Толгская икона пресвятой богородицы. Икона Божьей Матери, именуемой "Толгская" Толгской божьей матери

21 августа, в воскресенье, в Зачатьевском монастыре во время Божественной Литургии возносили особые благодарственные прошения на сугубой ектении, а после службы был совершен благодарственный молебен. такое сугубое благодарственное моление связано с тем, что в этот день 25 лет назад, в 1991 году, благословением Святейшего Патриарха Алексия II при храме святого пророка Илии в Обыденском переулке было утверждено Сестринство в честь иконы Божией Матери «Милостивая», целью которого было возрождение древнейшей святыни- Зачатьевского женского монастыря.

За четверть века (кто скажет, много это или мало?) из полузапущенного квартала советской Москвы территория обители преобразилась в тихий, мирный уголок благодатной жизни, радующий глаз нарядными отреставрированными старинными монастырскими корпусами и пленяющий белоснежным величественным Соборным храмом с сияющими золотыми-серебряными куполами, воссозданным в 2005 — 2010 годы. Но кроме внешнего облика преобразилась и внутренняя жизнь в этом островке спасения. Снова, как и в древние времена, здесь горит лампада богослужебной жизни, струится ручеек монашеской молитвы, и многие-многие обретают под кровом святой обители утешения страдающим душам, исцеление от недугов, укрепление в вере, а кто-то решается вступить в число иночествующих, чтобы пройдя внутреннюю брань, очистить сердце и стать сосудом Святого Духа, во спасение души своей и во славу Божию.

Воспоминания

Как все начиналось ….

В конце 80-х годов, после торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси, в Российской стране про- изошли большие перемены, начался процесс обращения к истинным духовным ценностям. Церковь, еще недавно мучимая, гонимая и презираемая, ныне стала вожделенным источником благодатных даров, тихим пристанищем от бурь житейского моря. Начали восстанавливаться разрушенные храмы, открываться святые обители. Пришло время возрождения и древнейшей святыни столицы - Зачатьевского Алексеевского Стародевичье- го монастыря, как именовался он в старину. Начало это- го возрождения было непостижимо и сокрыто для самих участников его. 4 декабря 1990 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, в стены Зачатьевской обители вошла ее будущая настоятельница, тогда еще прихожанка храма Св. Пророка Илии Обыденного, Мария Каледа, в сопровождении протодиакона Н.Важнова и старосты храма В.И. Горячева. Сюда их благословил прийти протоиерей Александр Егоров для того, чтобы договориться с директором школы № 36, выстроенной в 30-е годы на месте разрушенного монастырского собора, о проведении в актовом зале рождественской елки для детей воскресной школы Ильинского храма. Директор школы, Гелия Ивановна Дермичева, благосклонно отнеслась к этой просьбе и разрешила провести детский праздник. Благодать святого места коснулась сердец благочестивых.(Впоследствии она приняла святое крещение с именем Ангелина 4 ноября 2002 года, за день до кончины). Именно в первый день посещения монастыря родилась мысль о возможном возрождении девической обители. На Рождество Христово 1991 года в Зачатьевскую обитель прошествовал праздничный крестный ход с Вифлеемской звездой, непостижимым образом прообразовавший буду- щий крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Милостивая». Вскоре несколько благочестивых девиц - прихожанок Обыденского храма, духовных чад отца Александра, объединились ради воплощения сердечного стремления послужить великому делу восстановления монастыря. В мае 1991 года у чудотворного монастырского образа Божией Матери «Милостивая» в Ильинском храме от впервые привезенного на Русскую землю Благодатного Огня была возжжена неугасимая лампада. Батюшка поддержал доброе начинание своих чад, и было предложено создать Сестринство в честь иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая». В июне отец Александр благословил сестер каждый четверг вечером собираться в Обыденском храме (в это время в нем не было службы) и при закрытых дверях молиться перед иконой Божией Матери «Милостивая», читая акафист по дореволюционному изданию, полученному батюшкой от монахинь Зачатьевской обители. Сестры с усердием молились Царице Небесной о возрождении поруганной святыни в храме, по средам и пятницам читали дома акафист и ежедневно по вечерам читали молитву по соглашению с прошением о восстановлении обители. 11 августа, в день заседания приходского совета, состоялось учредительное собрание Сестринства, на котором была избрана старшая сестра - Мария Кале- да. Приход храма Пророка Илии, считая своим духовным долгом содействие возрождению Зачатьевской обители, связанной с храмом своими насельницами и вверенными на хранение монастырскими святынями, принял решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом об утверждении Сестринства. Было подано прошение в адрес Его Святейшества с рекомендацией протоиерея Александра Егорова. Святейший Патриарх Алексий II благословил создание Сестринства в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Главной целью деятельности Сестринства было возрождение Зачатьевского монастыря. Сестры стали само- отверженно трудиться. Они, как и прежде, продолжали заниматься пошивом храмовых и священнических обла- чений, с усердием ухаживали за немощными одинокими старушками. Теперь к их трудам прибавились поиски воз- можностей приобрести что-либо необходимое для буду- щей обители. Старшая сестра Мария начала заниматься вопросами оформления соответствующих документов для передачи монастырских строений Церкви. Батюшка укре- плял сестер молитвой, поддерживал советом, благословлял прихожан жертвовать на возрождение монастыря. Осенью 1992 года сестры впервые вошли в обитель, и им было дано разрешение разместиться в пустующей квартире на первом этаже в Северном корпусе келий. К тому времени уже вышло постановление Правитель- 29 ства Москвы о передаче Сестринству Надвратного храма во имя Нерукотворного Образа Спасителя. 22 декабря 1992 года, в день празднования Зачатия святой праведной Анны, который являлся главным мо- настырским праздником, в монастыре состоялся первый крестный ход. Возглавил его Преосвященный епископ Истринский Арсений. Так сестры возрождающейся оби- тели отпраздновали свое новоселье. В Лазареву субботу, 10 апреля 1993 года, в Надвратном храме, освобожденном к тому времени от арендаторов, была совершена первая Божественная литургия после многих лет запустения. Так началась новая жизнь возрождающейся женской обители, непрестанным предстательством и неусыпным попечением Милостивой Владычицы Богородицы постепенно поднимающейся из руин (из книги «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево»)

Россия богата на святыни, многие их них источают благодать Божию людям на протяжении столетий. Одна из таких известных чудотворных икон - Толгская. Это изображение Божией Матери привлекает большое количество паломников, ведь ей приписывают совершение множества чудес, в том числе - воскрешение из мертвых. Об этих невероятных событиях, истории образа узнаете из данной статьи.


Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее Толгская

О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, вышшая Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земнем, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютаго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже, на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, покланяющеся, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Историческая справка

Образ был явлен на Ярославской земле, поэтому считается ее покровителем. Всего существует три Толгские иконы Божьей Матери:

  • Большая - датируется 13 в., сегодня хранится в Третьяковской галерее. Ранее находилась на почетном месте в Толгском монастыре. Написана на большой липовой доске, размеры 140 на 90 см.

Богородица здесь изображается в полный рост, восседающей на троне. Иисус Христос обвивает шею матери руками, стоя у нее на коленях. Над фигурами Марии и Христа парят ангелы в одеждах служителей. Остальные две иконы считаются частичными репликами с данного образа.

  • Явленная - именно о ней составлено сказание Димитрия Ростовского. На месте обретения был основан мужской монастырь (сегодня обитель, как и многие возрожденные монастыри стала женской). Чудесное событие состоялось в 1314 г. Внешне образ несколько отличается от Большой иконы - на нем изображение погрудное, размер доски - 48 на 61 см. Младенец здесь не стоит, а сидит.
  • Список из Русского музея - находится в Санкт-Петербурге, сделан в 1327 г. Выполнен в более сдержанной манере. Хранился также в монастыре г. Ярославля, затем был передан в музей.

Несмотря на различия в деталях, красках, все данные иконы являются Толгскими, празднуются в один день - 21 августа. Относятся к типу Елеуса (Милующая), имеют одинаковое значение. Молитва может возноситься перед любым образом, важно при этом помнить о том, что она обращена не к доске или рисунку, а самой Царице Небесной.


Значение и толкование Толгской иконы

Большая Толгская икона, называемая еще Тронной, является особым типом Умиления, который отличает выразительность. Она очень эмоциональная, что обычно вообще не свойственно священным образам.

В явленном образе превалируют темные тона, которые умело сочетаются с фоновым цветом. Особенным образом выделены глаза Пречистой Девы, в которых можно увидеть глубокую скорбь.

Основная мысль иконописца - показать безграничную любовь между Богом и человеком, Его творением. Именно поэтому Христос Эммануил так тесно прижимается к лику Матери, обнимает ее рукой.

Монастырь Толгской иконы

Издавна для православного человека поездка в монастырь приравнивалась к духовному подвигу. Это время посвящалось только лишь молитве, возрастанию в вере. Одним из любимых мест для посещения простого люда и дворян был Толгский монастырь.

Только вот за время безбожной власти был он основательно разрушен - постройки находились в полуразрушенном состоянии. Росписи, иконостасы, все было утрачено для потомков. Лишь с помощью Божией начала возрождаться обитель в конце 80-х годов прошлого столетия.

Сегодня в монастыре находится не только чудотворная икона Толгской Божией Матери, но и мощи великого святителя Игнатия Брянчанинова, другие редкие православные святыни.

Чудеса и о чем молятся

Считается, что Толгская икона в 1553 г. избавила от жестоких мучений самого Ивана Грозного, у которого болели ноги. В благодарность за это царь велел построить в местном монастыре каменный собор.

Само появление иконы было сопряжено с чудом. Местный епископ Прохор возвращался домой, остановился на ночлег у берега Волги, где в нее впадает река Толга. Ночью архиерея разбудил яркий свет. На другом берегу явился огненный столб, через реку оказался перекинут мост. По нему монах перебрался на другую сторону реки. В воздухе он увидел образ Пресвятой Девы. Он долго молился, а когда пошел назад, по забывчивости оставил свой архиерейский жезл.

На другой день святитель отправил на другую сторону людей, чтобы отыскали пропажу. Вернувшись, слуги сообщили, что в лесу видели икону. Когда епископ прибыл на место, то велел расчистить лес и основать тут церковь, которую возвели в тот же день, освятив как Введенскую. Многие, кто присутствовал на освящении, исцелились от физических недугов. Это сподвигло святителя основать мужскую обитель. С тех пор чудеса совершались регулярно.

  • Однажды на утрене во время песни «Величит душа моя Господа» святой лик начал источать благоуханное мир. После окончания службы стали творить молитву иконе Толгская, и мироточение продолжилось. Все, кого помазывали чудесным маслом от образа, становились здоровы.
  • Некий боярин был послан в Ярославль на службу. Ехал он с женой и единственным ребенком - сыном 4-х лет. По дороге малыш заболел и умер. Было решено похоронить его в Толгском монастыре. Горю родителей не было предела. Помолившись перед ликом Божией Матери, они ушли готовить церемонию погребения. Тело было оставлено в храме на целый день.

Когда вечером начали служить отпевание, ребенок вскрикнул и поднялся. Мальчик, по молитвам Богородицы, оказался жив и здоров.

Образ и сегодня считается чудотворным. У каждого бывают ситуации, когда кажется, что выхода нет. Тогда верующие могут обратиться к Богу, святым, Богородице.

О чем молятся Толгской иконе современные жители России, которые приезжают к ней со всей страны? Известны случаи избавления от алкогольной зависимости, исцеления болезней желудка, помогает Царица Небесная и в разных житейских делах. Всегда она помолится о тех, кто сошел с правильного пути христианской веры и предался грехам, в ком ослабело упование на Господа.

Толгская икона божьей матери - в чем помогает, молитва, о чем молятся was last modified: Октябрь 10th, 2017 by Bogolub

Икона Божьей Матери, именуемой “Толгская”.

Толгская икона Божией Матери.

Явление Толгской иконы Божией Матери произошло в 1314 году во время княжения в Ярославле святого благоверного князя Давида Федоровича. Епископ Ростовский и Ярославский Прохор, в схиме Трифон, возвращался из Белозерских краев по Волге в свой кафедральный город. В семи верстах от Ярославля, в том месте, где в Волгу впадает река Толга, владыка и его спутники вынуждены были остановиться для ночевки. Глубокой ночью святитель увидел высокий огненный столп на другом берегу реки, где в те времена стоял дремучий бор, и ведущий к нему световой мост, образованный его отражением. Помолившись, епископ добрался по мосту до другого берега и увидел стоящую в столпе на недосягаемой высоте икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. После усердной молитвы владыка таким же чудесным образом вернулся на место ночлега, забыв свой епископский жезл. Утром святитель обнаружил пропажу и вместе со своими спутниками вновь переправился на другой берег. Жезл был обнаружен рядом с чудотворной иконой, которая теперь стояла в лесу на земле между деревьями. В честь явленного образа владыка и его служители в тот же день выстроили на месте явления Богоматери деревянный храм. Им помогли и прослышавшие о чуде жители Ярославля, которые толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что, как говорит предание, к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда же при церкви учредили и мужской монастырь, который впоследствии получил название Толгский.

Благодать, источаемая чудотворной иконой, собрала в обитель множество иноков, так что к концу XIV века это уже был монастырь общерусского значения.

В 1393 году совершилось чудо истечения мира от образа Богоматери. За утренним богослужением 16 сентября, когда священник возгласил за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», из правой руки Богородицы истекло миро, наполнившее церковь благоуханием. Увидев чудо, братия начали совершать благодарственный молебен Богородице, и когда запели: «Владычице, приими молитвы раб Твоих», из левой ноги Богомладенца также истекло миро. Все болящие окрестных городов и сел, которые в те дни помазались этим миром, получили исцеление, и с того дня икона почитается мироточивою.

В первом же столетии произошли еще два поразительных чуда, связанных с Толгской иконой Божией Матери. Это воскресение усопшего четырехлетнего сына некоего боярина, который ожил во время своего отпевания в Толгском монастыре, и чудо спасения явленной иконы во время пожара, когда все деревянные постройки обители сгорели. Тогда икону обрели невредимой, стоящей в ветвях одного из монастырских кедров.

В 1553 году царь Иоанн Грозный посетил Толгу и получил чудесное исцеление от мучивших его болей в ногах («Пришедшу же тому великому монарху не о себе, но носиму на креслах»). В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена, например, когда спасла ярославские земли от долговременного бездождия. После крестного хода с иконой в ярославский Успенский собор, на землю пролился обильный плодотворный дождь, продолжавшийся в течение трех дней. В 1878 году составитель известного акафиста Толгской иконе Божией Матери А.Ф. Ковалевский, находившийся при смерти, был чудесно исцелен от присланного ему списка Толгской иконы.

Почитание чудотворного образа до революции способствовало возникновению благочестивого обычая, о котором можно прочесть в старых путеводителях по Волге: каждый проплывавший по главному водному пути России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники имели возможность присутствовать на молебне у Толгской иконы Божией Матери.

В середине 1920-х годов, когда мужская обитель на Толге была закрыта, чудотворная икона вошла в собрание Ярославского художественного музея. В настоящее время прославленная святыня вновь пребывает на своем исконном историческом месте - в Введенском соборе Толгского женского монастыря.

Празднование иконе было установлено самим святителем Прохором 8/21 августа, в день явления ему чудотворного образа Пресвятой Богородицы.

Молитвы перед иконой Божьей Матери, именуемой “Толгская”.

Тропарь Божьей Матери перед Ея иконой, именуемой “Толгская”.

Чудное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево, с верою взирающим бывает известное чаяние спасения, столпом бо огненным являющи предстательство, неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление, имже страну Российскую от всяких бед избави, молимся, да радостными усты вопием Ти вси: радуйся, Предводительнице вечнаго блаженства.

Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Толгская, глас 8

Странное и богоприятное светоноснаго зрака Твоего явление, Пречистая Дево, с верою взирающим бывает известное чаяние спасения, столпом бо огненным являющи предстательство, неусыпное и теплое за ны к Богу возсылаеши моление, имже от всяких бед избави, молимся, да радостными усты вопием Ти вси: радуйся, Ходатаице вечнаго блаженства.

Акафист Пресвятей Богородице в честь иконы Ея, Толгская Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской

Другие иконы:

Икона преподобной Мелании Римляныне

Икона Божьей Матери именуемой Млекопитательница

Икона Божьей Матери Неупиваемая Чаша

Икона преподобному Иову Игумену и чудотворцу Почаевскому

Жировицкая икона Божией Матери

Икона Святого Артемия, Веркольского чудотворца

Икона Святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня

Икона Божией Матери Оковецкая Ржевская

Икона блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Икона Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец

Икона преподобному Нилу Сорскому

Икона святому Роману Сладкопевцу

Икона Архангелу Гавриилу

Икона Ангелу Хранителю

Православные информеры для сайтов и блогов Все иконы к Пресвятой Богородице и святым.

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой “Толгская”.

Икона Божией Матери “Толгская”

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы, именуемой “Толгская”

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною рукою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред лицем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко живей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная, Пречистая Госпоже Владычице, Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе ныне приносимыя от нас, недостойных рабов Твоих, к цельбоносному образу Твоему со умилением притекающих, яко Тебе Самей ту сущей, и слышащей моления наша, и подающей с верою просящим по коемуждо прошению исполнение. Скорбящим бо скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши и гибнущия спасаеши, грешных кающихся прощаеши, прокаженных очищаеши, малых детей милуеши, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти врачуеши Ты, Госпоже Владычице Богородице: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице Дево Марие! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, Егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающе, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся Российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.

Толгская икона Божией Матери

Святой образ Богоматери знаменит своим загадочным появлением и чудотворным воздействием. Большинство православных христиан направляются к Толгской иконе за духовным и телесным исцелением.

Чудотворное влияние Толгской иконы Богородицы постоянно собирает подле себя огромное количество паломников, с разных уголков России. Народной памяти известны случая чудесного исцеления и явления благодатной помощи к страждущим и молящим. По преданию даже сам Иван Грозный, страдающий постоянными болями в ногах, уповал в молитвах к Толгской Божией Матери, прося об исцелении. Лишь горячие молитвенные просьбы поставили царя Руси на ноги, а образ Богоматери явил себя миру, как чудотворный.

История иконы

Икона Богоматери явила себя миру в 1314 году, попав в руки священнослужителя Прохора. В середине ночи, епископа разбудил яркий божественный свет, проникающий в его палатку с улицы. Отправившись утолить любопытство, Прохор узрел пылающие свечение, исходящее с неба. Чудо произошло на участке, где река Толга втекает в Волгу. Свет манил священнослужителя, приблизившись, увидел тот, как в воздухе витал образ Пречистой Девы с младенцем-спасителем на руках. Старец поспешил сообщить об увиденном своим попутчикам.

Спутники вместе с Прохором вернулись на чудесное место. Только вот огненного столба не было, на его месте мирно лежала икона. Епископ не мог поверить, утверждая, что именно такой лик, явивший себя на иконе, он и видел в воздухе несколько часов назад. Было принято решение о возведении храма в честь Богородицы. Церковь была построена ровно за один день, в строительстве помогали все местные жители. Вскоре на этом месте была выстроена монастырская лавра, а Толгская, или иначе называемая Толганская икона стала известна многочисленными исцелениями.

Где находится икона

Монастырь на реке Толга был подвергнут нападкам со стороны властей в 1926 году. Безверники осквернили храм Божий, разместив в священном месте колонию для малолетних преступников. Православные люди успели спасти божественный лик, спрятав его в Ярославском художественном музее.

Монастырство восстановили лишь в 2003 году, когда прошел период гонения вероисповедания. В этот же год чудотворный лик Божией Матери вернули обратно в обитель. Помимо основной иконы, которая на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее, существуют не менее известные списки в Высоко-Петровском Московском монастыре и Нежиинской Свято-Введенской женской обители города Нежин.

Описание Толганской иконы

Богородица изображена слегка наклонившей голову к младенцу Иисусу, который с выражением любви, почитания и незащищенности соприкасается с ликом Матери. Тип иконописи данного образа - «Умиление», выражающий собой скорбь и некоторую схожесть с Владимирской иконой Богоматери.

На Толганской иконе чувствует сила духа, не сравнимая в эмоциональном плане ни с чем другим. Святость лика оказывает влияние даже на самого строгого и охладевшего к Богу человека. Живописный образ рук Богородицы и Богомладенца, выражен как лишенный слов диалог, таинство которого раскрывается лишь при долгом и глубокомысленном лицезрении. Правая кисть Девы Марии, обращена открытой ладонью к Сыну, который обнимает и охватывает шею Матери.

Икона отражает собой безграничную любовь Сына к Матери и ко всем людям, наполняющих Землю. Со времен чудесного появления лика Пречистой Девы, люди не перестают уповать в молитвах к Богородице, моля о мире, единстве и благословении Божьем.

В чем помогает Толгский образ Богородицы

Икона повсеместно известна своими чудодейственными явлениями, которые избавляют людей от гнета страданий. Богородице молятся для помощи в избавлении от душевных и телесных болезней. Но это далеко не все. Толганская Икона Божией Матери поможет:

  • в любых делах, требующем божественной поддержки и покровительства;
  • в моменты послабления веры. Богородица укрепит дух, придав силы, чтобы справится с безверьем;
  • в борьбе с тяжелыми недугами ваших близких и родных;
  • в защите дома и семьи. Заступничество Божией Матери укроет ваше личное благополучие незримой пеленой любви и сострадания;
  • в учении и следовании слова Божьего.

Иконе известны многочисленные молитвы об исцелении. Любые недуги истребляет чудотворный образ, вплоть до пьянства, смертельных болезней или слабоумия. На лике Богородице можно встретить не одну сотню медальонов, цепочек и крестиков - все это благодарение от людей, чьи просьбы были услышаны.

Молитва пред иконой Божией Матери

Молитв к Богородице - бесчисленное множество. Вы можете просить как для себя, так и для близких людей. Своими словами или установленными молитвами. Но каждую исповедь, следует начинать с конкретной молитвы, обращенной к тому или иному образу Божией Матери. Священный текст для прочтения подле Толганской иконы Богоматери следующий:

«Прими, Благословенная Приснодева Владычица Царствия Небесного, молельни наши. В слезах и страдании на заступничество Твое уповаем. Всякий из нас скверный раб Божий, без исключения. К лику Твоему с умилением припадаю, услышь молитвы мои и подай каждому, с верой просящим, прощения и исполнения просьб заветных. Облегчи скорбь скорбящим, а страждущим даруй исцеление. Обиженным помоги простить обидчиков, а забвенным - избавление от влияния дьявольского. Грешников, кающихся, прости, и гибнувших верни к жизни светлой, младенцев освободи от темноты и всяких страстей гнусных. Ты, Великая Господа, если все это возможно, умоли Сына Своего молитвами своими о нашем прощении. Не перестань молиться за души наши, почитающие Тебя и поклоняющихся лику Твоему. Во веки веков. Аминь.»

День почитания иконы приходиться на 28 августа и отмечается единожды. Усердие и крепкая вера помогут вам встать на путь искупления. Пречистая Дева окажет поддержку по силе веры вашей и не оставит в минуты грести и страдания каждую молящуюся душу. Молитвы пред образом Богородицы помогут окрепнуть духом, исцелиться от любых недугов и обрести мощное заступничество от деяний злых. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Толгская икона Божией Матери - почитаемая в Русской православной церкви икона Богородицы. Известна по трём спискам конца XIII - начала XIV веков, один из которых предание называет «явленным» в1314 году ростовскому епископу Прохору и он почитается как чудотворный. Толгская икона относится к иконописному типу Елеуса. Список последней четверти XIII века хранится в Государственной Третьяковской галерее, а «явленная» икона находится в Толгском монастыре.

Просмотреть на карте большего размера

Толгская икона почитается как покровительница Ярославской земли. Празднование в честь иконы совершается 21 августа по н.с.

Большая икона Толгской Богоматери

Древнейшая из известных икон Толгской Богоматери получила название Большой (Тронной) или Толгская I. Её написание относят к последней четверти XIII века. Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы перидадученто, а В. И. Антонова грузинской школе. Обе эти версии не находят поддержки. В пользуярославского происхождения иконы свидетельствует широкое использование орнаментальных украшений и написание её на липовой доске, что говорит против её южного происхождения. Иконография Толгской тронной иконы происходит из византийской живописи позднего XII-XIII веков. Ряд иконографических деталей в лике Иисуса Христа (рисунок бровей, носа, широко раскрытых глаз, рта, форма лба, округлый подбородок, разделение прядей волос) повторяют лик Еммануила на другой ярославской иконе - «Оранта Великая Панагия» (первая треть XIII века). В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в монастырском соборе на горнее место, как и «Оранта Великая Панагия» в княжеском Успенском соборе Ярославля.

Иконография

Икона написана на липовой доске размером 140 на 92 см. Дева Мария на ней изображена в полный рост, сидящей на троне. Богомладенец стоит на её левом колене, охватывает её шею и прижимается к её щеке, а Богородица слегка поддерживает его обеими руками. Мария одета в синий хитон и коричневый мафорий с широкими складками. Мафорий имеет серебряную кайму богато украшенную жемчужным орнаментом. В качестве знака приснодевства Марии на мафории помещено изображение квадрифолио. Младенец Иисус изображён в розово-красном гиматии и синем хитоне. По сторонам трона в воздухе парят архангелы Гавриил иМихаил. Трон, на котором сидит Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами, украшенную охряным растительным орнаментом. Лики Марии и Иисуса написаны охрой по тёмному санкирю, на щёки нанесены подрумяна, лик Иисуса написан светлей, чем лик Богородицы. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал икону: В толгской иконе мы имеем усложненный тип Умиления, отличающийся особой непосредственностью выражения. Это, пожалуй, одна из самых эмоциональных русских икон XIII века. Хотя ей недостает тонкого аристократизма, зато она подкупает душевной теплотой.

«Явленная» икона Толгской Богоматери

Данный список Толгской иконы называют «явленным» или «Толгская II». Его почитают чудотворным. Сказание о её чудесном обретении написано в XVI веке на основе местных преданий. Икона хранилась в Толгском монастыре, построенном на месте её обретения. В 1920-е годы она была изъята и находилась в собрании Ярославского художественного музея. В 2003 году икона была возвращена в монастырь.

Предание

Церковное предание связывает с его появлением следующую историю. В 1314 году Прохор, епископ Ростовский и Ярославский, возвращаясь из Кирилло-Белозерского монастыря в Ярославль, остановился на ночлег на берегуВолги в шести верстах от города в месте впадения в неё речки Толга. Ночью Прохор увидел на противоположенном берегу столб света и чудесно возникший мост через Волгу, ведущий к нему. Он взял свой посох и пошел к явившемся видению.

Достигнув противоположного берега, епископ увидел образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; образ не стоял на дереве, а чудесно держался на воздухе на высоте пяти локтей, так что с земли его нельзя было достать руками. Епископ, поклоняясь иконе Богородицы, воссылал Владычице мира тёплые молитвы, соединённые со слезами; после довольно продолжительной молитвы он возвратился обратно, забыв на этом месте свой посох. - Димитрий Ростовский. Жития святых 8 августа

На утро слуги епископа не смогли найти его посох и Прохор рассказал им о ночном видении. Он приказал им ехать на другой берег и привезти посох. Слуги выполнили поручение и нашли на противоположенном берегу в указанном епископе месте его посох и икону Богородицы, стоящую на земле. После этого Прохор со свитой направился туда и приказал расчистить место для постройки деревянной церкви, которую с помощью горожан, прибывших туда после известия о чудесном явлении иконы Богородицы, возвели в тот же день. Прохор освятил церковь в честь праздника Введения Пресвятой Богородицы во Храм и основал при ней монастырь, получивший название Толгского Введенского. День обретения иконы - 8 августа, стал днём празднования в её часть. Предания приписывают явленной Толгской иконе следующие чудеса: 16 сентября 1392 года - мироточение образа во время утрени; воскрешение мёртвого ребёнка, привезённого в монастырь для погребения, по молитве его родителей перед иконой; конец XIV - начало XV веков - чудесное сохранение иконы при пожаре, уничтожившем церковь. Икону нашли невредимой в роще у монастыря; 1553 год - исцеление от болезни ног царя Ивана Грозного. В благодарность по указанию царя в Толгском монастыре возвели каменный собор; 1766 год - спасение Ярославля от засухи.

Иконография

Икона написана на доске размером 61 на 48 см. По мнению В. Н. Лазарева данная икона представляет собой сокращённый список Тронной Толгской иконы. Богородица изображена погрудно, а Иисус сидящим, а не стоящим. Изменено положение рук Девы Марии, для них заимствован прототип с Владимирской иконы Богоматери. В колорите иконы преобладают темные краски - красно-коричневая, чёрно-зелёная, изумрудно-зелёная, охра, умело сопоставленные с цветом серебряного фона. Вохрение лиц выполнено в несколько слоев золотистой и розовато-коричневой охрой по тёмному умбристому санкирю. Освещенные части ликов моделированы белилами с небольшой примесью охры и чистым белым цветом. С большой свободой написан лик младенца, высветленные части которого художник отметил уверенными мазками белой краски Для предания лицу Богородицы скорбного выражения художник особо выделил её глаза: зрачки изображены крупными и миндалевидными, брови и веки обведены белыми мазками, а край зрачков подчёркнут белыми бликами. Все это контрастно выделило тёмные глазницы на лице Богоматери.

Толгская III

Около 1327 года с явленной Толгской иконы был сделан список, получивший название Толгская III. Икона хранилась в Толгском монастыре, а затем поступила в собрание Русского музея (Санкт-Петербург). Он выполнен не столь эмоциональным, как явленная икона и в ряде деталей он имеет сходство с Большой Толгской иконой. Богомладенец изображён сидящим на левой руке Богородицы, его лицу, как и на Толгской тронной иконе, приданы черты лика Еммануила на иконе «Оранта Великая Панагия» (Ярославль, первая треть XIII века). Гиматий Иисуса оранжево-розовый, хитон тёмно-синий. Складки гиматия повторяют рисунок Толгской тронной иконы. Оживки на Толгской III выполнены в той же манере что на двух других списках.

Жизнь людей полна бед и их проявлением не редко становятся недуги, перерастающие в болезнь. Разом с медициной человек искренне ищет исцеления и подле икон. Одним из таких чудотворных ликов является и Толгская икона Божией Матери.

Богоматерь знала, что такое земные нужды, знала, какова она, жизнь людская. Она не могла оставить без защиты нуждающихся, поэтому Ее образ всегда воплощался в виде спасительницы. В православной церкви также существует день, когда отмечается праздник иконы Толгской Богоматери – это 21 августа.

История иконы

Эта история началась с похода епископа Прохора к славному городу Ярославль. Народ отметил 1314 год, на дворе жаркое лето достигало своего финального конца – август, именно тогда, по преданию странцев, ростовский епископ обходил порученные ему края Белозерских пределов, приняв решение спуститься по рекам Шексне и Волга, дабы достичь обозначенного города.

Он шел на протяжении целого дня и лишь наступление сумерок заставило Прохора остановиться за 7 верст до желаемого места – Ярославля. Ночь не сулила ничего хорошего, поэтому безопасней всего было переждать темное время суток на правом берегу реки Волга, где в нее втекала Толга.

Не зря в сказках большинство чудес происходит в полночь. Именно с приходом двенадцати часов место, где ночевал епископ осветило сильнейшее свечение, которое исходило из огня. Свет, доносясь с другого берега, озарил огненный мост, коего ранее не было. Вскоре он стал путем, по которому Прохор прошел к Деве Марии с Младенцем. Путник пал на колени, молясь до восхода солнца, а после обнаружил свой жезл около столба, извергаемого ночью огнем. Утром слуги нашли возле зарослей не только жезл, но и икону Пресвятой Богородицы.

На месте, где был отыскан Божий подарок, вскоре вырос Толгский монастырь, а все работники после стройки были бодры, исцелены силой Пресвятой.

Значение Толгской иконы

Толгская икона является одной из древнейших икон Божьей Матери, а древнейшая икона Богородицы Толгская даже получила отдельной название – Большая или Тронная, исходя из того, что Дева Мария изображена сидящей на троне. Младенец обнимает Мать за шею, стоя на левом колене. Такая поза носит не малое значение. Материнская любовь, нежность, которая витает вокруг них – дает надежду каждому, кто опустил руки, поникший и нуждается в поддержке.

В чем помогает Толгская икона Божией Матери

Исцеляющими силами известная Толгская икона Божией Матери, которая помогает больным. Ее светлый лик помогает обездоленным, избавляет верующих от алкогольной зависимости, наркомании, курения, способствует исцелению. Уже на протяжении семи веков Святая Дева своим чистым сердцем и верой сохраняет человеческие души от безбожия и болезней. Икона Толгской Богоматери защищает во время голода, поддерживает пары, желающие завести ребенка, а также благоприятствует и способствует вступлению в брак.

В истории даже известны случаи, когда мертвый ребенок оживал, а люди спасались от голода в 18 веке, когда была сильнейшая засуха – эти чудеса приписывают Толгской иконе.

Акафист и молитва иконе

Акафистом называется специальная форма текста для богослужения, особенностью которого является относительно молодая история. Они сформировались уже после главных храмовых богослужений, а потому служат для христиан в роли части домашней молитвы. Дома рекомендуется читать акафисты без спешки и суеты, вникая в произносимое и концентрируясь. Акафист Толгской иконе Божией Матери читается стоя и требует внимательности, не только по тексту, но и в мыслях.

Как правило, чудеса случаются не только от созерцания на образ Богоматери. Молитва Толгской иконе Божией Матери немаловажна. Она то и несет в себе большую часть той силы, коей обладает икона, поэтому молиться Толгской Богоматери нужно проговаривая искренне:

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, выше Херувимов и Серафимов и святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси, и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в странствии сем земном многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова Божьего.

Спаси и защити нас, Владычице, от огненных стрел лукавого врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да, очистившись от скверны греховной, возможем принести Творцу благоугодные Ему плоды добрых дел и сподобимся мирной христианской кончины и ответа правого на страшном и нелицеприятном Суде Его. Ей, Госпожа Всемилостивая!

В час грозный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступничество, поспеши тогда на помощь к нам, беспомощным, и державною рукою Твоею освободи нас от власти лютого миродержавца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничто не остановит ходатайство Твое, только восхищение. Также, на святый образ Твой умиленно взирая и пред ним, яко живей Ты сущей с нами, покланяющимися, с упованием благим сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Богу молитвенно предаем и Тебя величаем с родившмся от Тебя Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, Ему же, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.