабли создавались, как самостоятельные боевые единицы, которые смогли бы составить основу океанских боевых сил флота. Разнообразное вооружение ТАРК проекта 1144 сделало эти корабли многоцелевыми, но одновременно усложнило их обслуживание и создало некоторые проблемы с определением их тактико-технической ниши.

История создания крейсеров проекта 1144

В 1961 году в состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО «Лонг Бич», данное событие стало толчком к возобновлению теоретических работ по разработке в Советском Союзе боевого надводного атомного корабля. Но даже без учета американцев, ВМФ СССР, вступающий в те годы в период своего бурного развития, объективно нуждался в океанских кораблях, которые бы смогли подолгу действовать в отрыве от береговых баз, решению данной задачи наилучшим образом способствовала атомная энергетическая установка. Уже в 1964 году в СССР снова начались исследования по определению облика первого в стране боевого атомного надводного корабля. Первоначально исследования закончились созданием тактико-технического задания на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой и водоизмещением 8 тысяч тонн.


Тяжелые атомные ракетные крейсеры "Пётр Великий", "Адмирал Ушаков", зима 1996-1997 годов

При проектировании корабля конструкторы исходили из того, что решение главной задачи удастся добиться лишь при обеспечении достаточной боевой устойчивости. Уже тогда ни у кого не вызывало сомнений, что главную опасность для корабля будет представлять авиация, поэтому изначально предусматривалось создание эшелонированной системы ПВО корабля. На первоначальном этапе разработки конструкторы полагали, что совместить все необходимое оборудование и вооружение в одном корпусе будет очень сложно, поэтому рассматривался вариант создания пары из двух атомных надводных кораблей: БПК проекта 1144 и ракетного крейсера проекта 1165. Первый корабль должен был нести противолодочное вооружение, второй - противокорабельные крылатые ракеты (ПКР). Эти два корабля должны были действовать в составе соединения, прикрывая друг друга от различных угроз, зенитными средствами они были оснащены примерно на равных, что должно было способствовать созданию сильной эшелонированной ПВО. Однако по мере развития проекта было принято решение о том, что рациональнее всего будет не разделять противолодочные и противокорабельные функции, а совместить их в одном крейсере. После этого работы по проектированию атомного крейсера проекта 1165 были прекращены и все усилия разработчиков были перенаселены на ставший универсальным корабль проекта 1144.

По ходу работ возрастающие требования к проекту вели к тому, что корабль получал все большую номенклатуру вооружений и различного оборудования - что, в свою очередь, отражалось в росте водоизмещения. В результате проект первого советского атомного надводного боевого корабля достаточно быстро отошел от узких противолодочных функций, приобретя многоцелевую направленность, а его стандартное водоизмещение перевалило за 20 тысяч тонн. Крейсер должен был нести все самые современные виды боевых и технических средств, которые были созданы в Советском Союзе для боевых надводных кораблей. Данную эволюцию отразила и новая классификация корабля - «тяжелый атомный ракетный крейсер», которая была присвоена в июне 1977 года, уже во время строительства головного корабля серии, который закладывался как «атомный противолодочный крейсер».

В своем окончательном виде технический проект нового атомного надводного корабля был утвержден в 1972 году и получил шифр 1144 «Орлан». Проект первого советского надводного боевого атомохода разрабатывался в Северном проектно-конструкторском бюро в Ленинграде. Главным конструктором проекта 1144 стал Б. И. Купенский, а от ВМФ СССР главным наблюдающим за проектированием и строительством крейсера с самого начала и до передачи корабля флоту был капитан 2 ранга А. А. Савин.


Головной корабль серии, крейсер проекта 1144 "Киров".

Новый атомоход с самого начала стал любимым детищем С. Г. Горшкова, занимавшего пост главнокомандующего ВМФ СССР. Несмотря на это, проектирование корабля шло трудно и достаточно медленно. Рост водоизмещения крейсера по мере пересмотра и внесения изменений в требования к проекту заставлял конструкторов искать все новые и новые варианты главной энергетической установки корабля - в первую очередь, ее паропроизводящей части. При этом Горшков потребовал разместить на крейсере резервную энергетическую установку, которая работала бы на органическом топливе. Опасения военных тех лет можно было понять: советский и мировой опыт эксплуатации атомоходов в те годы был недостаточно большим, да и в наши дни аварии с выходом из строя реактора время от времени случаются. В то же время надводный боевой корабль, в отличие от субмарины, может себе позволить перейти с атомного реактора на сжигание обыкновенного горючего в топках - данным преимуществом было решено воспользоваться в полном объеме. Предполагалось, что резервный котел сможет помочь и в обеспечении стоянки корабля. Недостаточно развитая система базирования крупных боевых кораблей в Советском Союзе длительное время была больным местом для военно-морского флота.

Пока головной корабль серии еще стоял на стапеле, для следующего крейсера уже был создан усовершенствованный проект, получивший индекс 11442. Он предусматривал замену некоторых образцов вооружения и оборудования новейшими на тот момент системами: зенитно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик» вместо башенных 30-мм шестиствольных автоматов; ЗРК «Кинжал» вместо ЗРК «Оса-МА», универсальная спаренная 130-мм установка АК-130 вместо двух одноорудийных 100-мм башен АК-100 на «Кирове», противолодочный комплекс «Водопад» вместо «Метели», реактивные бомбометы РБУ-12000 вместо РБУ-6000 и т.д. Планировалось, что все последующие за крейсером «Киров» корабли серии будут строиться по улучшенному проекту, однако фактически по причине неготовности к серийному выпуску всех намеченных образцов вооружения, их добавляли на строящиеся корабли по мере окончания разработки. В конечном итоге проекту 11442 мог соответствовать лишь последний корабль - «Пётр Великий», но и он с оговорками, а второй и третий корабли «Фрунзе» и «Калинин» по составу вооружения занимали промежуточное положение между первым и последним кораблями серии.

Описание конструкции крейсеров проекта 1144

Все крейсеры проекта 1144 «Орлан» обладали корпусом с удлиненным (более чем на 2/3 от общей длины) полубаком. Корпус с помощью водонепроницаемых переборок делится на 16 главных отсеков. На всем протяжении корпуса ТАРК идут 5 палуб. В носовой части корабля под бульбовым обтекателем находится неподвижная антенна гидроакустического комплекса «Полином». В корме корабля находится подпалубный ангар, который рассчитан на постоянное базирование 3-х вертолетов Ка-27, а также помещения для хранения запасов топлива и подъемник, предназначенный для подачи вертолетов на верхнюю палубу. Здесь же в кормовой части корабля имеется отсек с подъемно-опускным устройством буксируемой антенны гидроакустического комплекса «Полином». Развитые надстройки тяжелого крейсера выполнены с широким применением алюминиево-магниевых сплавов. Основная часть вооружения корабля сосредоточена на корме и в носовой части.


Тяжелый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий"

От получения боевых повреждений крейсеры проекта 1144 защищает противоторпедная защита, двойное дно на всем протяжении корпуса, а также локальное бронирование жизненно важных частей ТАРК. Как таковой, на крейсерах проекта 1144 «Орлан» поясной брони нет - бронезущита находится в глубине корпуса - однако вдоль ватерлинии от носа корабля до его кормы был проложен утолщенный пояс обшивки высотой 3,5 метра (из них 2,5 метра выше ватерлинии и 1 метр ниже ватерлинии), играющий важную роль в конструктивной защите крейсера.

ТАРК проекта 1144 «Орлан» стали первыми после Второй мировой войны боевыми кораблями, в проекте которых было заложено достаточно развитое бронирование. Так машинные отделения, ракетные погреба комплексов «Гранит» и реакторные отсеки с бортов защищены 100-мм (ниже ватерлинии - 70 мм) и со стороны палубы 70-мм броней. Броневую защиту получили и помещения боевого информационного поста корабля и главного командного пункта, которые находятся внутри его корпуса на уровне ватерлинии: они прикрыты 100-мм боковыми стенками с 75-мм крышей и траверзами. Помимо этого, в корме крейсера броня имеется по бортам (70-мм) и на крыше (50-мм) вертолетного ангара, а также вокруг хранилища боезапаса и авиационного топлива. Локальное бронирование есть и над румпельными отделениями.

Атомная энергетическая установка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и базируется на ледокольных реакторох типа ОК-900, обладает значительными отличиями от них. Основное - в топливных сборках, в которых находится уран с высокой степенью обогащения (примерно 70 %). Срок работы такой активной зоны до следующей перезарядки составляет 10-11 лет. Установленные на крейсере реакторы двухконтурные, на тепловых нейтронах, водо-водяные. В качестве теплоносителя и замедлителя в них используется бидистиллят - вода высокой чистоты, которая циркулирует через активную зону реакторов под большим давлением (примерно 200 атмосфер), обеспечивая кипение второго контура, который в итоге и идет в турбины в виде пара.


Особое внимание разработчики уделили возможности использования двухвальной энергетической установки крейсера, мощность на каждом валу которой составляет 70000 л.с. Комплексно-автоматизированная АЭУ располагалась в 3-х отсеках и включала в свой состав 2 атомных реактора с общей тепловой мощностью 342 МВт, 2 турбозубчатых агрегата (расположены в нос и в корму от реакторного отсека), а также 2 резервных автоматизированных котла КВГ-2, смонтированных в турбинных отделениях. При функционировании лишь резервной энергетической установки - без использования атомных реакторов - крейсера проекта 1144 «Орлан» в состоянии развивать скорость хода 17 узлов, запасов топлива хватит чтобы пройти на этой скорости 1300 морских миль. Использование атомных реакторов обеспечивает крейсеру скорость полного хода 31 узел и неограниченную дальность плавания. Установленная на кораблях данного проекта энергетическая установка была бы в состоянии обеспечивать теплом и электричеством город, население которого составляло бы 100-150 тысяч жителей. А продуманные обводы корпуса и большое водоизмещение обеспечивают ТАРК проекта 1144 «Орлан» отличную мореходность, что особенно важно для боевых кораблей океанской зоны.

Экипаж ТАРК проекта 1144/11442 состоит из 759 человек (в том числе 120 офицеров). Для размещения экипажа на борту корабля имеется 1600 помещений, в том числе 140 одно- и двухместных кают, которые предназначены для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8-30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном 6х2,5 метра, двухуровневый медицинский блок (амбулаторная, операционная, лазареты-изоляторы, рентгеновский кабинет, зубоврачебный кабинет, аптека), спортзал с тренажерами, 3 кают-компании для мичманов, офицеров и адмиралов, а также салон для отдыха и даже своя собственная кабельная телестудия.

Вооружение крейсеров проекта 1144 «Орлан»

Основным оружием данных крейсеров были ПКР П-700 «Гранит» - сверхзвуковые крылатые ракеты третьего поколения, обладающие пониженным профилем траектории полета к цели. При стартовой массе 7 тонн данные ракеты развивали скорость до 2,5 М и могли нести обычную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд-моноблок мощностью до 500 кт на расстояние до 625 км. Длина ракеты составляет - 10 метров, диаметр - 0,85 метра. 20 противокорабельных крылатых ракет «Гранит» были установлены под верхней палубой крейсера, с углом возвышения 60 градусов. Пусковые установки СМ-233 для данных ракет производились на ПО «Ленинградский металлический завод». По той причине, что ракеты «Гранит» первоначально предназначались для субмарин, перед пуском ракеты установка должна заполняться забортной водой. По опыту оперативной и боевой подготовки ВМФ, сбить «Гранит» очень сложно. Даже если поразить ПКР противоракетной, она из-за своей огромной скорости и массы может сохранить достаточный импульс, для того чтобы «достать» корабль-цель.


Пусковая установка корабельного ЗРК «Форт-М»

Основу зенитно-ракетного вооружения крейсеров проекта 1144 «Орлан» составлял ракетный комплекс С-300Ф (Форт), который на крутящихся барабанах размещался под палубой. Полный боекомплект комплекса состоял из 96 зенитных ракет. На единственном корабле серии «Петре Великом» (вместо одного комплекса С-300Ф) появился уникальный носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М», который был произведен в одном экземпляре. Каждый такой комплекс в состоянии одновременно обстреливать до 6 маневрирующих малоразмерных целей (сопровождать до 12 целей) и наводить на них одновременно 12 ракет в условиях постановки противником активных и пассивных помех. По причине конструктивных особенностей ракет комплекса С-300ФМ боекомплект «Петра Великого» сократился на 2 ЗУР. Таким образом, ТАРК «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2 и одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6Е, полный боекомплект состоит из 94 ракет. «Форт-М» создавался на базе армейского комплекса ПВО С-З00ПМУ2 «Фаворит». Данный комплекс в отличие от предшественника - зенитного комплекса «Форт», в состоянии поражать цели на расстоянии до 120 км и успешно бороться с ПКР противника на высотах до 10 метров. Расширения зоны поражения комплекса удалось достичь за счет улучшения чувствительности приемных каналов и энергетических характеристик передатчика.

Вторым эшелоном ПВО крейсера является ЗРК «Кинжал», который был включен в проект 11442, но в действительности появился лишь на последнем корабле серии. Основная задача данного комплекса - это поражение воздушных целей, которые прорвались сквозь первую линию ПВО крейсера (ЗРК «Форт»). Основой «Кинжала» являются твердотопливные, одноступенчатые, телеуправляемые ракеты 9М330, которые унифицированы с комплексом ПВО сухопутных войск «Тор-М1». Ракеты взлетают вертикально с неработающим двигателем под действием катапульты. Перезарядка ракет автоматическая, интервал пуска составляет 3 секунды. Дальность обнаружения целей в автоматическом режиме - 45 км, количество одновременно обстреливаемых целей - 4, время реакции - 8 секунд. ЗРК «Кинжал» работает в автономном режиме (без участия личного состава). По спецификации на борту каждого крейсера проекта 11442 должно было находиться 128 таких ЗУР в 16х8 установках.

Третьим рубежом ПВО является ЗРАК «Кортик», представляющий собой комплекс ближней обороны. Он призван заменить обыкновенные 30-мм шестиствольные артиллерийские комплексы АК-630. ЗРАК «Кортик» в телевизионно-оптическом и радиолокационном режимах в состоянии обеспечить полную автоматизацию боевого управления от обнаружения цели до ее поражения. Каждая установка состоит из двух 30-мм шестиствольных автоматов АО-18, суммарная скорострельность которых составляет 10 000 выстрелов в минуту и двух блоков по 4 двухступенчатых ракеты 9М311. Данные ракеты обладают осколочно-стержневой БЧ и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении каждой установки находится 32 таких ракеты в транспортно-пусковых контейнерах. Ракеты 9М311 унифицированы с сухопутным комплексом 2С6 «Тунгуска» и в состоянии бороться с ПКР, управляемыми бомбами, вертолетами и самолетами противника. Дельность действия ракетной части ЗРАК «Кортик» составляет 1,5-8 км, дострел из 30-мм артиллерийских установок ведется на дистанции 1500-50 метров. Высота поражаемых воздушных целей - 5-4000 метров. Всего на каждом из трех крейсеров проекта 11442 должно было находиться по 6 таких комплексов, боезапас которых состоял из 192 ракет и 36 000 снарядов.

Противолодочное вооружение крейсера проекта 1144 было представлено комплексом «Метель», который в проекте 11442 был заменен на более современный противолодочный комплекс «Водопад». В отличие от «Метели», «Водопад» не нуждается в отдельной ПУ - ракето-торпеды комплекса заряжаются в стандартные торпедные аппараты. Ракета модели 83РН (или 84РН с ядерной БЧ), подобно обыкновенной торпеде, выстреливается из торпедного аппарата сжатым воздухом и ныряет в воду. Затем, по достижении определенной глубины запускается ракетный двигатель и ракето-торпеда взлетает из-под воды и уже по воздуху доставляет боевую часть в район нахождения цели - до 60 километров от корабля-носителя - после чего БЧ отделяется. В качестве боевой части может использоваться УМГТ-1 - 400-мм малогабаритная самонаводящаяся торпеда. Дальность хода торпеды УМГТ-1, которая может устанавливаться на ракето-торпедах - 8 км, скорость движения - 41 узел, глубина - 500 метров. В боекомплекте крейсера до 30 таких ракета-торпед.

Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того.


Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями.

Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР.

В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.

О семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.

Ракетные крейсера типа «Олбани»

1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.).
Вооружение:
- ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты);
- ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты);
- противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды);
- 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены);
- два универсальных орудия калибра 127 мм.


Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» - с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности.

Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) - дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника.

Достоинства:

15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор»,
- 8 РЛС управления огнем,
- большая высота установки радаров,

Недостатки:
- отсутствие ударного вооружения,
- надстройки из алюминиевых сплавов,
- архаичная, в целом, конструкция.



Тяжелый артиллерийский крейсер типа "Балтимор" - вот так выглядели "Олбанские крейсера" до модернизации


Ракетные крейсера типа «Белкнап»

1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.).
Вооружение:
- универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет);
- автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм;
- 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»);
- два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»);
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).


Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля.

В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета.
Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились.

В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди».

Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США.

Достоинства «Белкнапа»:
- компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS;
- наличие на борту вертолета;
- малые размеры и стоимость.

Недостатки:
- единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным;
- пожароопасные алюминиевые надстройки;
- отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).



Сгоревший "Белкнап"

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)

1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек.
Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.).
Вооружение:
- противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР);
- ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет);
- два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм;
- 6 торпед калибра 533 мм;
- 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000;
- вертолетная площадка


Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами.
Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!

В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета…
Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км).

Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом».

Достоинства:
- исключительно высокое насыщение огневыми средствами;
- великолепный дизайн.

Недостатки:
Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца.
- малая дальность плавания;
- слабая ПВО;
- несовершенные системы управления оружием;
- пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.


Морская мощь СССР

Ракетный крейсер «Лонг Бич»

1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек.
Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль.
Вооружение:
- ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты)
- ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты)
- противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды)
- два универсальных орудия калибра 127 мм;
- два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).


Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой.

Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо.

Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения!
Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.


«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»).

Достоинства «Лонг Бич»:
- неограниченная автономность по запасам топлива;
- радары с ФАР;
- универсальность.

Недостатки:
- чудовищная стоимость;
- меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)

1998 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива.
Вооружение:
- противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет);
- ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» (6 ПУ, боезапас 48 ракет);
- ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет);
- ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет);
- противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед);

- 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»;
- три реактивных бомбомета;
- три вертолета.


Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» - последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.

Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.

Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.

По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя.

Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит».

Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.
Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!


Ракетный крейсер типа «Тикондерога»

1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.).
Вооружение:
- 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования);
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
- две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм;
- шесть противолодочных торпед калибра 324 мм;
- два зенитных автомата «Фаланкс»;
- две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.


«Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» - «Берегись адмирал Горшков: Иджис - в море!» - именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» - неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой.
Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» - головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41.

Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц.

Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите.

Достоинства «Тикондероги»:
- невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;
- огромная ударная мощь;
- возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах;

Недостатки «Тикондероги»:
- ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;
- широкое применение алюминия в конструкции крейсера.


Ракетный крейсер пр. 1164 (шифр «Атлант»)

1983 г. Полное водоизмещение 11 500 тонн. Экипаж 510 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.).
Вооружение:
- противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет);
- зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты);
- два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет);
- противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед);
- одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
- три батареи автоматических зениток АК-630 (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем);
- два реактивных бомбомета;
- противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.


При в 2,25 раза меньшем водоизмещении, чем огромный атомный «Орлан», крейсер «Атлант» сохраняет 80% его ударной мощи и до 65% его зенитного вооружения. Другими словами, вместо постройки одного суперкрейсера «Орлан», можно построить два «Атланта»!
Два ракетных крейсера «Атлант», это, между прочим, 32 сверхзвуковые ПКР «Вулкан» и 128 зенитных ракет С-300Ф. А также 2 вертолетные площадки, 2 артиллерийские установки АК-130, два радара «Фрегат» и две гидроакустические станции. И это все вместо одного «Орлана»! Т.е. напрашивается очевидный вывод – ракетный крейсер пр. 1164 и есть та самая «золотая середина» между размерами, стоимостью и боевыми возможностями корабля.

Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО.
Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).

Что ж, остается пожелать, чтобы легендарный «оскал социализма» как можно чаще модернизировался и как можно дольше оставался на боевой службе.

Достоинства «Атланта»:
- сбалансированная конструкция;
- отличная мореходность;
- ракетные комплекс С-300Ф и П-1000.

Недостатки:
- единственная РЛС управления стрельбой комплекса С-300Ф;
- отсутствие современных ЗРК самообороны;
- чрезмерно сложная конструкция ГТУ.


Мальтийский закат, ноябрь 1989 г. Видна корма крейсера "Слава", на переднем плане - носовая оконеченность крейсера "Белкнап"