Большой гостиный двор на старинных гравюрах. Как устроен древнерусский храм

Насколько глубоко можно заглянуть в визуальную историю свой страны, т. е. увидеть достоверные изображения жизни прошлых веков? Мы можем представить жизнь в Римской империи по картинам-фрескам высочайшего художественного уровня, датированным началом нашей эры, можем увидеть облик городов Западной Европы на гравюрах 15 века, но достоверные изображения Русского государства появляются гораздо позднее. В самом начале нашего блога был пост с изображениями русских городов в 17 веке. За исключением некоторых видов Москвы, это довольно схематичные, почти "детские" рисунки западных путешественников. Да и те были сделаны, возможно, с риском для жизни, так как любой город был, прежде всего, военным объектом и зарисовка его оборонительных сооружения иностранцами, мягко говоря, не приветствовалась.
Лишь с 18 века мы имеем документальные изображения городов Российской империи профессионального качества, которые позволяют нам представить, как и что выглядело.
Предлагаю посмотреть небольшой обзор этих гравюр и картин.
Опуская знаменитые гравюры Москвы начала 18 века и работы М. Махаева, хочу сразу показать живописную работу Гильфердинга, вид Красной площади в 1783 г.:

1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:


Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:


На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.

Екатеринбург в 1734 г.:


Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:


Тверь в 1767 г. (автор - Lespinasse):


Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.

Вид на Тверь работы Казакова:


У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.

Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:

Город Вятка во второй половине 18 века:

Суздаль в 1797 г.:


Нилова пустынь в 1786 г. Бальтазар Траверс:

Ярославль в 1731 г. - лес храмов:

Насколько глубоко можно заглянуть в визуальную историю свой страны, т. е. увидеть достоверные изображения жизни прошлых веков? Мы можем представить жизнь в Римской империи по картинам-фрескам высочайшего художественного уровня, датированным началом нашей эры, можем увидеть облик городов Западной Европы на гравюрах 15 века, но достоверные изображения Русского государства появляются гораздо позднее. Несколько месяцев назад я делал пост с изображениями русских городов в 17 веке. За исключением некоторых видов Москвы, это довольно схематичные, почти "детские" рисунки западных путешественников. Да и те были сделаны, возможно, с риском для жизни, так как любой город был, прежде всего, военным объектом и зарисовка его оборонительных сооружения иностранцами, мягко говоря, не приветствовалась.
Лишь с 18 века мы имеем документальные изображения городов Российской империи профессионального качества, которые позволяют нам представить, как и что выглядело.
Предлагаю посмотреть небольшой обзор этих гравюр и картин.
Опуская знаменитые гравюры Москвы начала 18 века и работы М. Махаева, хочу сразу показать живописную работу Гильфердинга, вид Красной площади в 1783 г.:

1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:


Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:


На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.

Екатеринбург в 1734 г.:


Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:


Тверь в 1767 г. (автор - Lespinasse):


Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.

Вид на Тверь работы Казакова:


У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.

Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:

Город Вятка во второй половине 18 века:

Суздаль в 1797 г.:


Насколько глубоко можно заглянуть в визуальную историю свой страны, т. е. увидеть достоверные изображения жизни прошлых веков? Мы можем представить жизнь в Римской империи по картинам-фрескам высочайшего художественного уровня, датированным началом нашей эры, можем увидеть облик городов Западной Европы на гравюрах 15 века, но достоверные изображения Русского государства появляются гораздо позднее. Несколько месяцев назад я делал пост с изображениями русских городов в 17 веке. За исключением некоторых видов Москвы, это довольно схематичные, почти "детские" рисунки западных путешественников. Да и те были сделаны, возможно, с риском для жизни, так как любой город был, прежде всего, военным объектом и зарисовка его оборонительных сооружения иностранцами, мягко говоря, не приветствовалась.

Лишь с 18 века мы имеем документальные изображения городов Российской империи профессионального качества, которые позволяют нам представить, как и что выглядело.

Предлагаю посмотреть небольшой обзор этих гравюр и картин.

Опуская знаменитые гравюры Москвы начала 18 века и работы М. Махаева, хочу сразу показать живописную работу Гильфердинга, вид Красной площади в 1783 г.:

Более раннего достоверного изображения торговых рядов (на месте ГУМа) я не встречал. Никольская башня ещё не надстроена в стиле готизирующего романтизма, а Казанский собор уже сильно перестроен и отличается от той реплики 1636 г., которую мы уже привыкли видеть с 1994 г.
Перед кремлёвской стеной присутствует внешний периметр укреплений, срытый в начале 19 века. На самой площади - экспозиция трофейных турецких пушек. В большом разрешении можно полюбоваться на внешний вид самих москвичей.


Всего через каких-то 12 лет вид Красной площади радикально преобразится (1795):

А вот так выглядело старое здание МГУ от кремля через реку Неглинную:

Петербург в 18 веке рисовали ОЧЕНЬ много. По этим работам будет отдельный пост. Здесь дам лишь парочку изображений.

Петербург в 1753 г., раскрашенная гравюра Махаева:


1799 г. Невский проспект у Гостиного двора. Патерсен:


Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 г.:


На соборе ещё не хватает одной башенки, которую не успели восстановить после обрушения.

Екатеринбург в 1734 г.:



Воронеж 1718 г. на гравюре Бруина:



Здесь видно историческое ядро города - Тверской кремль, от которого ныне не осталось и следа. Укрепления срыли ещё в конце 18 веке, собор взорвали в 1935-м.

Вид на Тверь работы Казакова:


У меня указана дата - 1766 г., но вероятно, это ошибка, должно быть 1776 или 1786, укрепления уже срыты.

Коломна в 1778 г. на рисунке Казакова, кремль ещё почти цел:

Город Вятка во второй половине 18 века:

Суздаль в 1797 г.:

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже-ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст-ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале « »).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи-зи-рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую-щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла-шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре-тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

2. Как храм выглядит снаружи

Успенский собор Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во-стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг-лые при-стройки — . Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно-гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша-ются полусфе-рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз-личных форм — шлемо-видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив-ную нагруз-ку не несут: это де-коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз-личные пристройки — крыльца, гульбища Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма. . Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо-зиции храма могут входить колокольни и звонницы Колокольня — отдельно стоящая или при-строенная к храму многоярусная башня c ко-локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це-лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли. .

3. Как устроен иконостас

Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас-ска-зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещендеисус Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле-ние») — сакральная иконография как мини-мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра-щающиеся к нему с заступ-ничеством о чело-вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо-бражениями апо-столов, святых отцов и муче-ников, также обращенных к Христу. . Богородица и Иоанн Кре-ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда. . Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо-стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры-ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля-щихся.

4. Что находится за иконостасом

Престол Иллюстрация Галины Кребс

Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви-деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей. , на котором стоят священные предметы для богослу-жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра-та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та-инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

5. О чем рассказывают мозаики и росписи

Отечество. Купол Архангельского собора Московского Кремля Иллюстрация Галины Кребс

Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми-ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи-теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра-фия — «Отече-ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырехпарусах Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре-угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч-ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо-рах Опоры — в архитектурной терминологии лю-бые свободностоящие столбы и колонны. — стол-пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во-сточной и северной стенах изображены главные события священной исто-рии. На запад-ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо-нам христи-анского вероучения — таинству евхаристии (благо-дарения, прича-щения), в ко-тором участвуют апостолы, и Богоматери.

6. Как возникла крестово-купольная система


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском Иллюстрация Галины Кребс

Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во-сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили-ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

7. Как строились древнерусские храмы

Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли-чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан-тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно-вре-менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком-по-зи-ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ-ле-нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман-ского стиля.

Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо-вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро-ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере-вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком-позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI-XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры-тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

8. Что изменилось после Орды

В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не-больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко-торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше-ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо-циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий-ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше-ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани-лось.

9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво-начальном виде

К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу-жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво-на-чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045-1052) и Георгиев-ский собор Юрьева монастыря (1119-1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне-сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра-женский собор Мирожского монастыря (1136-1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191-1194).

Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито-ри-ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157), Ус-пен-ский собор во Владимире (1158-1160, обстроен новыми стенами с дополне-нием угловых барабанов в 1185-1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде-ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158-1165) и по-строен-ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197).

Я уже как-то использовал материалы интереснейшей книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» издания 1982 года, . Сегодня хочу повести речь о старой Москве на рисунках и гравюрах XVI–XIX веков.

1 Миниатюра из Остермановского летописца, входящего в состав Лицевого летописного свода середины XVI века, изображает строительство первого каменного кремля в Москве в 1367 году. Она иллюстрирует рассказ о возведении белокаменной московской крепости Дмитрия Донского. Любопытна достаточно подробная передача картины интенсивного строительства: подносчики камня и раствора, камнетесы и укладчики камня под руководством мастера заканчивают кладку прясла стены с квадратной проездной башней. Изображение стены и зданий за ней, конечно, по большей части условное: на рубеже XV–XVI столетий в Кремле многое переменилось, и художник середины XVI века, выполнявший миниатюру, слишком буквально проецировал современное ему состояние крепости на прошлое. Так, представляя Успенский собор пятиглавым (справа вверху), он уже видел перед собой постройку Аристотеля Фиораванти. Слева от собора, вероятно, находится условное изображение Великокняжеского дворца. В нижней части рисунка, если отталкиваться от кремлевской топографии, показан участок южной стены с Тайницкой башней.

2 Фрагмент «Сигизмундова» плана Москвы 1610 года, изображающий Кремль и Китай-город. Автор довольно внимательно передает черты городского облика, подчеркивая то общеевропейское, что прежде всего воспринимали и многие мемуаристы его эпохи: замкнутое кольцо слитых воедино Кремля и Китай-город, то есть Замка и «внутренней части города» (так гласит надпись на плане у восточной стены). Узнаваемы даже многие башни Кремля: узкая круглая Беклемишевская, Спасская с ее стрельницей, Никольская с рядами окон и т.д. Чрезвычайно интересно береговое укрепление южной стены. Детально прослежены экзотические для автора плана формы церквей. Соответствуют действительности и размеры жилых дворов – в Китай-городе все более мелкие к центру (выделяется огромный Посольский двор под цифрой «8») и несколько обширных, в том числе монастырских, – в Кремле. На дворах стоят и хоромы на подклетах, и избы, и двух-трехярусные башни под шатрами и даже с бочкообразными покрытиями; отмечены заборы с воротами, грядки огородов, деревья редких в этой части города садов.

3 Еще один фрагмент «Сигизмундова» плана, изображающий Заяузье – рядовой район Земляного города с преимущественно слободским заселением. В целом он представляет собой, естественно, более однородную картину. Но и тут верно передан сам тип расселения: у большой улицы (ныне это Яузская, переходящая в Верхнюю Радищевскую), идущей по верху горы, теснятся плотно застроенные жилые дворы с высокими хоромами и башнями, а за ними лежат сады и огороды; внизу же, особенно у воды, застройка в целом реже и мельче. На Яузе, ниже моста, стоят бани, огромными журавлями черпающие воду, и водяные мельницы.

4 Гравюра из книги А. Олеария «Путешествие в Московию, Персию и Индию» по рисунку 1630-х годов. Художник изобразил проезд группы «татарских» (черкесских) послов по улицам Москвы. В застройке улиц он, как обычно, усиливает наиболее характерные черты. Здесь это – широкий немощеный перекресток неопределенных очертаний, окруженный рублеными домами на подклетах, с крошечными оконцами и высокими кровлями. Некоторые из них объединены общими воротами в узкие дворы, другие (слева) стоят почти впритык и имеют входы с улицы – отдельных дворов у них, видимо, нет. Однотипность застройки и ее теснота при сравнительно большой ширине улиц позволяет предполагать, что изображена одна из ремесленных слобод в центре города. В таком случае двухэтажное здание в глубине должно быть съезжей избой – административно-хозяйственным центром слободы. Подклет без окон мог служить складом производимого в слободе товара.

5 Еще одна гравюра из этой же книги, изображает она голштинское посольство на Суздальском подворье. По описанию Олеария, его посольство разместилось в Москве не на Посольском дворе, занятом в то время персидскими послами, а в большом каменном доме суздальского архиепископа, сосланного в Сибирь. Ростовско-Суздальское подворье находилось на западном углу Рыбного переулка и Варварки – четырехэтажные каменные палаты с открытым гульбищем на крыше и массивные ворота с теремком над ними выходили на улицу. Художник явно усилил контраст монолитного объема здания, возможно, самого большого в Китай-городе того времени, и лепящихся к нему наружных деревянных лесенок и крылец. Вокруг двора – деревянные службы и прочая бревенчатая ограда. Через улицу (справа) видно другое известное каменное здание, переданное с большей достоверностью, – палаты Старого Английского двора.

6 Церковь Сергия в Кремле постройки 1565 года на миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Федоровича», созданной в 1672–1673 годах.
Изображенный тут храм до начала XIX века, когда он был разобран, стоял на подворье Троице-Сергиева монастыря. Монастырская шатровая церковь с приставленной к южному фасаду башенкой-колокольней в плане была крестообразной – миниатюрист сделал неудачную попытку изобразить эту особенность строения. В отличие от скромного декора фасадов четверика, шатер украшен цветными керамическими вставками, как это было сделано в центральном храме Покровского собора на Рву (который чаще называют собором Василия Блаженного).

7 Красная площадь на картине Ф. Гильфердинга, написанной в 1795 году. Вид от пушечной батареи. Часть площади вдоль рва огорожена и также занята пушками. Спасская башня Кремля выглядит по состоянию на середину XVIII века.

8 Улица Ильинка в Китай городе на акварели мастерской Ф.Я. Алексеева 1800–1802 годов. Изображена часть улицы от Биржевой площади к Ильинским воротам, застроенная почти без разрывов купеческими домами с лавками на первом этаже. Перед некоторыми устроены приподнятые площадки, предохраняющие выходящих из карет покупателей от уличной грязи. Справа – крупнейший московский доходный дом того времени – дом купцов Калинина и Павлова.

9 Вновь акварель мастерской Ф.Я. Алексеева того же периода. На ней изображены Алевизов ров и Никольские ворота. Художник рисовал с натуры из окна здания Главной аптеки, на месте которого сейчас находится Исторический музей. Впечатляет перспектива рва, просматриваемого от Никольских ворот до Спасских. Заполняющая его растительность, возможно, является остатками Аптекарского огорода, заложенного при Петре I для Главной аптеки (ров при этом был полузасыпан; предполагают, что его первоначальная глубина достигала 10 метров). Справа на переднем плане видна часть первоначальной облицовки рва с зубчатым ограждением. Никольские ворота окружены остатками бастионов. Слева на переднем плане изображен прямоугольный парапет – остаток ограждения внешней стены рва. Дальше виден задний фасад рядов, поставленных вдоль рва в конце XVIII века, еще дальше видны главки собора Покрова на Рву. Сейчас все это – Красная площадь.

10 Кремлевский дворец и юго-западный угол Кремля. Дворец на аркаде древних подклетов изображен перестроенным по проекту Н.А. Львова в 1797 года. Внизу слева видны руины подклетов Годуновского дворца. Справа – церковь Благовещения на Житном дворе 1701 года постройки.

11 Спасские ворота Кремля со стороны Ивановской площади. В центре – Архиерейский дом, поставленный в 1776 году в Чудовом монастыре на углу Ивановской площади и Спасской улицы. После сноса древних подворий по южной стороне улицы линия Чудова и Вознесенского монастырей стала частью южного фасада кремлевского ансамбля. Справа виден оставшийся посреди площади собор Николы Гостунского.

12 Боярская площадь и Постельное крыльцо. Группа древних зданий (Терема, Верхоспасский собор, сени Грановитой палаты) окружает Боярскую площадку – широкое открытое гульбище на древних подклетах. Справа виден угол поставленного на тех же подклетах растреллиевского Дворца. Слева в углу – лестница во двор, к церкви Спаса на Бору.

13 Акварель 1800-х годов, вид на Китай-город с руин Пушечного двора. Панорама выполнена с юго-западного выступа холма, на котором до 1803 года стоял Пушечный двор (там, где начинается Неглинная улица). На месте площади Революции – река Неглинная, уходящая в арку Воскресенского моста. Пруд спущен, осыпающиеся земляные бастионы укреплены деревянным «обрубком». О реки влево отходит ров, огибающий бастионы.

14 Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы на акварели самого начала XIX века. Запечатлено нынешнее место Исторического музея – второй корпус Монетного двора, в это время и позже занятый Присутственными местами. В глубине – Воскресенские ворота с Иверской часовней между проездами, бывшая Главная аптека и еще не надстроенная Никольская башня Кремля. На белокаменных парапетах моста стоят высокие фонари. Впереди справа – угол первого корпуса Торговых рядов вдоль Неглинной (видна открытая галерея первого этажа).

15 Литография начала XIX века, показывающая улицу Волхонку после пожара 1812 года, здесь запечатлен вид от Ленивки к Боровицкой площади. Слева стоит уже восстановленная церковь Николы Стрелецкого. Дома и лавки сохранили каменные стены; впоследствии все они были отстроены, а некоторые сохранились и до наших дней. Видно, как на доме напротив церкви начинают ставить стропила. В первом этаже обгоревшего дома справа уже разместились съестные лавки.

16 Общий вид Кремля на гравюре Э. Финдлена по рисунку И. Лаврова из серии иллюстраций Р. Лайелла «Русские обычаи и подробная история Москвы» 1823 года. Рисунок был сделан в год надстройки Дворца. Общая композиция и суховатая манера английской гравюры подчеркивают послепожарную «прибранность» Кремля.

17 Гравюра А. Фролова по рисунку И. Лаврова начала XIX века – вид Московской синодальной типографии с полуденной стороны. Главный фасад типографии, встроенный в 1814 году, изображен вместе с соседними зданиями (слева – Николо-греческий монастырь, справа – часть фасада владения Шереметевых). Слишком узкая для подобной панорамы улица показана условно – в виде широкой площади.

18 Москворецкая улица и Нижние торговые ряды на акварели тоже же мастерской и тех же лет. Здесь дан вид вдоль улицы вверх от Мокринского переулка, который завершается переломом Средних торговых рядов. Средние ряды, как и продолжавшие их южнее Варварки Нижние, перестраивались в 1780–1790-х годах в процессе регулирования улицы. Ее левая сторона, где была лишь выпрямлена красная линия, застроена отдельными купеческими домами с лавками. Фасад Мытного двора (справа), который в те годы перестраивался, изображен неточно: портик состоял из двух пар колонн по сторонам центрального проезда. Слева – колокольня церкви Николы Москворецкого.

19 Тверской бульвар на литографии О. Кадоля 1825 года. Показан вид от Никитских ворот, в глубине – Страстной монастырь. Основная планировка бульвара – три неравной ширины аллеи и живописные широкие посадки по сторонам, изолирующие их от проездов. Хоть и в перестроенном виде, но до наших дней сохранились многое дома вдоль бульвара.

20 Еще одна литография О. Кадоля того же года. Она показывает Воспитательный дом. Интересны и «малые формы» городской архитектуры: уличные фонари, парапеты набережной, ограждения тротуаров. Москворецкий мост выполнен из дерева. В глубине видны лабазы вдоль Китайгородской стены.

21 Александровский сад, литография начала 1820-х годов. Тут изображена ранняя планировка сада, видны полукруглые пандусы, спускающиеся с Троицкого моста, Манеж показан еще без скульптурной обработки по проекту О.И. Бове.

22 Храм Василия Блаженного, литография О. Кадоля с его же рисунка, около 1825 года. Видно, что площадь и Москворецкая улица вокруг собора и Лобного места расчищены и замощены, вдоль Кремлевской стены насажен бульвар, выложена гладкая каменная подпорная стена, Средние и Нижние ряды перестроены. Однако отреставрированное Лобное место снова окружено самодельными лавочками.

23 Петровский театр (ныне Большой) на литографии Н. Жерена по рисунку Н.И. Чичагова из книги «Москва, или исторический путеводитель» 1827–1831 гг. Изображение передает строгую целостность первоначального ансамбля.

24 Лубянская площадь (вид от Софийской улицы) на литографии середины XIX века. Площадь ограничена стеной Китай-города, обсаженной молодыми деревьями, и большим доходный домом на месте нынешнего сквера. Рядом с ним в стене – проломные ворота из Большого Черкасского переулка к Мясницкой улице. У Никольской башни – проломные ворота с Никольской улицы, устроенные в 1820 году. В центре площади – водоразборный фонтан. И в начале XX века на этом месте московские извозчики поили своих лошадей, часто оплата этой услуги шла из кармана пассажира сверх платы за проезд.

25 Дворянское собрание (вид от Театральной площади), литография середины XIX века по рисунку Дица. Слева и справа видны выходящие на площадь дома; Дворянское собрание в основном сохраняет первоначальный вид, но в его портик встроен подъезд в псевдорусских формах. В глубине, за высокой церковью Параскевы Пятницы, видны Моисеевская площадь, купол Университета и неверно помещенная в глубине за домами церковь Георгия на Красной горке.

26 Церковь Св. Николая на Ильинке на литографии Деруа по рисунку Дица, середина XIX века. Церковь Николы Большой крест (первоначально – «Что у Большого креста») была выстроена в 1680-х годах богатейшими московскими «гостями» того времени Филатьевыми. Она стала новой определяющей доминантой Китай-города. Верхние ярусы колокольни с высоким шпилем были надстроены в 1819 году.

27 Верхние торговые ряды на литографии середины XIX века. Изображение не вполне точно передает архитектуру рядов, показывает открытую площадь перед ними, на которой по центру здания стоит памятник Минину и Пожарскому.

28 Варварка к западу от Юшкова переулка, картина неизвестного художника третьей четверти XIX века. Изображение несколько примитивное, но передает общее ощущение невысокой застройки улицы с разрывами по южной стороне. Слева виден только что отреставрированный Дом бояр Романовых, в глубине – произвольно переданный Гостиный двор.
Мне эта картина особенно близка, так как ходил тут много раз, останавливаясь в Москве в 2002–2005 годах в расположенной некогда чуть левее .