Кто такой гильгамеш и что он сделал. Значение слова гильгамеш

Смелый, бесстрашный полубог по имени Гильгамеш прославился благодаря собственным подвигам, любви к женщинам и умению дружить с мужчинами. Бунтарь и правитель шумеров дожил до 126 лет. Правда, о смерти храброго воина ничего неизвестно. Возможно, слава о его деяниях не приукрашивает действительность, и смелый Гильгамеш нашел способ обрести бессмертие, которого так настойчиво добивался.

История создания

Биография Гильгамеша дошла до современного мира благодаря клинописи под названием «Эпос о Гильгамеше» (другое название – «О все видавшем»). Литературное произведение содержит в себе разрозненные легенды, рассказывающие о подвигах неоднозначного персонажа. Некоторые записи, вошедшие сборник, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Героями древнего творения стали сам Гильгамеш и его лучший друг – Энкиду.

Имя героя также встречается в Туммальских надписях – хронике реконструкции города Туммаля, которая происходила во 2 тысячелетии до нашей эры. Надписи утверждают, что Гильгамеш отстроил храм богини Нинлиль, который пострадал от потопа.

Мифология, посвященная правителю шумеров, нашла отражение в «Книге исполинов», которая вошла в Кумранские рукописи. Манускрипты вскользь затрагивают царя Урука, не акцентируя внимания на подвигах мужчины.


Письменные свидетельства и анализ творчества шумерских мастеров позволяют утверждать, что у персонажа древнего эпоса есть прототип. Ученые уверены, что образ древнего героя списан с реально существовавшего правителя города Урука, правившего своей вотчиной в 17-16 веке до нашей эры.

Мифы и легенды

Своенравный Гильгамеш – сын великой богини Нинсун и верховного жреца Лугальбанды. Биография шумерского героя известна с момента всемирного потопа, который смыл с лица Земли большую часть человечества. Люди, спасшиеся благодаря Зиусудре, стали возводить новые города.

Из-за роста численности поселений влияние Агги – последнего из правителей Шумера – стало падать. Поэтому, когда возмужавший Гильгамеш сверг в городе Урук наместника Агги, владыка Шумера отправил войско уничтожить дерзкого повстанца.


Гильгамеш уже прославился среди простого народа, как честный правитель города Куллабы, расположенного рядом с Уруком. После свержения местной власти, Гильгамеш провозгласил себя царем Урука и объединил оба города толстой стеной.

Агга в ярости напал на противника, но смелый герой не отступил. Мужчина собрал армию из молодых жителей и стал отстаивать свободу городов от гнета жадного правителя. Несмотря на большую армию, Агга потерпел поражение. Гильгамеш же получил титул владыки шумеров и перенес столицу государства в Урук.

Впрочем, Гильгамеш отличался не только силой и решительностью. Из-за буйного нрава и неуместной гордыни предводителя шумеров боги послали на Землю Энкиду, чтобы усмирить и победить мужчину. Но вместо того, чтобы исполнить возложенную на него миссию, Энкиду присоединился к Гильгамешу и стал лучшим другом правителя Урука.


Вместе с Энкиду мужчина отправился в страну Хувавы – великана, сеявшего смерть. Гильгамеш хотел заполучить кедры, которые выращивало огромное чудовище, и прославить собственное имя среди потомков.

Дорога до Хувавы заняла много времени, но правитель шумеров добрался до волшебного леса, срубил кедры и уничтожил великана. Добытое сырье ушло на строительство новых дворцов в столице.

Несмотря на гордый нрав и пренебрежение законами, Гильгамеш чтил богов. Поэтому, когда богиня любви Инанне обратилась к мужчине за помощью, тот бросил все дела и помчался в храм, прославляющий богиню.


В этом храме росла красивая ива, которая радовала Инанне. Но среди корней дерева завелась змея. В стволе ивы демон выдолбила себе убежище, а в кроне свила гнездо кровожадная орлица.

Герой одним ударом отрубил голову змее. Увидев жестокую расправу, орлица улетела, а Лилит растворилась в воздухе. Благодарная Инанне отдала Гильгамешу часть дерева, из которой столяры изготовили волшебный барабан. Стоило только правителю Урука ударить в музыкальный инструмент, как все юноши кидались выполнять поручения, а девушки без колебаний отдавались во власть Гильгамеша.

Довольный мужчина провел в любовных забавах много времени, пока боги, которым надоело слушать жалобы женихов, оставшихся без невест, не отобрали у Гильгамеша волшебный инструмент.


Увидев, как страдает друг от потери любимой игрушки, Энкиду отправился в подземный мир, куда боги перенесли волшебный барабан. Но мужчина не учел, что выбраться из преисподней может только человек, который не нарушит правил. Увы, Энкиду нашел барабан, но не смог выйти из царства мертвых, чтобы вернуть пропажу.

В другой легенде о смерти друга Гильгамеша рассказывается в ином ключе. Богиня , впечатленная внешностью и смелостью Гильгамеша, предложила герою жениться на ней. Но Гильгамеш отказал красавице, потому что знал, что Иштар не отличается постоянством.

Обиженная богиня пожаловалась богу Ану, который наслал на Урук чудовище. Огромный небесный бык спустился на Землю, чтобы уничтожить любимый город. Тогда Энкиду бросился на врага, вскоре на помощь подоспел и Гильгамеш. Вдвоем мужчины победили опасного зверя.


Но за расправу над небесным быком боги решили покарать Гильгамеша. После долгих споров решено было оставить правителя Урука в живых и отобрать жизнь у Энкиду. Молитвы и просьбы не смогли отодвинуть смерть мужчины. Через 13 дней лучший друг Гильгамеша умер. Оплакав товарища, царь Урука установил в честь Энкиду красивый памятник.

Опечаленный потерей, мужчина осознал, что тоже однажды умрет. Подобный поворот не устраивал своенравного Гильгамеша, поэтому герой отправился в опасное путешествие, чтобы встретиться с Утнапиштимом. В поисках бессмертия герой преодолел множество препятствий. Найдя мудрого старца, герой выяснил, что вечную жизнь дарит совет-трава, которая растет на дне моря.


Известие не охладило пыл Гильгамеша. Привязав к ногам камни, мужчина достал волшебную траву. Но пока герой приводил в порядок собственную одежду, совет-траву утащила змея. Расстроенный Гильгамеш отправился обратно в Урук, чтобы прожить жизнь, полную приключений, и неизбежно умереть.

  • Значение имени «Гильгамеш» – предок героя. Исследователи утверждают, что слово на шумерский манер звучало как «Бильга-мас». А вариант, который получил распространение, – поздняя вариация из Аккадии.
  • Персонаж стал частью многосерийного аниме «Врата Вавилона».
  • Как и Библия, рассказы о Гильгамеше поднимают вопрос Всемирного Потопа, который уничтожил множество людей. Существует теория, что библейская катастрофа заимствована у шумеров.

Цитаты

«Здесь, в Уруке, я царь. Я прохожу по улицам один, ибо нет никого, кто осмелился бы подойти ко мне слишком близко».
«Энкиду, друг мой, которого так любил я, с которым мы все труды делили, - его постигла судьба человека!»
«Нарублю я кедра, – поросли им горы, - вечное имя себе создам я!»
«После того, как бродил по свету, разве довольно в земле покоя?»
«Пусть же солнечным светом насытятся очи: пуста темнота, как нужно света!»

ЗАРАНЕЕ ИЗВИНЯЮСЬ ЗА СПОЙЛЕРЫ, но без них никак!

Мне кажется многие не разобрались в перипетиях сюжета, поэтому такие туманные и нелестные отзывы.

После масштабной войны в Месопотамии, там талантливый археолог по прозвищу Энкиду находит гробницу легендарного полубога Гильгамеша. Исследованием его ДНК начинает занимается корпорация Миттлайт, которая возводит над гробницей гигантский исследовательский комплекс - Врата Рая. На основе ДНК Гильгамеша создается десять эмбрионов. Но в гробнице также находиться портал в другое измерение. Из-за взаимодействия этого портала и человеческих эмоций, родилось иноземное существо Тиар. Энкиду заметил ускорение распада материи из-за Тиар, что могло привести к глобальной катастрофе. Принимается решение о закрытие Врат Рая. Но Тиар взрывает Врата Рая, убивает всех ученых (выжила только Графиня) и похищает эмбрионы Гильгамеша. Однако в этой катастрофе винят Энкиду, который за несколько секунд до взрыва был рядом с Тиар. Всю Землю обволакивает зеркальный покров, вся электроника выходит из строя.

Прошло 15 лет, корпорация Миттлайт создает гигантскую башню, чтобы прорвать небесный покров, но ей противостоят взращенные Тиар эмбрионы Гильгамеш, 10 парней и девушек, получившие название отряд Гильгамеш. Они люди, им свойственны эмоции (один из них даже влюбился), но они заражены сущностью Тиар - антиматерией. Их цель - уничтожение человечества во имя создания нового совершенного человека.

Ключевым в понимании всего происходящего, является последняя 26-я серия. Мы встречаем бывших коллег Графини - Энкиду и Ко. Первое, что приходит в голову - это не люди, а марионетки Тиар. Сама же Тиар использует Энкиду как оболочку. В этой же серии Энкиду говорит, что небесный зеркальные покров питает Тиар, а также, что после того как они уничтожат человечество через очищающий потоп, потом через сотни миллионов лет эволюции возникнет новое более совершенное человечество.

Тиар с самого начала руководствовалась только своими узко-эгоистическими интересами существа из иного измерения - выжить и размножаться. Никакого совершенного человека она создавать не собиралась. Люди для нее - это одновременно и пища и угроза, не более. Ее поведение - это как поведение маленького ребенка, копошащегося в траве, ловящего жучков и отрывающего им конечности - ведь это так занимательно. Сделав из Энкиду марионетку, она промыла мозги отряду Гильгамеш и пустила их против людей. А конечная цель Тиар - создать себе пару. Человечество было принесено в жертву ради дитя Тиар.

Перед тем как мы видим дитя Тиар, мы наблюдает за воссоединением Брата и Сестры в ином мире - их чистая огромная любовь победила смерть. Существо, похожее на Сестру, появилось в измерении Тиар - оно не человек. Тиар добилась своей цели - теперь она не одна. Но дитяти пошло в мамашу - и убивает ее. После титров последней серии мы видим бездушное заляпанное кровью ее лицо с веселой ухмылкой.

Я очень сочувствую Графине. Ни она, ни Энкиду ни в чем не виноваты. Вся ее жестокость липовая, иногда мне кажется что она вот-вот расплачется - столько страдания и горя в этом образе. Графиня создала настоящую любящую семью и была готова на все, чтобы ее защитить. Да, она перемудрила с утаиванием правды от детей, но они поняли ее и простили. Так тяжело наблюдать гибель людей, которые осознали свое счастье. Но с другой стороны, люди по-любому умирают, так что лучше погибнуть сражаясь, на пике эмоций, молодыми и счастливыми. Поэтому я не соглашусь с утверждением о чрезмерной мрачности этого аниме или о том, что дети сражались бессмысленно. Мне бы так жить и умереть!

В чем же главная мораль этой истории? Похоже, что портал был ловушкой-карой для тех, кто посмеет потревожить гробницу Гильгамеша (напрашивается параллель с усыпальницей Тамерлана и началом ВОВ). Даже если бы там не родилась разумная Тиар, все равно бы произошло что-то очень плохое.

Человечество отвергло ограничения своего развития, установленные Богом с незапамятных времен, а своих не придумало и не собирается - ведь прогресс - это абсолютное добро. Поэтому генетики копаются в ДНК человека, физики балуются с адронным коллайдером, а военные экспериментируют с антивеществом. За этими копошащимися детьми стоят алчные толстосумы, которым уже не терпится стать бессмертными или обрести еще более страшное оружие. Мы колупается в том, что мы не создавали, и большее на что способны, так это испоганить чужое творение. Короче говоря, человечество вконец обарзело и уже краев не видит в том, что можно, а что нельзя. Соскучились по Всемирному Потопу, малявки!

Тем, кто всерьез заинтересуется легендой о Гильгамеше, советую познакомиться с книгой Захария Ситчина "Божество 12-й планеты".

ГИЛЬГАМЕШ ГИЛЬГАМЕШ

шумерский и аккадский мифоэпический герой (Г. - аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, восходит к форме Биль-га-мес, что, возможно, значит «предок-герой»). Ряд текстов, опубликованных в последние десятилетия, позволяет считать Г. реальной исторической личностью - пятым правителем I династии города Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н. э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлён; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встречается уже в текстах из Фары (26 в. до н. э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как мифическая личность: продолжительность его правления 126 лет, его отец - демон (лила). В эпических текстах Г. - сын урукского правителя Лугальбанды. и богини Нинсун (возможно, исторический Г. был сыном правителя и жрицы, представлявшей богиню в обряде священного брака). Со 2-го тыс. до н. э. Г. стал считаться судьёй в загробном мире, защитником людей от демонов. В официальном культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частности Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род).
Г.- наиболее популярный герой из числа трёх героев урукского круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохранилось пять шумерских эпических песен о Г.: 1) «Г. и Ага» - сказание о борьбе Г. с Агой, правителем северного объединения шумерских городов во главе с Кишем. Кульминационный момент рассказа - появление Г. на городской стене Урука, смятение вражеского войска при виде его и победа над войсками Аги (единственный гиперболический и волшебно-сказочный момент этого чисто эпического произведения, почти не содержащего мифологического материала); 2) «Г. и гора бессмертных» - рассказ о походе Г. во главе отряда молодых неженатых воинов в горы за кедрами для добычи себе «славного имени», борьба с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой), убийстве Хувавы с помощью чудесных помощников и гневе бога Энлиля за этот подвиг Г.; 3) «Г. и небесный бык» - плохо сохранившийся текст об умерщвлении Г. небесного быка - чудовища, насланного на Урук богиней Инанной; 4) «Г., Энкиду и подземный мир» - Г. убивает по просьбе богини Инанны исполинскую птицу Анзуда и волшебную змею, поселившихся в чудесном дереве хулуппу, посаженном богиней в её саду. Из корней и ветвей дерева он делает «пукку» и «микку» (барабан и барабанные палочки?), но они проваливаются в подземный мир. Энкиду (в шумерской традиции - слуга Г.) берётся их достать, но, не выполнив магических наказов Г., остаётся там навсегда. Г. удаётся мольбами вызвать дух Энкиду на поверхность, и тот рассказывает Г. о мрачной и безнадёжной жизни умерших в подземном царстве; 5) «Г. в подземном мире» (иначе «Смерть Г.») - Г. приносит в подземный мир дары владычице подземного царства Эрешкигаль и другим богам, составляющим её придворный штат.
Наибольшей разработкой образа Г. отличается аккадский эпос о Г. Сохранилось три версии большой эпической поэмы. Самая ранняя дошла в записи первой четверти 2-го тыс., но, видимо, восходит к последней трети 3-го тыс. до н. э., наиболее полная - приписываемая урукскому заклинателю Синликеуннинни (дошла в записях 7-6 вв. до н. э.) - поэма "О всё видавшем" - одно из самых выдающихся поэтических произведений древневосточной литературы; изложена в двенадцати песнях - «таблицах», из них последняя - дословный перевод с шумерского второй части песни «Г., Энкиду и подземный мир» и композиционно с поэмой не связана. По просьбе богов, обеспокоенных жалобами жителей Урука на их своенравного и буйного владыку - могучего Г., который отбивает женщин у граждан в то время, как они выполняют тяжёлые городские повинности, богиня Аруру создаёт дикого человека Энкиду - он должен противостоять Г. и победить его. Энкиду живёт в степи и не подозревает о своём предназначении. Г. посещают видения, из которых он узнаёт, что ему суждено иметь друга. Когда в Урук приходит известие, что в степи появился некий могучий муж, который защищает животных и мешает охотиться, Г. посылает в степь блудницу, полагая, что если ей удастся соблазнить Энкиду, звери его покинут. Так и случается. Далее происходит встреча Г. с Энкиду, который вступает с Г. в поединок на пороге спальни богини Ишхары (Иштар; в поэме чужеземная богиня Ишхара заменяет Иштар, Иштар в поэме - отрицательный персонаж, враждебный Г.). Ни тот, ни другой герой не могут одержать победы, и это делает их друзьями. Г. и Энкиду совершают вдвоём множество подвигов: сражаются со свирепым Хумбабой, хранителем горных кедров, с чудовищным быком, насланным на Урук богиней Иштар за отказ Г. разделить её любовь. По воле богов Энкиду, разгневавший их убийством Хумбабы, умирает (видимо, вместо Г.). Г., потрясённый смертью друга, бежит в пустыню. Он тоскует о любимом друге и впервые ощущает, что и сам он смертен. Он проходит подземным путём бога солнца Шамаша сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, посещает чудесный сад и переправляется через воды смерти на остров, где обитает Ут-напишти - единственный человек, обретший бессмертие. Г. хочет знать, как тот добился этого. Ут-напишти рассказывает Г. историю всемирного потопа, очевидцем которого он был и после которого получил из рук богов вечную жизнь. Но для Г., говорит Ут-напишти, второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Г., уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощанье, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Г. с трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Г. возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены.
Лейтмотив поэмы - недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках получить бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие - это память о его славных делах. Внутреннее развитие образов Г. и Энкиду подчинено законам развития эпических образов: уже не благодаря волшебным помощникам, как герои мифологических сказов, а в результате высоких развившихся в них физических и моральных качеств возвышаются они над прочими смертными. Аккадский эпос о Г. - создание поэта, который не просто соединил между собой разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл. Включение в эпопею рассказа о потопе (произведения другого цикла) ещё более подчёркивает основную идею произведения - недостижимость главной цели странствий Г. - «вечной жизни».
Эпос о Г. был популярен не только среди народов Передней Азии. От 2-го тыс. до и. э. из Палестины и Малой Азии дошёл отрывок т. н. периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты её перевода на хеттский и хурритский языки. У Элиана (писавшего по-гречески римского поэта 3 в. н. э.) мы находим дальнейшее развитие легенды о Г. в виде предания о чудесном рождении героя: царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т. е. шумер. Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запирает дочь в башню. Она родит сына от неизвестного человека. По приказанию царя стражи сбрасывают младенца с башни. Орёл подхватывает мальчика и уносит в сад, где ребёнка берёт на воспитание садовник. Он называет мальчика Г. (греч. Бильгамос). В конце концов тот отбирает у деда царство. Мотив ребёнка-подкидыша, воспитанного садовником, по-видимому, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, 24 в. до н. э.). В более поздних текстах (напр., у сирийского писателя 9 в. н. э. Теодора бар Коная) Г. уже считается современником Авраама.
По традиции, с Г. связывались изображения героя - борца со львом и диким быком, а также терракотовые фигурки, изображающие духов (гениев) плодородия - мифологический образ более древний, чем исторический Г. Образ эпического Г. нашёл отражение в аккадском искусстве 24-22 вв. до н. э., особенно в глиптике. Скульптуры Г. и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (8 в. до н. э.).
Лит.: Эпос о Гильгамеше ("О все видавшем"), пер. с аккад. И. М. Дьяконова, М.-Л., 1961 (лит.); Поэзия и проза древнего Востока, М., 1973; Крамер С. Н., История начинается в Шумере, [пер. с англ.], М., 1965; Schott A., Soden W. von (eds). Das Gilgamesch-Epos. Reclam, ; Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament, ed. J. B. Pritchard, 2 ed., Princeton, 1965.
В. К. Афанасьева.


(Источник: «Мифы народов мира».)

VIII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Рельеф на воротах дворца Саргона II в Дур-Шаррукине.
VIII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Оттиск печати.
XXIV в. до н. э.
Лондон.
Британский музей.


Лондон.
Британский музей.

Оттиск печати аккадского времени.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.




Синонимы :
  • ГИЛЛ
  • ГИЛЬТИНЕ

Смотреть что такое "ГИЛЬГАМЕШ" в других словарях:

    Гильгамеш - Гильгамеш … Википедия

    Гильгамеш - Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш. 8 в. до н.э. Лувр. Гильгамеш полулегендарный правитель I династии города Урук в Шумере (. до н.э.), герой шумерских мифов. Ему приписывается правление в течение 126 лет; отличался мужественностью, огромной … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    ГИЛЬГАМЕШ - полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (27 26 вв. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тыс. до н. э. и большой поэме кон. 3 го нач. 2 го тыс. до н. э. описывается дружба Гильгамеша с диким человеком Энкиду, странствования Гильгамеша в … Большой Энциклопедический словарь

    гильгамеш - сущ., кол во синонимов: 1 героиня (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Гильгамеш - (Gilgamesh), легендарный правитель шумерского города государства Урук в Юж. Мессопота мии ок. 1 й половины 3 тыс. до н.э. и герой одноименного эпоса, одного из наиб, известных лит. произведений Др. Востока. Эпос повествует о попытках Г. достичь… … Всемирная история

    Гильгамеш - полулегендарный правитель г. Урук в Шумере (XXVII XXVI в. до н. э.). В шумерских эпических песнях 3 го тысячелетия до н. э. и большой поэме конца 3 го начала 2 го тысячелетия до н. э. описываются, в частности, странствования Гильгамеша в поисках … Энциклопедический словарь

    ГИЛЬГАМЕШ - шумер. и аккад. мифоэпический герой. Г. аккад. имя, шумер. вариант, по видимому, восходит к форме Биль га мес, что, возможно, означало «предок герой». Исследования, проведенные в последние десятилетия, позволяют считать Г. реальной исторической… … Православная энциклопедия

    Гильгамеш - полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпические песни о Г. В конце 3 го начале 2 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) языке была составлена большая… … Большая советская энциклопедия

    ГИЛЬГАМЕШ - полулегендарный правитель г. Урука в Шумере (28 в. до н. э.). В 3 м тыс. до н. э. возникли дошедшие до нас шумерские эпич. песни о Г. В кон. 3 го тыс. на аккадском (ассиро вавилонском) яз. была составлена большая эпич. поэма о Г. В ней… … Советская историческая энциклопедия

    Гильгамеш - шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками определителями) божества встреч. уже в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Книги

  • Царь Гильгамеш , Роберт Силверберг , В очередной том серии "Элита" вошли впервые публикуемые на русском языке романы "Царь Гильгамеш", "Провидец" и рассказы "Перст Господень", "Старик" популярного американского писателя-фантаста… Категория:

На вопрос Кто такой Гильгамеш? заданный автором Ольга Кислюнина лучший ответ это Гильгамеш - царь шумерского города Урука (кон. XXVII - нач. XXVI вв до н. э.). Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес» , что, возможно, значит «Предок героя». Отец его был эном Кулаба.
В начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша Аге. Ага, через послов, потребовал, чтобы Урук принял участие в предпринятых Кишем ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, поддерживаемый народным собранием, отказался покориться. Народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождем - лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.
В дальнейшем Гильгамеш объединил под своей властью такие города как Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Гильгамеш упоминается в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя.
Гильгамеш явился впоследствии героем целого ряда шумерских эпических песен (см. Эпос о Гильгамеше). Эпосы представляют в качестве его важнейших подвигов постройку городской стены Урука (длина городской стены достигала 9 км, а толщина - более 5 м.) и поход в Ливан за кедровым лесом. Был ли действительно такой поход неизвестно и, вероятно, если он и был то не в Ливан, а в Элам....
«Эпос о Гильгамеше» , или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), - сокровищница поэзии, одно из старейших литературных произведений, созданное в XXII веке до н. э. в Древнем Шумере. Однако судить о нём можно только по гораздо более поздним спискам из клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относящимся к VII веку до н. э. Согласно другой версии - создавался в течение тысячи лет.
Сохранились отдельные шумерские песни о Гильгамеше и Энкиду. У них один и тот же противник Хумбаба (Хувава) , охраняющий священные кедры. За их подвигами следят боги, в шумерских песнях носящие шумерские имена, в эпосе о Гильгамеше - аккадские. Но в шумерских песнях отсутствует связующий стержень, найденный аккадским поэтом. Сила характера аккадского Гильгамеша, величие его души не во внешних проявлениях, а в отношениях с естественным человеком Энкиду. Эпос о Гильгамеше - это величайший в мировой литературе гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает... Продолжение в ссылке....
МЕЖДУРЕЧЬЕ: "ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ"
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ
ИСТОРИЯ ЭПОСА
НАХОДКА ТАБЛИЧЕК
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОН
ГЕРОЙ ЭПОСА
КАРТА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
И всё это в ссылке....

Ответ от черносотенный [гуру]
Гильгамеш - герой вавилонского эпоса, сын урукского правителя и богини, который возжелал править вечно молодым (боялся смерти) и решил узнать секрет вечной молодости. Для этого он отправился в царство мертвых. Найдя человека, знавшего секрет, он хитростью выпытал у него тайну, и добыл цветок вечной молодости. по дороге домой решил искупаться, пока купался цветок утащила змея. С тех пор змеи молодеют сбрасывая кожу. Ну и кроме того куча мифов о Гильгамеше, например он побеждает Небесного орла, созданного богами, подружился с глиняным человеком Энкиду, другом зверей, и прочее и прочее.


Ответ от Просветить [мастер]
Гильгамеш-мифический царь древнего Вавилона, мечтавший о бессмертии, но так и не получивший его.


Ответ от Галочка [гуру]
Гильгаме́ш - царь шумерского города Урука. Представитель 1-й Династии Урука. Гильгамеш это аккадское имя; шумерский вариант, по-видимому, образован от формы «Бильга-мес» , что, возможно, значит «Предок героя». Отец его был эном Кулаба.
воть.. .


Ответ от Вровень [гуру]
Герой шумерского эпоса. Царь в Междуречье, по-моему. У него еще был сначала враг, а потом самый большой друг - человек-зверь Энкиду.


Ответ от Лина Я [гуру]
Поэма о Гильгамеше - не только чуть ли не самая ранняя из нам известных записанных эпопей человечества, то есть едва ли не с нее (точнее - с самых ранних шумерских сказаний о Гильгамеше, сложенных еще в III тысячелетии до н. э.) нужно начинать родословную всей стихотворной эпической письменной литературы Старого Света. После того как во второй половине XIX века был найден более поздний и полный аккадский текст поэмы из клинописной библиотеки I тысячелетия до н. э. , не прекращались попытки передать поэму и ее стихотворную форму в переложениях на современные языки. К тому времени, когда новый русский поэтический перевод, предлагаемый вниманию читателей, замышлялся выдающимся русским поэтом и переводчиком Семеном Израилевичем Липкиным, аналогичные опыты были предприняты и в других литературах Евразии и Америки. К уже существовавшим переводам на все основные литературные языки Европы в самые последние годы добавились новый популярный английский и французский пересказ (в трех выпусках) с иллюстрациями Людмилы Зиман, стихотворный английский перевод Дэвида Ферри, вместе с многочисленными вышедшими в последние десятилетия другими переложениями и поэтическими переводами разной степени дословности или вольности дающий возможность англоязычному читателю испытать в той или иной мере ощущение близости к древнему тексту. Сокращенный вариант одного из переводов, предназначенных для широкого читателя, можно услышать в звукозаписи в чтении Ричарда Паско. Но особенно повезло французскому читателю. Известный историк культуры Древней Месопотамии Жан Боттеро восемь лет назад издал прекрасный комментированный французский перевод, одновременно доступный для широкой публики и дающий представление о многочисленных трудностях истолкования разных вариантов текста. Двумя годами позже вышел несколько более специальный перевод профессоров Р. Ж. Турне и А. Шаффера.
Не будет преувеличением, если мы скажем, что поэма о Гильгамеше - не только древнейшее из известных эпических сочинений о герое-человеке, но вместе с тем и сочинение, чаще других перечитываемое, обновляемое и вводимое снова и снова в контекст современной культуры. В Интернете есть несколько десятков сайтов, специально посвященных этой поэме. В них молодые люди обмениваются мыслями по поводу трудностей истолкования всей поэмы и наиболее сложных ее мест, обсуждают и сопоставляют достоинства различных переводов; там же приводятся статьи и библиографические списки работ о “Гильгамеше”, предлагается связное переложение всего текста или отдельных клинописных таблиц, входящих в его состав. Известный профессор математики в Техасском университете Владимир Лившиц (сын драматурга Володина) украсил свой сайт отрывком из английского перевода поэмы.

Гильгамеш (Gilgamesh), легендарный правитель шумерского города-государства Урук в Юж. Мессопота-мии ок. 1-й половины 3 тыс. до н.э. и герой одноименного эпоса, одного из наиб, известных лит. произведений Др. Востока. Эпос повествует о попытках Г. достичь неосуществимой цели - бессмертия, в нем есть рассказ о потопе, очень сходный с библейской историей о Ное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГИЛЬГАМЕШ

шум. и аккад. мифоэпич. герой, был пятым правителем I династии г. Урука в Шумере (кон. 27 - нач. 26 вв. до н.э.). Очевидно, вскоре после смерти Г. был обожествлен; его имя с детерминативами (знаками-определителями) божества встреч. уже в текстах из Фары (26 в. до н.э.). В «царском списке» III династии Ура Г. выступает уже как миф. личность; продолжит. его правл. 126 лет, отец Г. - демон (лила). В эпич. текстах Г. - сын урукск. правителя Лугальбанды и богини Нинсун (возможно, ист. Г. был сыном правителя и жрицы, представл. богиню в обряде свящ. брака). Со 2-го тыс. до н.э. Г. стал счит. судьей в загроб. мире, защитником людей от демонов. В офиц. культе он, однако, не играет почти никакой роли (хотя цари III династии Ура, в частн. Ур-Намму, основатель династии, возводят к Г. свой род). Г. - наиболее популяр. герой из числа героев урукск. круга (Энмеркар, Лугальбанда, Г.). Сохран. пять шумерских эпич. песен о Г.