Когда построили христа спасителя. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

Храм Христа Спасителя в Москве - кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».


Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён - 26 мая 1883 года.


5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.


Храм Христа Спасителя в Москве - крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.


В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:
- "верхний храм" - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
- "нижний храм" - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.


25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:
”Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков”
- Александр I


После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.


В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив. По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Проект А. Витберга


###Страница 2

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).


По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.


Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.


Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения - в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей. Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Аналогичные храмы соорудили в Новочеркасске, Баку и ряде других городов. В бывшей казачьей столице Новочеркасске он стоит по сей день.


26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве , совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.


Архитектурно-художественное достоинство Храма Христа Спасителя ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.


Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

###Страница 3

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном. В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.


В Храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма - Рождество Христово - до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.


Последним ключарём храма был священномученик Александр Хотовицкий (август 1917-1922).


С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода - вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем Храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Духовным символом России, воплощающим память о героизме и мужестве русского народа, стал Храм Христа Спасителя в Москве. Его создали, чтобы поблагодарить Всевышнего за поддержку в грозные часы лихолетья.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 сентября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Храм Христа Спасителя был построен Москве в память о самоотверженности, которую жители России продемонстрировали в ходе Отечественной войны 1812-13 гг. Первым высказал идею армейский генерал Михаил Кикин. Императору Александру I пришлась по душе мысль о создании необычного мемориала. План строительства храма был также поддержан широкими массами общественности из разных сословий.

В декабре 1812 г вышел императорский манифест. В нем был представлен проект возведения собора, который должен был напоминать россиянам об одержанной победе, увековечить память погибших героев, служить изъявлением благодарности Спасителю за его покровительство. Первоначально разработкой плана строительства занимался известный архитектор Александр Витберг. В октябре 1817 г. в торжественной обстановке на Воробьевых горах было заложено основание церкви. Предполагалось условно разделить внутреннее пространство храма на 3 части:

  • Воплощение
  • Преображение
  • Воскресение

Подземная крипта должна была превратиться в некрополь для останков павших героев. Однако расчеты оказались неверными и под заложенным фундаментом почва начала оседать. Николай I, сменивший на престоле своего венценосного брата, отстранил Витберга от руководства строительством. В должность главного архитектора был произведен Константин Тон.

Он занялся разработкой нового проекта для осуществления, которого выбрал участок в непосредственной близости от Кремля. Ранее эта территория принадлежала Алексеевскому женскому монастырю. Обитель было решено снести. Монахинь возмутило подобное действие властей. Одна из насельниц изрекла пророчество о том, что храм просуществует не более полувека.

Закладка церкви на новом месте состоялась в сентябре 1839 г. Сооружение и отделка здания заняли больше 20 лет. Сам храм был завершен в 1860 г., но роспись потолка и стен, а также обустройство прилегающей территории и набережной продолжались в последующие годы.

В 1880 г в собор перенесли архиепископскую кафедру, и он получил право именоваться Кафедральным. В праздник Вознесения Господня. 26 мая 1883 г храм торжественно освятили. Это событие совпало с коронацией нового российского самодержца Александра III. Несколько позже в июне и июле освятили приделы, посвященные св. Николаю Чудотворцу и св.Александру Невскому.

Храм Христа Спасителя начал полноценную работу. В нем регулярно совершались богослужения и праздничные литургии. В церковном хоре пели прославленные басы архидиякон Константин Розов и певец Федор Шаляпин. Священнослужители храма проводили широкую благотворительную деятельность. Собранные прихожанами средства направлялись в помощь нуждающимся. В честь 100-летнего юбилея победы над армией Наполеона рядом с храмом был воздвигнут монумент, изображающий императора Александра III.

Архитектура и убранство

Внутреннее пространство собора представляет по форме крест с равными сторонами. Храм поражает своей грандиозностью и величием:

  • Высота (общая)- 103 м
  • Высота купола с крестом -35 м
  • Ширина — 85 м
  • Толщина стен-до 3,2 м

Он способен одновременно вместить 10 тыс.чел и является крупнейшим православным собором, относящимся к Русской Церкви. Внутрь храма ведут 12 дверей, сделанных из бронзы. Для их декора были специально отлиты изображения святых. В качестве моделей использовались эскизы Ф.П.Толстого.

Внешняя сторона стен была украшена горельефами из мрамора, расположенными в два ряда. Над их созданием трудились признанные мастера-скульпторы:

  • Клодт
  • Логиновский
  • Рамазанов

Роспись покрывает площадь стен в 22 тыс.кв. м, в т.ч. 9 тыс.кв. м с золочением сусальным золотом.

Современное здание

Современное сооружение выполнено согласно традициям византийско-русского стиля. Состоит из 2 частей:

  1. Верхняя — храм Христа Спасителя с тремя престолами (Рождества Христова, Александра Невского, Николая Чудотворца).
  2. Нижняя — Преображенская церковь с тремя алтарями (Преображение Господне, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия).

Освещение состоялось в 2000 и 1996 годах, соответственно.

Соборная конструкция воссоздавалась по старинным чертежам, рисункам, фотографиям. Она максимально приближена к оригиналу. Нововведением стала т.называемая стилобатная часть, заменившая холм в основании. Она вмещает Преображенскую церковь, залы Церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезную, различные служебные помещения. Для сообщения с верхней надземной частью оборудованы лифты. Подъезд транспорта осуществляется через пандус. Для размещения транспортных средств обустроена подземная парковка (305 мест).

Трапезные собора включают 5 больших залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал), рассчитанных на прием 1,5 тыс. чел одновременно. Помимо прямого назначения, в них организуют бесплатные обеды для паломников, проводят выставки и другие общественные мероприятия. Оформление залов выполнено в старославянском стиле с использованием резьбы и лепки.

Музейная экспозиция, рассказывающая о прошлом и настоящем Кафедрального собора, содержит св.500 экспонатов, в их числе уникальные реликвии и артефакты. Помимо прочего, вниманию публики представлены документы, описывающие уничтожение аутентичного храма, фотографии, демонстрирующие его поэтапное воссоздание.

В храме главный иконостас представляет собой 8-угольную часовню, сложенную из белоснежного мрамора. Для инкрустации и декора использовались цветные разновидности камня. Верхнюю часть венчает шатрообразный позолоченный купол. Он состоит из 4 ярусов, в которых размещаются иконы.

В качестве отделочного материала были задействованы финский гранит красного цвета и челябинский мрамор. По периметру галереи закреплены доски с именами военнослужащих, отличившихся в боях за отчизну и полным перечнем воинских сражений, в которых принимала участие российская армия. Для внутреннего декора использовался итальянский мрамор, шокшкинский кварцит розового цвета (порфир), лабрадор.

Росписи на стенах изображают образы почитаемых в православии русских святых, а также божественные благодеяния, ниспосланные на землю российскую по молитвам верующих. В первозданном виде рисунки создавались известными художниками – В. Суриковым, И.Крамским, В.Верещагиным, А. Корзухиным, Ф. Бруни, Т.Неффом. В наше время над восстановлением фресок работал коллектив, возглавляемый З. Церетели.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К.Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Храм в наши дни

Величественный собор с момента своего возрождения стал одной из главных достопримечательностей российской столицы. Его посещение входит во многие экскурсионные программы для туристов.

Храм стал местом проведения важных мероприятий в истории Русской Православной Церкви:

  • Архиерейского Собора (2004 г.)
  • Подписания акта о взаимодействии РПЦ Московского Патриархата и РПЦ зарубежом (2007 г.)
  • Отпевания Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (2009 г.)
  • Интронизации Патриарха Кирилла

2012 год был отмечен торжествами по поводу 200-летия победы в Отечественной войне. В Соборном Зале проходят не только религиозные, но и культурные мероприятия – концерты симфонической и духовной музыки, фестивали, конференции. Плановый расчет помещения -1 250 мест. Узнать новости из жизни собора, ознакомиться с графиком служб и временем для посещений можно на официальном сайте.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник , посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года нового храма.

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ровно 80 лет назад — 5 декабря 1931 года — в Москве прогремел взрыв, уничтоживший одно из самых знаковых и красивых сооружений столицы — Храм Христа Спасителя. В этот день столица более чем на шесть десятков лет лишилась одной из своих главных достопримечательностей, которая наряду с Кремлем, Собором Василия Блаженного и Александровским садом, занимала совершенно особое место в истории Москвы.


Шалаев Алексей. Храм Христа Спасителя. 2005

Храм Христа Спасителя — сооружение, история которого поистине уникальна, наполнена драматическими событиями и является важной и значимой страницей летописи самой столицы.

В целом историю главного православного храма России можно разделить на три этапа: строительство (середина 19 века), разрушение (с 1931 по 1994 годы) и восстановление (с 1994 года).

Возведение Храма

Идея о строительстве крупного храма на территории Москвы возникла у императора Александра Первого сразу после того, как последний солдат французской армии Наполеона Бонапарта покинул Россию в 1812 году.

Отмечать победу в войне возведением церквей и соборов, было принято в нашей стране всегда. Например, Ярослав Мудрый построил Софию Киевскую сразу после победы над печенегами, множество соборов было построено после победы над полчищами Мамая на Куликовском поле, собор Покрова на рву (сейчас известный, как храм Василия Блаженного) был возведен Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством, а собор во имя Казанской иконы Божией Матери напоминает об изгнании польско-литовских захватчиков из Москвы в 17 веке.



Собор Василия Блаженного

Поэтому, подписывая манифест 25 декабря 1812 года, в котором было сказано: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время», — Александр Первый продолжал древние традиции российских самодержцев.

Впрочем, до того момента, как идея императора стала явью, прошло еще немало лет и достраивать Храм пришлось брату Александра Первого — Николаю Первому, затем его сыну Александру Второму, а освящение собора состоялось лишь при внуке победителя Наполеона — Александре Третьем.

Первоначальный проект возведения Храма был утвержден в 1814 году, а первый камень собора заложен в 1817 году. Интересно, что в первом конкурсе на проект собора принимали участие такие известные архитекторы той эпохи, как Д. Кваренги, А. Мельников, А. Воронихин, А. Витберг, В. Стасов. А государь из более чем 20 вариантов выбрал проект никому неизвестного, 28-летнего Карла Магнуса Витберга, который даже не был архитектором, а работал художником, был масоном и притом лютеранином. Ради победы в конкурсе Витберг принял православие, а его оригинальный проект значительно отличался от окончательного варианта строительства.

Молодой художник спроектировал масштабнейшее сооружение, тройственность которого должна была символизировать единство Отца, Сына и Святого духа.

Предполагалось, что Храм будет иметь подземную часть в виде параллелепипеда, наземную крестообразную часть и круглую верхнюю. Предполагалось также увековечить имена всех солдат, погибших в Отечественную Войну 1812 года, установить две триумфальные колоны, материалом для создания которых должны были стать переплавленные пушки французской армии. Храм должен был стать самым высоким зданием в мире на тот момент — высота собора согласно проекту Витберга должна была составить 237 метров, наземную часть планировалось окружить колоннадами, длина каждой из которых должна была составить 604 метра.

Кстати, в качестве места сооружения были выбраны Воробьевы горы, по словам Александра Первого — «корона Москвы», единственное место, где могло быть размещено, по идее Витберга, столь колоссальное сооружение.

Императору чрезвычайно понравился проект художника, на строительство было выделено более 16 миллионов рублей из государственной казны, кроме того, огромные средства были собраны в виде пожертвований.

Возведение Храма на Воробьевых горах началось 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французской армии из Москвы. Церемония закладки первого камня была проведена в присутствии царя, в обстановке очень торжественной и завершилась крестным ходом. Первые несколько лет строительство шло быстрыми темпами, на строительной площадке работали до 20 тысяч крепостных одновременно.

Однако Александр Первый все же совершил ошибку, доверив Карлу Магнусу Витбергу руководить строительством — художник был человеком честным, но слишком неопытным и доверчивым и выделенные из казны средства начали просто разворовываться подрядчиками.

В течение 7 лет не удалось завершить даже первую часть строительства, начались проблемы с оседанием почвы — Воробьевы горы оказались местом, хотя и красивым, но слишком ненадежным. В итоге после смерти Александра Первого, его брат, новый император Николай Второй был вынужден и вовсе остановить строительство, а Витберг был отдан под суд за растрату казенных средств.

Специально созданная Николаем Первым комиссия, в которую входили известные московские инженеры и специалисты по земляным работам, признала, что строительство Храма Христа Спасителя по проекту Витберга на склонах Воробьевых гор завершить невозможно. Инженеры предупреждали о том, что многочисленные ключи и песчаные почвы могут привести к осадкам фундамента и столь масштабное здание может в итоге разрушится.



Вид на Воробьевы горы с Лужнецкой набережной

Государь прислушался к единодушному мнению специалистов и был объявлен второй конкурс на новый проект Храма, а местом его нового строительства был выбран Алексеевский монастырь. Во втором конкурсе проектов возведения собора принимали участие архитекторы К. Тон, А. Татищев, Ф. Шестаков, А. Кутепов, И. Таманский. Победителем стал Константин Тон.

Нельзя не упомянуть, что проект Храма Христа Спасителя для Карла Магнуса Витберга стал и главным триумфом в жизни и главной трагедией — суд признал его виновным в растрате и выслал в Вятку, под надзор полиции. Вернувшись в Петербург в 1840 году, архитектор узнал, что его проект окончательно отвергнут и начато строительство собора по новому плану и на другом месте. После такого разочарования Витберг еще строил православные храмы в Тифлисе и Перми, однако умер в безвестности и нищете.

Интересно, что согласно проекту Витберга, в Храме должны были быть увековечены имена всех воинов, погибших в войне 1812 года, а в проекте Тона предусматривалось упоминание лишь имен офицеров, отличившихся в военных действиях.

Кстати, место для нового строительства Храма Христа Спасителя выбрал лично император Николай Первый — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1837 году государь учредил особую Комиссию по вопросам построения нового Храма. Находившиеся на выбранном императором месте Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, были разрушены, а сам монастырь переведен в Сокольники.

С разрушением Алексеевского монастыря, памятника 17 века, связана довольно мрачная легенда: одна из монахинь предсказала, что новый Храм, возведенный на руинах монастыря, не простоит и 50 лет. Забегая наперед, можно отметить, что пророчество сбылось — через 48 лет после освящения Храм был взорван.



Репродукция картины «Алексеевский монастырь у Пречистенских ворот» неизвестного художника

Торжественная закладка первого камня новой стройки состоялась в августе 1839 года, в годовщину Бородинского сражения, камень для закладки был перевезен с Воробьевых гор, на нем была установлена позолоченная табличка с именами всех членов комиссии, на церемонии присутствовали митрополит Филарет и император с великими князьями. Активное строительство началось 10 сентября 1839 года, в этот раз практически все средства выделялись лишь из казны, суммы пожертвований были совсем не так велики, как при начале первой стройки.

Храм Христа Спасителя строился 44 года и стоил государству свыше 15 миллионов рублей. Возведение свода большого купола было завершено в 1849 году, а строительные леса вокруг здания убраны только в 1860 году. Еще более 20 лет продолжались работы по внутренней отделке Храма: над росписью работали такие известные художники, как В. И. Суриков, В. П. Верещагин, И. Н. Крамской и другие художники из Императорской академии художеств. Украшение внешних стен храма горельефными изваяниями святых было доверено таким известным скульпторам как А. А. Иванов, А. В. Логановский и Н. А. Ромазанов.

В 1880 году храм получил официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, был составлен штат духовенства и причта, а также утверждена смета на содержание собора, которая составила 66850 рублей ежегодно. К 1881 году были полностью завершены работы по устройству набережной и площади вокруг Храма, окончена установка наружных фонарей.


Храм Христа Спасителя в 1881 году

26 мая, в День Вознесения Господня, в 1883 году прошла торжественная церемония освящения Храма, на которой присутствовал император Александр Третий с семьей. Освящение проводил митрополит Московский Иоанникий, присутствовал весь цвет российского духовенства, состоялось торжественное шествие и праздничный салют. Кстати, в этот же день, в Кремле, состоялась и коронация на Всероссийский Престол Императора Александра Третьего.


Внутреннее убранство Храма, конец 19 века

12 июня того же года состоялась церемония освящения придела во имя святого Николая Чудотворца, а 8 июля 1883 года был освящен и второй придел собора — во имя святого Александра Невского. С этого времени в Храме Христа Спасителя начались регулярные Богослужения.

Храм сразу стал важным центром религиозной и культурной жизни всей страны: именно в этом соборе впервые прозвучала «Увертюра 1812 года» Чайковского, которая была написана композитором в ознаменование победы России в Отечественной войне с Наполеоном, хор Храма, организованный в 1901 году, считался лучшим в стране, в нем звучали голоса Константина Розова и Федора Шаляпина.

В соборе была собрана богатейшая библиотека, регулярно проводились экскурсии и состоялись такие значимые для страны события, как 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года, в 1913 году прошло празднование 300-летие Дома Романовых, состоялось открытие памятников Александру Третьему и Николаю Васильевичу Гоголю.

А главный престольный праздник собора — Рождество Христово — до революции 1917 года отмечался православной Москвой как важнейший праздник Победы в войне 1812 года.



Храм Христа Спасителя, 1909 год

Именно в Храме, в тревожном 1917 году состоялось Поместное собрание, на котором впервые за последние 200 лет был избран Патриарх России — Святейший Патриарх Тихон, который ныне причислен Русской Православной Церковью к лику Святых.


Интерьер собора, 1902 год

С 1902 года в Храме действовали общеобразовательные курсы для рабочих, во время Первой мировой войны в соборе шел сбор пожертвований для российских воинов, беженцам и раненным.

В 1918 году полностью прекратилась государственная поддержка Храма, и в дальнейшем он существовал лишь на средства прихожан, решением патриарха Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, которое ставило своей целью сохранение православной святыни.

Разрушение

Братству не удалось отстоять Храм — в 1931 году, 13 июля, на заседании ВЦИК СССР, председателем которого был М. И. Калинин, было принято решение снести собор. Поводом для такого решения стало строительство колоссального памятника новой, советской России — Дворца Советов: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москва со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

План реконструкции Москвы был принят еще 2 июня 1931 года, так что на заседании состоялось лишь официальное утверждение решения, которое являлось вполне логичным продолжением антирелигиозной политики советского государства. В самом деле, массовое разрушение церквей, которое шло в те годы по всей стране, не могло не затронуть главный православный символ столицы — Храм Христа Спасителя.

Взрыв, разрушивший собор, прогремел 5 декабря 1931 года. Стены Храма, толщиной практически 3,2 метра, устояли после первого взрыва, так что подрывникам пришлось повторить свою работу.



5 декабря 1931 года, взрыв Храма

Взрывы были слышны за несколько кварталов от собора и по-настоящему потрясли москвичей, не только православных, но и просто считавших Храм важной частью истории белокаменной.

Поэт Николай Арнольд написал стих, который стал выражением мнения общественности по поводу разрушения Храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Только разборка обломков собора заняла практически полтора года. После того, как место было расчищено, начались работы по возведению Дворца Съездов, который должен был стать настоящим шедевром советской архитектуры.



Проект Дворца Съездов

Венчать гигантскую башню Дворца должна была, конечно же, статуя Ленина. Такое решение — строительство коммунистического «храма» на месте православного, было весьма символично, проект нового дворца утверждался лично Сталиным. Согласно проекту Б. М. Иофана, победившего в объявленном советским правительством конкурсе, здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире, главным административным сооружением СССР, центром так называемой «Новой Москвы».



Сравнение размеров взорванного Храма и запланированного Дворца Советов

Строительство Дворца Съездов было начато в 1937 году, рабочие успели вырыть огромный котлован, началось возведение фундамента, которое осложнялось сложным грунтом и плывунами. До 1941 года строительство фундамента было завершено, за проведение работ отвечал конструктор Николай Никитин, сделавший все необходимые расчеты.

Великая Отечественная Война помешала планам строительства Дворца Съездов, однако многие историки считают, что главной причиной заморозки проекта было решение Сталина отказаться от возведения новых символов власти и сохранить более традиционные ориентиры. Доказательством тому служит история Дома Советов в Ленинграде, построенном на Московском проспекте. В итоге в здании был открыт военный институт, а органы центральной власти остались в Смольном институте и Мариинском дворце.

Во время обороны Москвы металлические конструкции будущего Дворца Советов были переплавлены на противотанковые ежи и какие-либо работы по возведению здания были прекращены.

Официально власти заявили об отказе от строительства Дворца только в конце 1950-х годов, в 1957-1959 годах проводился конкурс проектов нового административного здания, местом для возведения которого были выбраны все те же Воробьевы горы. А на месте котлована, вырытого еще в 1937 году, в 1960 году появился бассейн «Москва», строительство которого проекту архитектора Дмитрия Чечулина началось в 1958 году.



Бассейн «Москва»

Православные жители столицы неоднократно высказывали недовольство строительством на месте святыни открытого бассейн, появилась даже поговорка: «Был храм, потом — хлам, а теперь — срам».



Бассейн «Москва» незадолго до сноса

Восстановление

Общественное движение за восстановление Храма Христа Спасителя начало действовать еще в конце 1980-х годов, после начала перестройки.

В феврале 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил восстановление святыни, а в годовщину разрушения Храма, 5 декабря 1990 года на месте будущей строительной площадки был установлен гранитный «Закладной» камень. Фонд, собиравший средства на сооружение собора был основан в 1992 году, согласно указу президента Бориса Ельцина «О создании фонда возрождения Москвы», в список объектов которого был внесен и Храм Христа Спасителя.

Уже в 1994 году было начато восстановление Храма. Интересно, что при строительстве был использован фундамент Дворца Советов, возведение которого стало формальным поводом для сноса собора. Главой Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

Первоначальный проект восстановления главного храма Москвы был составлен реставратором Алексеем Денисовым, однако, как это часто бывает в нашей стране и уже однажды происходило при возведении Храма в 19 веке, стройка была окружена слухами, обвинениями властей в коррупции, растрате пожертвованных на строительство средств и скандалами.

В итоге Денисов покинул проект и за руководство восстановлением Храма взялся известный скульптор Зураб Церетелли, который отступил от проекта, утвержденного московскими властями. В частности, были установлены не мраморные, а бронзовые горельефные композиции (оригиналы, оставшиеся от разрушенного Храма, сохранились в Донском монастыре), вместо золоченой кровли было установлено покрытие на основе нитрида титана.



Один из фрагментов разрушенного Храма, хранящихся в Донском монастыре

Появились в Храме Христа Спасителя и такие современные атрибуты, как подземная двухуровневая парковка, рассчитанная на 305 машиномест и автомойка.



Современный вид Храма Христа Спасителя

7 января 1996 года состоялась торжественная закладка последних кирпичей в стену главного входа собора, на которой присутствовали Патриарх Алексий Второй, Борис Ельцин и Юрий Лужков.

19 августа 1996 года, в большой православный праздник — день Преображения, Патриарх Алексий Второй совершил освящение нижнего Спас-Преображенского храма, его главного престола и состоялась первая литургия. После этого начались регулярные богослужения в Храме, внутренняя отделка которого была еще не завершена, службы проводились каждое воскресенье и по праздникам.

7 сентября 1997 году, во время празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения торжественных мероприятий, на площади перед собор прошел молебен, после чего патриарх освятил стены Храма.

В 1999 году завершилось возведение верхней части собора, и уже 19 августа того же года именно в Храме прошла канонизация царской семьи, расстрелянной большевиками в 1918 году. В свое время, в прежнем соборе Николай Второй вместе с семьей торжественно праздновал 300-летие Дома Романовых и именно в восстановленном Храме последний российский император был причислен к лику святых.

Художники под руководством Зураба Церетелли начали роспись собора в апреле 1999 года, и уже в декабре внутренняя отделка Храма была полностью завершена.



Интерьер Храма, 2009 год

С 31 декабря 1999 года Храм Христа Спасителя открыт для всех верующих и желающих воочию увидеть самый большой православный храм Русской церкви, способный вместить одновременно до 10 тысяч человек.

Только в 2010 году состоялась замена временно установленных перед освящением собора пластиковых медальонов в тимпанах кокошников на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин заметил, что в современных условиях, при нынешней экологии столицы белокаменные медальоны, в 19 веке созданные из особого, редкого мрамора, не смогут служить долго, так что принято решение установить бронзовые, что станет главным отличием восстановленного Храма от разрушенного предшественника.

Такие медальоны из бронзы и бронзовые же горельефы вместо мраморных полностью противоречат историческому проекту Константина Тона. Специалисты говорят о том, что восстановленный Храм стал не точной, а условной внешней копией разрушенного в 1931 году собора.



Бронзовые скульптуры Храма

В восстановленном Храме проводятся самые масштабные богослужения в стране, именно здесь отпевали Патриарха Алексия Второго, президента Бориса Ельцина, певицу Людмилу Зыкину, виолончелиста и дирижера Мстислава Ростроповича, балетмейстера Игоря Моисеева, актера Вячеслава Тихонова, советского и русского писателя Сергея Михалкова. В Храме Христа Спасителя был избран новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.


Пасхальное богослужение, 2011 год

В настоящее время Храм Христа Спасителя является собственностью Москвы, правительство города получает доход от эксплуатации отдельных коммерческих компонентов комплекса и распоряжается зданием. В 2004 году было объявлено о передаче собора в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви, также был создан Совет попечителей Храма Христа Спасителя.

Кроме того, собор имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси, в нем действует Музей, который принадлежит Музею истории города Москвы.

Анна Седых, рмнт.ру

Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.

Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.

По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».

После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Храм Христа Спасителя краткая информация.