Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского

(По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание")

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкно­вение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве лю-


дей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Та­кой способ изображения убийства отражает авторскую пози­ций): преступление, которое совершил Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совер­шил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

В трактире Раскольников подслушал рассуждения сту­дента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщи­цу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятель­ство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы по­казать, какую власть над человеком может иметь идея и ка­кой страшной может быть эта идея.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников при­нимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отка­зывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития худонсественного


образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.

Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеоб­щая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".

"Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание"

В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, нако­нец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным са­мостоятельным человеком самим по себе".

Роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказа­ние" - это книга о жизни обездоленных, это боль писателя за поруганную честь "маленького" человека. Перед чи­тателем разворачиваются картины страданий "маленьких" людей. Их жизнь протекает в грязных каморках, на бульваре.

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных. Трактирная и уличная стихия вмешивается в судьбы людей, накладывает отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал.... А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у Расколь­никова. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоп­танная с юных лет человеческая душа. "Бедная девочка!.. Очнется, поплачет, потом мать узнает... Сначала прибьет, а потом высечет, больно и с позором, пожалуй, и сгонит... А


не сгонит, так все-таки пронюхают Дарьи Францевны, и начнет шмыгать моя девочка туда да сюда... Потом тотчас больница (и это всегда у тех, которые у матерей живут очень честных и тихонько от них пошаливают), ну а там... а там опять больница... вино... кабаки... и еще больница... года через два-три - калека, итого житья ее девятнадцать аль восемнадцать лет от роду всего-с..."

И гневом дышат его слова, когда он с возмущением гово­рит, что существующая жизнь оправдывает подобное созна­тельное унижение человека: "Это, говорят, так и следует. Та­кой процент, говорят, должен уходить каждый год..." В этот процент и попали Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Дуня Раскольникова.

Типичный приют столичной бедноты - жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин не­сколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире - это потрясающая исповедь "погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств". Это вопль о помощи. Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступе­ни человеческого падения. "Нас обкрадывал да в кабак носил", - говорит Катерина Ивановна.

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. "Милостивый государь, - начал он почти с торжественностью, - бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же - никогда и никто". Мармеладов - человек, которому "некуда идти". Отчаянием человека-одиночки звучит его жалоба: "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!"


сохранил лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, по словам Д. И. Писарева, "ему не изменила естественная деликатность и чуткость глубоко нежного ха­рактера". Последнее душевное движение Мармеладова - это мольба к Катерине Ивановне и Соне о прощении.

Да, действительно, всю жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, она терпит нужду и лишения. Гордая, горячая, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, "плача и рыдая, и руки ломая, выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней доче­рью Соней, который, в свою очередь, женится на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Тут невольно вспоминаются слова Мармеладова: "Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти"? Нужда, нищета давят семью Мармеладова, доводят Катерину Ивановну до чахотки, но в ней живет чувство собственного достоинства. Сам Достоевский говорит о ней: "А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю нельзя было". Вот это стремление почувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки. Достоевский постоянно подчеркивает это стремление слова­ми "гордо и с достоинством осмотрела своих гостей", "не удостоила ответом", "громко заметила через стол". Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое большое чувство - доброта. Она старается оправ­дать своего мужа, говоря: "Вообразите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит". Она, крепко прижимая Соню, как будто грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: "Соня! Соня! Я не верю!" В поисках справедливости Катерина Ивановна выбегает на улицу. Она понимает, что после смерти мужа дети обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним.

Так Достоевский, противореча себе, опровергает теорию утешительства и смирения, якобы приводящую всех к сча­стью и благополучию, когда Катерина Ивановна отвергает


утешение священника. Трагичен конец Катерины Иванов­ны. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но их сиятельство обедают, и перед ней закрывают двери. Больше нет надежды на спасение, и Катерина Ива­новна решается на последний шаг: она идет просить ми­лостыню. Очень впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, ("уездили клячу", "надорва­лась"), перекликаются с образом замученной, забитой до смерти клячи, которая когда-то приснилась Раскольникову. Об_раз надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотво­рение Н. Некрасова об избиваемой кляче, сказка М. Сал­тыкова-Щедрина "Коняга" - это обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Иванов­ны запечатлен трагический образ горя. Этот образ заклю­чает в себе огромную силу протеста. Он встает в ряд вечных образов мировой литературы.

Трагизм существования отверженных воплощен и в обра­зе Сони Мармеладовой. Достоевский любил контрастно отте­нять трагическое, ставя его рядом с пошлым, будничным, смеш­ным. Так появляется первый раз Соня в кричащем костюме продажной женщины у постели отца. Этот нелепый костюм заставляет почувствовать трагичность судьбы его обладатель­ницы. А судьба Сони трагична. Ей также некуда идти в этом мире, ибо, по словам Мармеладова, "много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать". Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. Вот и идет Соня тор­говать собой, чтобы спасти семью от голода, так как выхода нет, она не имеет права покончить с собой. Д. И. Писарев писал: "Может быть, Софья Семеновна так же сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выло­жить на стол перед Катериной Ивановной 30 целковых, в которых заключался весь смысл и все оправдание ее безнрав­ственного поступка". Положение тупика, когда даже исход самоубийства невозможен для бедного человека, толкает лю­дей на моральные преступления против самих себя, ставит перед выбором: нарушить нравственность - преступно, не нарушить - тоже преступно по отношению к близким. Не пойди Соня на нарушение норм нравственности, и дети умер­ли бы с голоду. Образ Сони превращается в обобщающий


образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает: "Со­нечка Мармеладова! Вечная Сонечка".

Образ Сони является проводником взглядов на жизнь са­мого автора. Все в ее образе говорит о величии нравственного подвига, о сострадании к людям, о силе души, о стремлении к самоуничижению, к смирению.

Горькая участь и душевная сила Сони запечатлены во внешнем облике: "...в комнату, робко озираясь, вошла одна девушка... Это была Софья Семеновна Мармеладова... Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и при­личною манерой, с ясным, но как будто несколько запуган­ным лицом..."

Характерными деталями Ф. Достоевский подчеркивает униженное положение Сони в этом мире: "Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам", "Соня опять села и опять робко, потерянно, поскорей взглянула на обеих дам и вдруг потупилась".

Это робкое забитое существо становится моральным наставником, ибо его устами говорит Ф. Достоевский. Глав­ное в характере Сони - это смирение, всепрощающая хри­стианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в Бога придают ей силы, помогают жить. По­этому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в страдании.

Раскольников спрашивает у нее, что делать ему теперь. Соня отвечает: "Пойди сейчас, сию же минуту, стань на пере­крестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре сто­роны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Чтобы показать мораль­ную силу Сони, Достоевский пишет, что и на каторге, куда пошла она за Раскольниковым, каторжане полюбили ее. Под ее влиянием излечивается от душевной травмы и Раскольни­ков. Образ Сони был единственным светом Ф. М. Достоев­ского в общем мраке безнадежности.

Сонечка Мармеладова - это олицетворение любви к лю­дям. Она сохранила чистоту души в той грязи, в которую толкнула ее жизнь.


Образ Сони - это обобщенный образ страдания челове­ческого. Но этот образ заключает в себе и огромное реали­стическое содержание. Судьба Сони как жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи, приобретает широкое обобщающее значение. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти дорогой Сони. Единственно реальный путь для девушки без средств - это путь продажи себя, только лицу определенному, в данном случае Лужину.

Очень подробно, психологически верно изображая "бедных людей", Ф. М. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить нельзя.

Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Многие великие писатели в своих произведениях созда­вали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе - не просто фон, на котором происхо­дит действие. Это тоже своеобразное "действующее лицо" -город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широ­ком фоне повседневной жизни города. Перед нами проходят образы спившегося чиновника Мармеладова, его жены Ка­терины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших уже в провинции, где они жили раньше, познакомиться с тяжелой участью человека из непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаи­моотношений с ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую тра-


гедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.

Достоевский представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "...и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна - это крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредев­шие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая каца­вейка".

Эта "старушонка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету. Ростовщица скупа и без­жалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные про­центы. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечный помин" бессовестной ста­рухиной души.

Следующий представитель галереи - Лужин. Лужина ав­тор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дель­цом-приобретателем. Раскольников, еще до своей первой встре­чи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, стал­киваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждал­ся, что, как это ему ни противно, между ним иЛужиным есть и точки соприкосновения. Лужин - не просто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправ­дать при помощи принципов политической экономии и бур­жуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Расколь­ников неожиданно сознает, что эти принципы являются бо­лее низменным вариантом его собственных взглядов, вуль­гарным опошлением его "идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно


резать", - заявляет он Лужину, устанавлива общность между ними обоими.

Достоевский тем самым заставляет героя ощутить бли­зость между его "наполеоновской" теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В романе авантюрист-поме­щик Свидригайлов воплощает нравственное разложение рус­ского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женил­ся. Неожиданно пришедшее к нему богатство, власть над кре­постными душами - все это развратило его. Свидригайлов не только опустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубоко страдает.

Отвращение к себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом сове­сти, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свид-ригайловым, которого "обошла" крестьянская реформа, и бед­няком Раскольниковым, сестру которого преследует Свидри­гайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым и ненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свид­ригайлов при первом же свидании с Раскольниковым заявля­ет ему, что они "одного поля ягода". Провозглашаемое Расколь­никовым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи "сильной" личности приводят не только к оправданию "идей­ного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправда­нию разврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самого тоску и внутреннее омерзение. Если "экономическая" мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о "праве" на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, к полнейшему нрав­ственному разложению личности - такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам Достоевский.

Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства, выражают, по мысли автора "Преступления и наказания", тор­жество общественного, народного начала, присущего натуре


И. 800 СОВр. соч. по рус. И мир. лит. 5-11 КЛ.

Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духов­ными заблуждениями, которые разъединяют человека с наро­дом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глу­бокий философский смысл "Преступления и наказания", де­лающий этот роман столь значительным для современного читателя - участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремле­ние помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в "царство мысли и света". Во всей реалистической про­зе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетени­ем, как "Преступление и наказание".

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и нище­та неизбежны во всяком обществе, что они составляют извеч­ный удел человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, кото­рый не желает быть "вошью", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против об­щественной несправедливости.

Введение

Роман «Преступление и наказание» был написан и опубликован Ф.М. Достоевским в 1866 году, то есть, вскоре после отмены крепостного права и начала смены общественно-экономического строя. Подобная ломка социальных и экономических устоев влечет за собой непременное экономическое расслоение, то есть обогащение одних за счет обнищания других, освобождение человеческой индивидуальности от культурных традиций, преданий и авторитетов. И как следствие, преступность.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное общество, порождающее все виды зла -- не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в глубинах человеческого подсознания.

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, в недавнем прошлом студент петербургского университета оказался на грани нищеты и социального падения. Ему нечем платить за проживание, гардероб изношен настолько, что в нем и на улицу стыдно выйти приличному человеку. Часто приходится голодать. Тогда он решает совершить убийство и оправдать себя теорией об «обыкновенных» и «необыкновенных» людей, которую придумал он сам.

Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова - явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике. Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи. «Наполеону, - утверждает Раскольников, - и в голову не пришло бы мучиться вопросом - можно ли убить старушонку, - он зарезал бы без всякой задумчивости».

Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он -- сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели.

Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям.

Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

Главный герой полагает, что все люди от рождения по закону природы делятся на два разряда: «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закон. А необыкновенные имеют право совершать преступления и переступать закон. Данная теория очень цинична по всем моральным принципам, которые складывались на протяжении многих веков с развитием общества, но Раскольников находит примеры для своей теории. Например, это французский император Наполеон Бонапарт, которого Раскольников считает «необыкновенным», потому что Наполеон убил за свою жизнь много людей, но совесть его не мучила, как считает Раскольников. Сам Раскольников пересказывая свою статью Порфирию Петровичу отметил, что «необыкновенный человек имеет право …разрешить своей совести перешагнуть … через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того требует».

По теории Раскольникова к первому разряду относятся люди консервативные, чинные, они живут в послушании и любят быть послушными. Раскольников утверждает, «что они должны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного». Второй разряд переступают закон. Преступления этих людей относительны и многоразличны, они могут «перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь» для выполнения своих целей.

Вывод: создав свою теорию, Раскольников надеялся, что его совесть примирится с его намерением убить человека, что после совершения страшного преступления не будет его мучить, донимать, выматывать его душу, но как оказалось, Раскольников сам обрёк себя на мучение, не справившись со своей натурой.

Так сложилось, что ни один человек не может прекратить мыслить. Каждый из нас на протяжении всей жизни думает, рассуждает, строит воздушные замки или прагматично составляет план дальнейших действий. При этом кому-то в голову не приходит ни единой оригинальной, свежей мысли, а кто-то, совершенно не прилагая усилий (или, возможно, претерпев невероятные душевные муки), изобретает, сочиняет, становится творцом новой идеи, теории, никогда до этого момента не возникавшей в человеческом сознании.

Итак, теории рождаются по-разному, но не имеют ценности без практического применения. Однако для того, чтобы воплотить их в жизнь, необходимо сначала глубоко и искренне в них поверить. Так и поступил герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он гордился своей идеей, забавлялся ею, словно любимейшей игрушкой, до определённого момента слепо верил в её правильность и, даже пройдя сквозь все испытания, не вполне отказался от неё. Так в чём же столь явная сила теории Раскольникова? И что это вообще такое - «сила теории»?

Я считаю, что сила любой идеи заключается в её способности увлечь не отдельного человека, а целое общество, в её притягательности, актуальности и, возможно, в оригинальности мыслей и взглядов её создателя. Это значит, что все атрибуты могущества и власти принадлежат теории Раскольникова. Действительно, способ разделения людей на творцов и материал, «обыкновенных» и способных сказать «новое слово» нельзя назвать общеизвестным или попросту банальным.

Однако не только этим объясняется привлекательность теории. Важно, что она слишком правдоподобна, обманчиво, но в это же время ощутимо справедлива. Теория Раскольникова подкупает уже тем, что оправдывает и даже поощряет бесчеловечность, разрешает нарушать закон, совершать преступления в погоне за собственной выгодой, выгодой существа, якобы «необыкновенного», гениального и сильного. Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Таким образом, получается, что кто-либо, имеющий дар или талант, «… если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то внутри себя, по совести, может… дать себе разрешение перешагнуть через кровь…».

Такие рассуждения необычайно заманчивы, они легко распространяют своё влияние на большое число людей уже потому, что навряд ли часто встречаются среди нас те, кто не считает себя хотя бы чуть-чуть гениальным или, в крайнем случае, талантливым! Теория Раскольникова в такой степени продумана, подкреплена доказательствами, что трудно не согласиться с нею.

Но согласиться трудно вдвойне. Почему? Да потому что в сильных сторонах этой теории таяться её же слабые стороны. Это значит, что только жестокие, абсолютно беспринципные люди могут следовать дорогой, найденной Раскольниковым, что, столь заманчивая на словах, теория не способна осуществится без значительных оговорок и «побочных действий».

Выходит, что негативные последствия воплощения идеи в жизнь перевешивают все ожидаемые положительные.

Читатель замечает: не очень убедительно звучит ответ Раскольникова Порфирию Петровичу, который беспокоится, что будет, если «… один из одного [низшего] разряда вообразит, что он принадлежит к другому разряду и «начнёт устранять все препятствия».

Также иногда нелогичны рассуждения Родиона. Например, он целенаправленно путает причины и следствия, убеждая всех и самого себя: Наполеон добился успеха лишь в силу того, что был жесток и не останавливался перед кровью. Раскольников не задумывается над тем, что всё могло быть и наоборот, что те люди, которые «по совести» позволяют себе преступление, уже родились бессовестными и, зачастую, обделёнными талантом, той самой способностью сказать «новое слово».

Становится понятно: сам создатель теории искажает историче6ские факты, отказывается учитывать психологию большинства людей и их склонности.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление.

Мало того, своим примером герой доказывает, что «человек и гражданин» не может следовать этой идее - идее бесчеловечности, так как непременно закончатся силы, ослабеет воля, прежние идеалы покажутся незначительными по сравнению с тяжестью взятого на душу греха, будь то убийство, воровство либо иное преступление. Теория Раскольникова по сути своей преступна. Она слаба в том, что ей могут последовать лишь неуверенные в себе люди, которые боятся трудных путей и надеются, что совесть в них не заговорит после совершения злодеяния.

Но эти нерешительные личности переоценивают свои силы и обязательно разочаровываются. Стойкие же духом либо не заинтересуются идеей, либо давно уже идут описанным путём, при этом, не раскаиваясь и не задумываясь над тем, какую бы теорию создать, чтобы оправдать себя: человек - «… вошь для того, кому этого и в голову не заходит…».

Эти рассуждения доказывают, что способ жизни, предложенный Раскольниковым, не актуален для большинства людей, даже если они сам этого не осознают, а никому не нужная, несовершенная, неприменимая на практике теория, как известно, слаба и не имеет права на существование.

В завершение можно попробовать представить себе, во что бы превратился мир, если бы теория Раскольникова прочно закрепилась в умах всех людей, чем бы закончилось противостояние гуманизма, человечности, добра, послушания и жестокости, эгоизма, несправедливости, таящейся в идее, изложенной Достоевским на страницах романа.

Ответ на этот вопрос даётся в эпилоге, достаточно лишь вспомнить сон Раскольникова. Ведь моровая язва из Азии - это не что иное, как теория, обращённая в жизнь. Она, словно болезнь, поработила бы сердца людей, каждый из которых думал бы, что «… в нём в одном и заключается истина…».

Страшные картины войн и разрушений, пронесшиеся в видениях больного Раскольникова, отражают в полной мере те ужасы, которые бы случились, будь данная теория действительно сильна.

Очевидно, что все сильные стороны являются лишь продолжениями слабость идеи Родиона. По сути, слабость теории Раскольникова в самом её создателе, в его собственных слабостях. Несмотря ни на что, эта теория существует, и будет существовать вместе с людьми - её приверженцами. Но она очевидно несправедлива, зла, и её жизнеспособность объясняется бессмертной несправедливостью нашего мира.

Но, на мой взгляд, сама идея не достойна занимать настоящего, духовного человека, кроме как в качестве ознакомления; она способна заинтересовать и обнадёжить своей силой, но также может, разъедаемая изнутри, уничтожить и раздавить своей слабостью.

Теория Раскольникова в какой-то мере опасна, результаты её применения разнообразны и противоречивы (в зависимости от индивидуальных качеств последователя), но она остаётся глубоко несправедливой, неправедной и разрушает личность. В этой разлагающей силе заключена самая важная слабость, которой никак нельзя пренебречь.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф.М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти". Именно там, на
каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", которые ставят себя выше нравственных законов
общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают
по разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Не может быть в мире гармонии,
если прольется хоть одна слеза ребенка (ведь Родион убивает Елизавету и ее неродившегося ребенка). но герой
находится во власти автора, и потому в романе Родион Раскольников терпит крах.

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни
всегда опровергает, делает недееспособным любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И поэтому
главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение
человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающие эту теорию.

Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на исключительности одних и унижении других. И убийство
старой задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую
позицию: преступление, которое поступит Раскольников, - это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он поступит
его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то
распоряжения.

Однако этическая "арифметика", логическая "казуистика" героя постоянно сталкиваются с его душевной "алгеброй", что
заставляет совершать "нелепые" поступки: искренне сочувствовать несчастьям Мармеладовых, оставляя у них на подоконнике
последние деньги, жалеть поруганную девочку на бульваре, ненавидеть Свидригайловых и Лужин, называть подлость
подлостью вопреки логическому изложению - "негодяй человек, и подлец тот, кто его за это подлецом называет".

"На дело хочу покуситься и в то же время, которых глупостей боюсь!" - Думает Раскольников , пораженный страхом
встречи с квартирной хозяйкой. Герой считает "низким жанром" свою причастность к миру простых людей с их
обыденным сознанием и мелкими заботами. Свойственные ему черты приличия он презирает. Так возникает конфликт
между сознанием Роскольникова и его поведением, неожиданным для самого героя, и не поддающимся контролю его
жестокого и беспощадного разума. Страшная ненависть героя к "глупостей", постоянная досада на то, что он не властен,
рассчитать себя, - прямое следствие его рабства в плену у ограниченной, оторванной от жизни, бесчеловечной идеи.

Достоевский хочет убедить читателя в нелепые и вредности активной борьбы человека за изменение существующего
порядке, в нелепые и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Общая гармония и счастье людей
могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению