Налоговая нагрузка оптовая торговля в году. Как рассчитать налоговую нагрузку

Расчет налоговой нагрузки в 2020 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Налоговая нагрузка - это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год - от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций - менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение . Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС .

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой? » сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.11.2019 составляет

Информацию по безопасной доле вычета по регионам — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.11.2019 составляет

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 . Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей () .
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей () .
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил
1 400 000 / 1 500 000 = 93,33% .
Это больше порогового значения 88,76% для Москвы (на 1 ноября 2019 г.) , а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш» .

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 168 600 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу :

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.