Таинство причастия в православной церкви порядок проведения. Для чего нужно причастие в церкви

Святое причащение – важнейший обряд православия, в процессе которого вино и хлеб освящаются и употребляются в пищу. Таким образом происходит приобщение христиан Телу и Крови Иисуса Христа. Святая евхаристия (что значит “благодарение” на греческом) занимает важнейшее место в богослужебном круге.

Установление таинства причащения

Этот обряд имеет Божественное установление и упоминается в Писании. Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Произошло это перед предательством Иуды и началом крестных мучений Иисуса.

Спаситель с учениками собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу – этому событию потом дали название тайной вечери. Христос уже знал, что скоро ему предстоит отдать Свои честную кровь и пречистое тело для искупления грехов людского рода.

Он благословил хлеб и поделил его среди апостолов, сказав, что это тело Его. После этого дал ученикам чашу вина и велел ученикам пить, ибо это кровь Его, изливаемая во искупление . После этого Иисус заповедовал ученикам, а через них преемникам (пресвитерам, епископам) совершать таинство постоянно.

Евхаристия – это не воспоминание того, что было когда-то, причащение считается повторением той самой тайной вечери. Через канонически рукоположенного священнослужителя Господь наш делает вино и хлеб Своими святыми Кровью и Телом.

Как в православии готовиться к евхаристии

Основными условиями участия в причащении считаются вера, крещение. Чтобы выполнить святой обряд, человеку надлежит соблюсти ряд норм – сущностных и дисциплинарных.

К сущностным условиям относятся:

  • Исповедь. Перед причащением обязательно нужно исповедоваться.
  • Понимание смысла. Человек должен сознавать, что он причащается, чтобы соединиться с Господом, вкусить вечерю для освобождения от грехов.
  • Искреннее желание. Христианину должно быть присуще горячее и искреннее желание причащения.
  • Душевный мир. Православный человек, идущий ко святому причащению, обязан желать примирения с близкими, душевному спокойствию. Всеми силами он должен стараться удерживаться от раздражения, злобы, осуждения, суетных разговоров.
  • Церковность. Христианин не должен отступать от церковных канонов. В случае совершения тяжких грехов, отступления от веры следует соединиться с Церковью покаянием.
  • Духовная жизнь. Верующему нужно постоянно понуждать себя к деланию добрых дел, противиться соблазнам, греховным помыслам, возникающим в душе. Помочь в этом призваны молитва к Всевышнему, чтение Евангелия, проявление любви к ближним, воздержание и истинное покаяние.

Из сущностных условий вытекают дисциплинарные, способствующие приобщению к Богу:

1. Литургический пост. По церковной традиции перед святой евхаристией необходимо соблюдение поста. С полуночи ничего не пьют и не едят, чтобы подойти к Святой Чаще натощак. На Пасху, Рождество и в дни других ночных праздничных служб длительность литургического поста не меньше 6 часов. Курящие люди должны воздерживаться от своей привычки.

2. . Происходит она накануне вечером или перед Литургией утром. Из-за загруженности священников исповедь в некоторых приходах может совершаться за несколько дней до причащения. В присутствии священника нужно чистосердечно раскрывать душу Богу, не скрывая ни одного греха. Очень важно иметь намерение исправиться, не совершать прежних ошибок. Перед исповедью стоит помириться с обиженными и обидчиками, попросив смиренно у них прощения.

3. Телесный пост или говение. 3-дневный пост, перед таинством воздержитесь от молочной и мясной пищи, но если есть какие-то проблемы со здоровьем, достаточно не кушать и не пить с 00:00 до начала службы. Чем реже православный причащается, тем строже должен быть пост, и наоборот. Самое долгое говение длится неделю, если христианин причащается каждое воскресенье, то достаточно поститься в среду и в пятницу, а также 4 главных поста.

4. Домашние молитвы. Не стоит забывать о чтении молитв и дома. Молитвы ко святому причащению, а также утренние и вечерние молитвы, чтобы глубже раскаяться в своих грехах, после причащения не забывайте читать утренние и вечерние молитвы каждый день.

5. Супружеские телесные отношения. От них следует отказаться в ночь перед святым обрядом.

Дети дошкольного возраста освобождаются от всех условий и допускаются к святому причастию с семьей или с одним из родителей. Для детей старше 7 лет меру литургического и телесного поста, участия в богослужении, чтения молитв определяют родители, посоветовавшись со священником. Для многодетных, кормящих матерей дисциплинарные условия могут отменяться вовсе.

Причащение: как совершается

До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы “Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.

Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.

Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.

После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.

Как часто причащаться?

Преподобный и подвижник Серафим Саровский ходил к причастию во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Не нужно уклоняться от святого обряда, считая, что недостоин его.

Святой праведный Мечев говорил, что на земле нет человека, достойного причащения. Но, добавлял он, люди все-таки причащаются по особому милосердию Божию, потому что не человек создан для таинства, а оно для него. Стремиться к таинству следует для очищения духа, врачевания души, даже считая себя недостойным такой великой благодати.

Отношение к религии – глубоко личная тема для каждого человека. Одни делают ее своим моральным ориентиром, другие почти не уделяют внимания религиозным чувствам. Но подавляющее большинство наших соотечественников, да и человечество в целом, занимает позицию между этими мнениями, придерживаясь умеренно-уважительного взгляда на веру и посещая церковь только по большим праздникам. Вероятно, вы тоже относитесь к этой многочисленной группе, раз заинтересовались причастием в церкви, но не владеете достаточно глубокими знаниями об этом обряде. Между тем, причастие – это одно из Семи Таинств христианской церкви и основа ее богослужения.

Что такое причастие
Святое Причастие, Вечеря Господня и Евхаристия – это все разные названия одного и того же таинства. Посредством него христиане приобщаются к Телу Иисуса Христа и его Крови, вкушая освященные вино и хлеб. Евангелие содержит информацию о том, что Искупитель сам установил этот обряд во время Тайной Вечери за день до распятия на кресте. С тех пор эта ритуальная трапеза символизирует память о Нем, Его смерти и воскрешении. Это не только воспоминание о божестве, но и буквальное соединение с ним, когда он входит в верующих вместе с едой и питьем.

Причастие в церкви является первым шагом человека к Богу, но не каждый может его принять. Это действие должно быть осознанным и добровольным. В качестве подтверждения силы своего намерения прихожанин должен морально и поступками приготовиться к причастию, приложить определенные усилия. Проявив чистоту помыслов и истинное стремление, вы получите право причаститься в церкви и соединиться с нею. Но этому всегда предшествует определенная подготовка.

Подготовка к причастию
Только маленькие дети до 7 лет, в силу своего возраста и внутренней незапятнанности, не нуждаются в специальном очищении перед причастием. Взрослые люди обязательно готовятся к таинству в течение нескольких дней, во время которых:

  1. Соблюдают пост физический и духовный. Он может длиться от одного до трех суток, в зависимости от состояния вашего здоровья. Перед началом поста нужно помириться, попросить прощения у всех, кто может быть на вас обижен. Соблюдайте умеренность в еде и питье, воздерживайтесь от употребления нескромной пищи, которой являются мясо, яйца, сливочное масло и молочные продукты. Если пост строгий, то на этот период и рыбу следует исключить из рациона. Но самое главное в пост – «не есть других и себя», то есть не испытывать негативных эмоций, тоски и злости, не проявлять агрессии, вести себя доброжелательно и помогать окружающим. Строже относитесь к себе, не позволяйте ругаться и сквернословить, замечайте все свои проступки и исправляйте их. Откажитесь от табака и алкоголя, а также интимной близости. Не посещайте увеселительные заведения, просмотр телепередач замените чтением книг.
  2. Молятся дома утром и вечером. Молитвословы содержат специальное правило для подготовки к причащению: покаянный канон Господу Иисусу Христу, молебный канон к Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, они читаются в течение нескольких дней. Канон Последования ко Святому Причащению читается отдельно накануне Причастия. Также следует читать утренние и вечерние молитвы.
  3. Читают духовную литературу , Евангелие.
  4. Посещают богослужения , в том числе вечернее, накануне Причастия и Божественную Литургию, непосредственно перед или после которой (в разных храмах по-разному) происходит обряд причащения.
  5. Исповедаются перед Литургией. Нужно узнать, когда батюшка принимает исповедь именно в вашем храме. Предварительно подумайте, в чем будете каяться, осмыслите свою жизнь и поступки. Чтобы в волнующий момент не забыть свои грехи, их можно записать на бумагу и прочесть священнику с листа. Вы обязательно почувствуете, что чистосердечная исповедь не только позволяет причаститься, но и делает вас чище, внутренне легче и свободнее. Если вам предстоит исповедаться впервые в жизни, то достаточно будет осознать свои проступки, искренне сожалеть о них и очистить совесть покаянием.
Самое главное, чтобы в вашем сердце были смирение, покаяние и решительное намерение впредь вести благочестивую жизнь. Причащаться могут и даже должны все крещеные христиане, которые испытывают эти чувства. Считается, что их душа очищается Исповедью, а Причастие защищает душу от искушений и наполняет благодатью.

Как происходит причащение в церкви
В тот день, на который назначено ваше причащение, не завтракайте, придите в церковь пораньше, почувствуйте ее атмосферу и настройтесь на нужный лад. Затем исповедайтесь и ожидайте причащения во время службы (это может быть как обедня, так и литургия):

  1. Незадолго до ее окончания запоют «Отче наш», откроются Царские врата иконостаса и к прихожанам вынесут священную реликвию - Чашу с Телом и Кровью Спасителя. В ней находится освященный кагор и хлеб, их величают Вином и Хлебом. Чаша устанавливается на возвышение, называемое амвоной, а священник в это время читает специальную молитву «Верую Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго».
  2. Каждому из присутствующих в храме, кто подходит к Чаше, священник дает Причастие из ложечки. Подойдите к нему, сложите руки на груди и назовите свое имя. После этого поцелуйте основание Чаши.
  3. Люди, далекие от церкви и редко бывающие в храме, часто смущаются при необходимости вкусить Вино и Хлеб с общей для всех присутствующих ложки. Если уж вы приняли по-настоящему твердое решение причаститься, то вера должна избавить вас этого страха и, тем более, брезгливости. Возможно, вас успокоит тот факт, что не известно ни одного случая, когда кто-то заразился от Причастия, причем даже в больничных храмах. Более того, те Дары, которые остаются в Чаше после Причастия верующих, потребляют служители церкви, и не бояться заболеть, даже во время эпидемий. Таким образом, каждый верующий должен усмирить свою брезгливость, а вместе с ней и гордыню, чтобы принять Святые Дары.
  4. Перед тем, как покинуть стены храма, дождитесь окончания Божественной Литургии и поцелуйте крест. Все эти действия приближают вас к Христу, дает вашей душе счастье и спасение. Эти бесценные дары важно не растерять, а сохранить в сердце и за пределами храма.
  5. Причастившись в церкви с утра или днем, посвятите остаток суток спокойным и мудрым размышлениям о Боге и о своей жизни, молитесь, делайте добрые дела и сохраняйте внутреннюю гармонию, обретенную в храме.
Церковь с любовью принимает и дает Причастие своим детям, за исключением некоторых особых случаев. Так, причащаться нельзя тем, кто не принял христианства и/или не носит нательного крестика, а также тем, кому священник сам запретил причащаться по той или иной причине. И, конечно же, нельзя причащаться тем, кто не готов к этому Таинству духовно, кто идет на него не по собственной воли или ради соблюдения внешней формальности. Что касается беременных женщин, то им не только можно, но и нужно причащаться, но церковь освобождает их от обязанности соблюдать физический (пищевой) пост.

Частота и количество актов причащения в жизни каждого человека никак не регламентируется и не ограничивается. В общем смысле, причащаться нужно тогда, когда этого просит ваша душа, когда вас тянет в церковь невидимая внутренняя сила. Более конкретные указания может дать духовное лицо. Но поскольку Причастие, то есть приобщение к Святым Христовым Тайнам, является высшей благодатью, то старайтесь не упускать этой возможности, посещая храм. Большинство прихожан причащаются один или два раза в месяц. Бывают также особые случаи: венчание, крещение, именины, великие праздники, когда без причастия не обойтись. Однако, запрещено причащаться больше одного раза в течение одного дня. И даже если во время богослужения Дары раздают из двух чаш, вкусить их можно только из одной из них.

Великий пост – это лучшее время для покаяния и молитвы, Покаяние (исповедь) и Причастие в этот период должны принести вам радость и благодать. Но, если вы планируете причащаться во время Великого поста, то запомните, что сделать это можно будет в среду, пятницу, субботу и воскресенье. В остальной период года Причащение верующих происходит в любой день недели. Но самое главное в этом Таинстве, и это должен понять каждый христианин, - не дата и не время, как и не сам акт Причастия, а те чувства и мысли, которые появляются у вас во время подготовки и принятия Причастия.

Причастие – это, пожалуй, самое великое и значимое таинство, которое только совершается в стенах христианской церкви. Кто-то его принимает регулярно, а кому-то предстоит причаститься первый раз в жизни. Последним-то и посвящается данная статья, в которой изложена вся основная информация относительно того, как правильно следует причащаться в церкви, чтоб сам процесс был не просто данью моде, а настоящим праздником души.

Готовимся по всем правилам

Любой церковнослужитель скажет вам, что причащаться спонтанно – это неправильно, и даже грешно. Поскольку обряд касается не просто духовного, но и физического состояния человека, желательно все интересующие вопросы и моменты обговорить со священником, который никогда не откажется вам помочь.

Итак, минимум за неделю до того как причаститься в церкви, вам предстоит полностью отвергнуть все развлечения и мирские забавы. Это подразумевает полный отказ от пребывания в шумных компаниях, посещений увеселительных и развлекательных заведений, употребления спиртного и жирной еды, праздной болтовни, сплетен и всего в таком духе.

Если подобная подготовка к Святому Причастию переносится вами с трудом, попробуйте получить новые силы путем посещения церкви, творения молитв, общения со святыми отцами. За сутки до того, как вам нужно будет исповедоваться и причащаться, предстоит выстоять всю службу, от начала и до самого конца.

Физическая сторона подготовки заключается в соблюдении строго поста и отказа от половых отношений. За трое суток до обряда, исключите из рациона алкоголь и еду животного происхождения, не думайте о сексе и не занимайтесь им. Перед самим таинством, а точнее, за сутки до такового, необходимо принять пост.

Накануне же лучше воздержаться от ужина, последний прием пищи должен произойти до вечерней службы вдень перед причащением. К самому же Святому Причащению следует приступать строго натощак. Под запретом даже утренний чай или кофе.

Как будет проходить обряд?

Перед тем, как вам нужно будет правильно исповедоваться и причащаться, важно ознакомиться с самой процедурой, что позволит быть расслабленным и ощутить всю важность происходящего.

Итак, что предстоит делать в заранее оговоренный день:


  • Нужно попасть в храм до момента начала Божественной Литургии, исповедоваться и поставить батюшку в известность, что вы готовы к обряду как физически, так и душевно. Стоит заметить, что от исповеди могут отказаться детки возрастом до 7 лет;
  • Затем необходимо оставаться в церкви на протяжении всей Литургии, по завершении которой все присутствующие верующие люди должны стать рядом с амвоном. В этот момент там уже будет стоять служка со священной Чашей в руках;
  • К вам обратится священник, который уточнит ваше решение причаститься, пояснит, что значит это деяние, и скажет соответствующие слова молитвы и наставления. Затем следует скрестить руки на груди, огласить свое полное имя, и принять вино и хлеб – кровь и тело Христовы. Именно в этот миг можно ощутить единение с Богом, после чего поцеловать основу чаши и отойти в сторонку;
  • Маленьких детей к чаше подносят родители, положив головку на правую руку. Никакого сакрального смысла в этом нет, просто батюшке так сподручнее дать крохе ложечку с Причастием;

Важно! Ни в коем случае не следует креститься возле чаши, чтобы не выбить ее из рук батюшки и не расплескать Причастие. В старину церковь, в которой было допущено такое ужасное кощунство, сносили, а настоятель лишался чина и отправлялся замаливать грех в монастырь. Сейчас нравы не столь суровы, но без последствия для батюшки подобный инцидент не останется – о продвижении по служебной лестнице святой отец может забыть.

  • Сразу после причастия не следует разговаривать, да и просто раскрывать рот, дабы случайно не обронить на пол частицы Причастия – это великий грех. Служители храма дают причастникам (так называют принявшим обряд) запить Причастие теплой водой, чтобы гарантированно проглотить тело Христово до последней крошки;
  • Не принято покидать службу сразу же после принятия Таинства, причастник должен дождаться окончания службы.

Если после всего пережитого в вашей душе поселился покой и мир, значит, что вы все сделали правильно, и можно возвращаться домой. Опять же, в этот день стоит отказаться от развлечений, соблюдать пост, размышлять о своей жизни, о Господе, о Вере и обо всем возвышенном и духовном.

Когда запрещено причащаться, а когда это можно делать?


Пережив первый обряд, люди начинают задаваться вопросом того, как часто, и по каким дням им теперь можно или нужно причащаться. Первые христиане проходили обряд каждый новый день, для чего они полностью отказывались от еды и веселья сразу после наступления темноты.

Понятно, что современный человек это вряд ли сможет или захочет сделать, поэтому посещать храм с такой целью можно по мере возможности, готовности и душевной тяги, хоть раз в неделю, хоть раз в месяц. Главное – это понимание того, что именно значит Причастие в вашей жизни, ощущать от него поддержку и получать силы на новые достижения.

Теперь о том, разрешено ли причащаться, будучи беременной. Несомненно, ведь церковь сама настаивает на том, чтобы женщина, вынашивающая дитя, проходила обряд как можно чаще, привлекая к себе и будущему ребенку небесную благодать, благословение и поддержку.

Беременным дозволено не соблюдать пост, а самым идеальным считается вариант, при котором супружеская пара начинает причащаться с момента венчания в церкви, и продолжает это делать, еще не зная о зачатии потомства.

А вот в дни «женской нечистоты » или, попросту говоря, месячных, церковный канон причащение женщин не благословляет.

Таинство Причащения. Что это такое? Что необходимо?

  1. Что такое Причащение?
  2. Установление Таинства Причащения.
  3. Смысл Таинства Причащения.
  4. Подготовка к Таинству Причащения.
  1. Что такое Причащение?

«Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную» [Православный Катехизис]. Также Причащение называется «Евхаристией», что в переводе с греческого означает «благодарение». Причащение — это «Таинство Таинств», сердце Церкви, корень Церкви, без которого немыслимо вселенское собрание верных. Путем участия в Таинстве Крещения человек становится гражданином Небесного Царства, рождается для новой жизни во Христе Иисусе и дружбы с Богом. Далее, принимая Миропомазание, новокрещаемый принимает благодать, укрепляющую его в этой самой новой жизни. Но, как физический организм не может расти и развиваться, и жить вообще без пищи и воды, так и организм духовный не может обходиться без Святых Даров, подаваемых в Причащении.

Для этого Таинства используются квасной хлеб и красное вино, которые в процессе Божественной Литургии по вере священнослужителей и мирян, молящихся в храме, пресуществляются (становятся) Телом и Кровью Спасителя Господа Иисуса. Свою веру в это христиане черпают из Священного Писания, где впервые говорится об установлении этого Таинства.

2. Установление Таинства Причащения (Евхаристии).

Впервые о Таинстве Евхаристии в Священном Писании Нового Завета упоминается в Евангелии от Иоанна. В шестой главе Господь ведет беседу с иудеями и Своими учениками о «хлебе жизни» в контексте чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Слова Христа «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51), иудеи поняли буквально и недоумевали, каким образом Господь Иисус может дать им Себя в пищу? Далее Христос говорит, что тот, кто не будет принимать в пищу Его Плоть и Кровь, не наследует жизни вечной. Апостолы, слушая сии слова, недоумевали, подобно иудеям, ибо, подобно последним, так же понимали это выражение буквально. Но Господь имел в виду вечную жизнь не в физическом, а в духовном смысле. Соответственно, и употребление и Плоти Его, и Крови не будет исполняться, подобно употреблению людоедов. Вторым аспектом этого изречения является указание на будущую жертву за грехи мира.

Это становится понятным на Тайной Вечере, накануне страданий Христовых, когда Сам Господь и апостолы собрались для участия в первой в мире Евхаристии. Данное событие упоминается у трех синоптических евангелистов – Матфея, Марка и Луки, а также в письме апостола Павла коринфским христианам. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все; ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28). У апостола и евангелиста Луки, ко всему приведенному у св. Матфея, имеется фраза: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама по себе Тайная Вечеря внешне вполне напоминает иудейские пасхальные собрания, на которых обязаны были присутствовать все члены каждой еврейской фамилии. Но тем и отличался ужин Христа и апостолов от иудейс кой Пасхи, что Господь и ученики не имели кровного родства. Следовательно, в момент слов Иисуса «приимите, ядите…» рождалась та семья, которая потом вырастет в Церковь, и помимо агнца был Он Сам, приносящий Себя в жертву «как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» для спасения людей (1 Пет. 1:19-20)».

Впоследствии, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и начала деятельности Церкви Евхаристия стала неотъемлемой частью духовной жизни первых христиан. В книге Деяний и в посланиях св. апостола Павла неоднократно упоминается о «преломлении хлеба» (так у первых христиан называлось Причащение) в среде верующих. Со временем развития церковной жизни происходит и развитие Причащения. Ранее оно совершалось на так называемых агапах – вечерях любви – прототипе современных богослужений, где христиане слушали поучения старейшин общин, молились, пели псалмы, пересказывали изречения Господа и апостолов, совершали совместную трапезу. Венцом этого действа служило Причащение. Начиная со IIвека Причащение постепенно отделяется от агап и совершается на Божественной Литурги и (греч.«Общее дело»).Сама Божественная Литургия в первое тысячелетие н.э. имело множество чинопоследований (как правило, в каждой местности имелся свой чин, названный либо по населенному пункту (Брагский чин), либо по имени святого, чей вклад в создание текста Литургии был значительным или полностью принадлежал его авторству (Амвросианский чин)). В настоящее время в Русской Православной Церкви используется три чинопоследования Божественной Литургии, из которых наибольшее распространение получила Литургия святителя Иоанна Златоуста. Реже (десять раз в году) с лужится Литургия святителя Василия Великого, являющаяся прямым предтечей вышеупомянутого чина Златоуста. И в течение Великого Поста по средам и пятницам служится Литургия святителя Римского Григория Двоеслова, иначе называемая Литургия Преждеосвященных Даров, названная так из-за отсутствия Евхаристического канона и, как следствие, использования на ней Тела и Крови Христа, освященных ранее на одной из «евхаристических» литургий (как правило, это чин свт.Василия Великого). Но самыми главными элементами, объединяющими все чины, всегда служили молитвы о всем мире, поучение в Священном Писании, святое лобзание между членами общины и, самое главное – преломление хлеба (собственно, ради чего и собирались христиане).

3. Смысл Таинства Причащения .

Вкушая Плоть и Кровь Христовы, верующий становится единым организмом с Господом, тем самым исцеляя свою природу, свою душу от греха и смерти; попаляя страсти, мы наследуем жизнь вечную. В Священной Евхаристии верующим подается священное «лекарство бессмертия», как говорил священномученик Игнатий Богоносец, «противоядие, чтобы не умирать». Бог сделал человека существом материальным. Вот почему Он использует такие материальные вещи, как хлеб и вино, чтобы вложить в нас новую жизнь.Редкое участие в Евхаристии – явление не вполне здоровое. Это, скорее, следствие ослабления духовной жизни, чем правило. Многие пытаются объяснить такую практику тем, что они не всегда достойны Причастия. Но, не думаю, что частота участия в Таинствах делает кого-то более или менее достойным. К сожалению, такая тенденция, вводимая еще в дореволюционное время, сохраняется и теперь. Безусловно, тщательная подготовка к евхаристической встрече со Христом необходима. В частности, об этом говорит святитель Геннадий Константинопольский: «Тот, кто приглашает императора в свой дом, сначала вычищает свой дом; так и ты, если хочешь принять Бога в свой телесный дом, должен сначала освятить свое тело постом». Св. прав. Иоанн Кронштадтский причащался ежедневно, призывая к этому и свою паству. «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике» (св. прав.Алексий Мечев).

4. П одготовка к Таинству Причащения.

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения. Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое Богослужение. Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:

— Последование ко Святому Причащению;

— канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;

— канон молебный ко Пресвятой Богородице;

— канон Ангелу – хранителю (все вышеперечисленные молитвенные правила находятся в любом православном молитвослове).

Перед Причастием положен литургический пост.Благочестивой является практика говения (поста) в течение семи дней перед Причащением. Сейчас некоторые священники по немощи телесной благословляют приступать к Таинству Евхаристии и по истечении хотя бы трехдневного поста. Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения. Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля — священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди — найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии.Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. По дходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). В день Св. Причащения — вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Таинство Причащения установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

Господь наш Иисус Христос, прежде чем преподать Таинство Причащения, сказал: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6:51). То есть пища, которую Я хочу вам дать, - это Плоть Моя, которую Я хочу отдать для оживотворения всего мира. Это значит, что Божественное Причащение для верующих - это необходимая составная часть духовной и по Христу жизни.

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ин. 6:53

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем.
Ин. 6: 56

Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия, в Таинстве Евхаристии. Самое было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Как учит Святая Церковь, христианин, принимая Святое Причастие, таинственно соединяется со Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится весь Христос. Неизмеримо значение Таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум. Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, взращивает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.

В размышлениях о Божественной литургии святителя Серафима Звездинского есть описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина причащения Святых Таин. Подвижник видел «огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос «Перейди через это море!» Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло- Животворящая Кровь Его. Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя»». Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и мне дай в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6, 56).

В некоторых духовных болезнях Таинство Причащения является наиболее действительным врачевством: так, например, при нападении на человека так называемых “хульных мыслей” духовные отцы предлагают бороться с ними частым приобщением Святых Таин.

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о значении Таинства Евхаристии при борьбе с сильными искушениями: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Святых Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе». Для одного душевнобольного отец Иоанн рекомендовал как средство излечения пожить дома и почаще приобщаться Святых Таин.

По обычаю Церкви, Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. Преподобный Серафим говорит, что возрождение души совершается через два Таинства: «через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Таинами Тела и Крови Христовых».

Недостаточно одного покаяния для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях. Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24 - 26).

Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Вместе с тем, как бы ни было для нас необходимо причастие Тела и Крови Христовых, оно не может иметь места, если не предшествует ему покаяние. Апостол Павел пишет: «…кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27 - 30). Как мы видим из слов апостола Павла, Таинство Причащения будет действенно лишь при надлежащем приготовлении к нему, при предшествующей самопроверке и покаянии в грехах. И если последнего не было, то человек обрекается на немощь, болезни и даже .

Что могло бы служить для нас показателем того, что мы подготовились к Таинству Причащения надлежащим образом? Приводим мнение по этому поводу преподобного Симеона Нового Богослова: «Однажды, когда читались богодухновенные слова святого отца нашего Симеона Студийского: «Брат, никогда не причащайся без слез…» - то слушатели, слыша это, - а их тут было много не только мирян, но и монахов из известных и славных по добродетели, - удивились этому слову и, посмотревши друг на друга, улыбаясь, сказали единодушно, как бы в один голос «Стало быть, мы никогда не будем причащаться, но должны остаться все без причастия…». Далее преподобный Симеон разбирает черты жизни деятельной, полной трудов покаяния, что проходящие такую жизнь получают нежное, чувствительное сердце и умиление, и у них слезы всегда будут сопровождать причащение. Те же, кто проводит жизнь в самоуслаждении, которые ленивы, нерадивы, не каются и не смиряют себя, те постоянно остаются с черствым, жестоким сердцем и не будут знать, что такое слезы при причащении.

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), «великое дело принимать Святые Таины и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщательной оно требует от нас и подготовки. А потому хочешь от Святого Причащения получать благодать Божию - старайся всемерно об исправлении своего сердца». Однако здесь следует помнить и слова святителя Феофана Затворника: «Действие Таинств не всегда отражается в чувстве, а действует и сокровенно».

Как часто надо причащаться Святых Таин?

В четвертом прошении молитвы Господней «Отче наш» мы просим о ежедневном даровании нам «хлеба насущного». По толкованию многих отцов Церкви, под этими словами не следует, скорее всего, разуметь обычные хлеб и пищу, которые подает нам Бог в изобилии без нашего прошения (см. Мф. 6, 31 - 32). Так, святой Киприан пишет: «Хлебом нашим мы называем Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его… Хлеб же сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхаристию каждодневно в снедь спасения приемлющие, в том смысле, чтобы не произошло какое тяжкое прегрешение и нам не было воспрещено приобщаться сего Хлеба Небесного… Поэтому-то мы и просим каждодневно давать нам Хлеб наш, т. е. Христа, чтобы нам, пребывающим во Христе, не отступать никогда от освящения Телом Его».

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет так по этому же вопросу «”Хлеб наш насущный даждь нам днесь”. “Насущный”, т. е. “над-сущный” - высший всех сущностей, каковым может быть только Хлеб, сшедший с небес. Когда говорится “днесь”, показывается, что вчерашнее вкушение его недостаточно, если он также не будет преподан нам и ныне, в убеждении нас таковою каждодневною нужностью его во всякое время изливать эту молитву, так как нет дня, в который бы не нужно было укреплять сердце внутреннего нашего человека принятием и вкушением этого хлеба». А вот мнение о том святителя Василия Великого. В письме к Кесарии он пишет: «Добро есть и полезно приобщаться и принимать Тело Святое и Кровь Христову каждый день. Мы приобщаемся в неделю четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и субботу, а также и те дни, когда бывает память какого-либо святого». Преподобный Нил Сорский ежедневно причащался Святых Таин и говорил, что это «видимо поддерживает силы души и тела». Так же думал и святитель Амвросий Медиоланский. В книге о Таинствах он пишет: «Если многократно изливается Кровь, которая изливается во оставление грехов наших, то надо ее всегда принимать, чтобы отпускались мои грехи; и если я всегда грешу, то всегда потребно для меня и врачевство… Принимай всякий день то, что может исцелить тебя. Так живи, чтобы всегда быть тебе достойным этого принятия (т. е. причащения)».

Святитель Феофан Затворник также благословлял одного из духовных детей каждый день причащаться из запасных Святых Даров. Праведный Иоанн Кронштадтский указывал на забытое апостольское правило отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Святого Причастия.

Преподобный Серафим Саровский заповедовал дивеевским сестрам «неопустительно исповедоваться и приобщаться во все и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше, не мучая себя мыслию, что недостойна; и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступил к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Христовой, все более и более светлеет, совсем просветлеет и, спасется».

Разумеется, очень хорошо причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам - в день их бракосочетания. Преподобный Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать причастие также и в памятные дни их усопших близких - в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.

При желании же причащаться еще чаще (может быть, даже каждый день) нужно следовать такому указанию преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению не приносит должного покаяния, кто не ходит плача и сетуя всегда и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно недостоин [ежедневного причащения]. А кто все это делает и в воздыханиях и слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин быть причастником Божественных Таин, и не только в праздник, но и каждодневно, и даже - хотя и дерзновенно скажу - с самого начала покаяния и обращения своего».

Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), «постоянное причащение должно быть идеалом всех христиан. Но враг рода человеческого сразу понял, какую силу даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело отклонения христиан от Святого Причащения. Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались ежедневно, затем четыре раза в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там - во все , т. е. четыре раза в год, наконец едва-едва раз в год, а иные и того реже». «Христианин всегда должен быть готов и к смерти, и к причащению», - говорил один из духовных отцов. Итак, от нас зависит частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Таин Тела и Крови Христовых. И если сердце всецело живет Богом - и в делах, и в словах, и в мыслях, если христианин плачет в душе о всяком грехе своем и имеет целью своей жизни богоугождение и стяжание Духа Святаго Божия, то нет препятствий у него для ежедневного причащения Святых Таин, как это делали христиане первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов. Один из мудрых современных пастырей, о. Валентин Свенцицкий, пишет: «Жизнь духовная - не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная жизнь во Христе. Но как она может начаться, если ты не примешь в этом страшном и великом Таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови, Христовой, будешь в Нем? И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг без нападений. И здесь он будет строить тебе всякие козни. Он воздвигнет множество и внешних и внутренних преград, То будет тебе некогда, то почувствуешь себя нездоровым, то захочется. отложить ненадолго, «чтобы лучше приготовиться». Не слушай. Иди. Исповедуйся. Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь».

Пусть же каждая душа чутко прислушивается в своем сердце и боится прослушать стук в его двери руки Высокого Гостя; пусть боится она того, что ее слух огрубеет от мирской суеты и не сможет слышать тихих и нежных призывов, идущих из Царства Света. Пусть боится душа подменить переживания небесной радости единения с Господом мутными развлечениями мира или низменными утешениями телесной природы. А когда она в силах оторваться от мира и всего чувственного, когда затоскует о свете горнего мира и потянется к Господу, пусть дерзает единения с Ним в великом Таинстве, одевая себя при этом в духовные одежды искреннего покаяния и глубочайшего смирения и неизменной полноты нищеты духовной. Пусть также не смущается душа оттого, что она при всем своем покаянии все же недостойна причащения. Про это так говорит праведный Алексий Мечев: «Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы - грешные, недостойные, слабые - более, чем кто-либо, нуждаемся в этом спасительном источнике».

Почему же мы все же не получаем на более частое причащение благословения наших духовных отцов? Только по жестокосердию и нерадению нашему, потому что при нашей греховной жизни и отсутствии постоянного покаяния и трезвения мы стали бы принимать Тело и Кровь Господни недостойно.

Если христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше ежедневно, то в XIX веке многие христиане в России считали причастие предсмертным напутствием. В наше время вновь возродилось стремление причащаться часто. Однако, зная, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки - говения, многие не могут найти сил и времени для говения (которое тем самым превращается в самоцель).

В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь ко Господу, ее сила покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда батюшки благословляют и более частое причащение, но это скорее исключение, чем правило. Конечно, причащаться нельзя «для галочки», ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить.

О приготовлении ко Причащению Святых Таин

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению. Размер его определяется духовным отцом. Обычно оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению.

Надо при этом учитывать и нижеследующие указания праведного Иоанна Кронштадтского: «некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога - на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило ко Причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление нашей жизни и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в слове, а в силе” (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем Матери-Церкви, но с благоразумием; и, если возможно, “могий вместити” продолжительную молитву “да вместит”. Но “не вси вмещают словесе сего” (Мф. 19, 11; см. также ст. 12); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело - живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах». С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи - мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае - до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

    Вот эти правила.
  • Перед Чашей надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее.
  • Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук
  • Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.
  • Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться.
  • Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду.
  • Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово.
  • Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.
  • У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.
  • Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать.
  • Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день.
  • В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов при чтении , поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.
  • Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Причащение больных

Это последование есть особый вид преподавания Таинства Евхаристии людям, по причине тяжелой болезни не могущим быть в храме при совершении Таинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В таком случае уже древняя Церковь, снисходя немощи больного и смотря на Таинство как на лучшее и вернейшее врачевство души и тела, посылала верным Святые Дары на дом. Так же поступает Церковь и теперь. По обычаю Православной Церкви, Святые Дары для больных приготовляются в Великий Четверток, но они могут быть приготовлены и во всякое другое время на полной литургии. Для этой цели приготовляется второй агнец, а в тех храмах, где литургия совершается ежедневно, отлагается только часть литургийного же агнца. Целый агнец или часть агнца приготовляется для преподания больным так же, как и для литургии Преждеосвященных Даров, по указанию учительного известия.

Самое последование причащения больных имеет такой порядок Священник берет часть Святых Таин, влагает ее в потир и вливает вина столько, сколько удобно может принять больной. После обычного начала читаются: «Приидите, поклонимся» трижды, Символ веры и молитвы ко Святому Причащению. Затем приготовленный таким образом больной исповедуется и получает разрешение от грехов, если он не был исповедан, а в противном случае прямо причащается. По причащении читаются: Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш», тропарь дня, Богородичен и бывает отпуст настоящего дня.

Последование ко Святому Причащению

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12раз)

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон)