Урок литературы по произведению паустовксого "теплый хлеб". Чему учит сказка "Теплый хлеб"? Чему меня научили сказки паустовского

Часто люди поступают жестоко, и от их поступков страдают окружающие. В рассказе «Теплый хлеб» писатель преподносит урок, когда действия одного мальчишки Фильки едва не привели к беде. Этот рассказ похож на сказку, потому как здесь есть элементы мистики. Но желание исправить свои ошибки могут помочь исправить все. А доброта исправит даже самый плохой поступок.

Главным героем этого произведения, с помощью которого нам показывает свои мысли Паустовский, является мальчик Филька.

Характеристика героя

Филька предстает в начале рассказа нелюдимым и злобным. Если соседские ребята просили у него помощи, он отказывался им помогать, отвечал грубо, резко. Его фраза, произносимая при этом, стала прозвищем мальчика: «Да ну тебя!»

Образ Фильки в начале повествования хорошо показан в его поведении с конем.

Как-то в деревню приковыляла раненая на фронте лошадь, которую приютил на своем дворе мельник Панкрат. Благодаря заботе мельника конь выздоровел и стал усердно помогать своему доброму спасителю. Но тот из-за бедности не мог хорошо кормить четвероногого помощника. Потому конь каждый день ходил по деревне, выпрашивая или разыскивая еду.

Однажды он забрел во двор к Фильке, надеясь, что мальчик даст ему поесть. Филька же поступил с конем жестоко. Сначала поманив животное хлебом, мальчик ударил животное по губам. А хлеб, который держал в своих руках, втоптал в снег. Конь обиженно заржал. В этот момент, даже сама природа, наверное, обиделась на Филькину выходку вместе с лошадью. Налетел тут холодный, сильный ветер, принесший с собой лютый холод. От сильной стужи замерзла речка, перестала работать деревенская мельница. Жителям деревни грозила голодная смерть без хлеба. У них не было не только муки теперь, воды тоже, потому что колодцы замерзли. Такова была расплата за бессердечие одного человека.

Бабушка рассказала, как когда-то давно от жестокости и грубости солдата тоже случилась такая стужа. И тогда погибло много людей. Виновник происшедшего испугался. Всеми силами мальчик попытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию. Сначала он пришел к мельнику с вопросом, как спасти людей. Тот посоветовал Фильке самому искать пути исправления поступка. Тогда ребенок побежал в деревню и стал звать всех прорубать лед в пруду возле мельницы, чтобы запустить мельницу и можно было смолоть зерно для хлеба. Когда люди прорубили лед, и мельница заработала, стужа тоже отступила.

Филька понял свою ошибку и исправил ее. Он еще побежал домой, дождался, пока испекут хлеб и принес теплого хлеба коню, извинившись перед ним. Конь простил мальчика, потому как взял из его рук лакомство.

Образ персонажа

Мальчик в начале повествования предстает жестоким, злым, резким. А потом, после того, как с ним побеседовала бабушка и рассказала, что такая беда была уже в деревне из-за жестокости одного человека, мальчик осознал свою ошибку. Эта его способность помогла мальчику изменить Это говорит об умении мальчика мыслить и анализировать свое поведение и понять, что только доброта помогает спасти мир.

Сцена, когда мальчик попросил прощения у лошади, говорит о присутствии в характере Фильки силы воли, умения преодолевать себя, признавать свои ошибки. А его работа у мельницы, показывает о трудолюбии и организаторских способностях мальчика.

Этот рассказ учит людей добру и умению любить людей, животных, природу.

Паустовский Константин Георгиевич - Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

Чему учит сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

chemu-uchit-skazka-teplyj-hlebчему учит сказка к. г. паустовского «теплый хлеб»?

К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои — на самих читателей, мальчишек и девчонок.

Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, тоже ничем особенным среди сверстников не выделялся и мало походил на героя. Но то, что с ним произошло, заставляет о многом задуматься. Сказка учит бороться со злом в самом себе. Плохие качества есть в характере любого человека. Но если мы дадим волю злобе, дурным мыслям и грубым словам, они могут обернуться бедой. Так случилось с Филькой. Из-за его грубости, недоверия чуть было не вымерла от холода и голода целая деревня. Но Филька исправил свою ошибку. Трудно ему было сознаться и повиниться перед людьми. Непросто было вернуть доверие людей и обиженного коня. Но он сумел победить в себе угрюмого мальчика Ну Тебя, которому раньше ни до кого не было дела. Писатель показал, что в каждом человеке есть что-то хорошее. И к людям, к животным, к природе следует повернуться лучшей своей стороной. Иначе не миновать беды. «От охлаждения сердца», «от злобы людской» творятся на земле злые дела. Так учит Фильку его бабушка. А сказка Паустовского помогает нам понять это и не умножать зла на земле ни словом, ни поступком.

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Паустовский Теплый хлеб

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Главная мысль

В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

Люди часто совершают необдуманные грубые поступки, а потом, видя последствия, пытаются загладить вину. Такой случай описан в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб».

Главный герой произведения - Филька. Это деревенский мальчуган, который жил с бабушкой. Писатель не указывает его возраст, но его поведение подсказывает, что перед нами подросток.

К. Паустовский не описывает внешность героя, зато акцентирует внимания на его характере. Нескольких слов хватает, чтобы читатель мог составить представление о мальчике: "был молчаливый, недоверчивый". Филька очень любил фразу: «Да ну тебя». Так он отвечал и сверстникам, и детям. Из-за этой привычки он получил прозвище: «Ну тебя»

Мальчуган был грубым, но злым его назовешь. Бабка ругала внука за неласковость, а тот только отмахивался: «Да ну тебя! Надоела!». Возможно, его нелюдимость связана с тем, что у него не было родителей. Но точно это утверждать нельзя, ведь автор не рассказывает, почему Филька жил с бабушкой.

Как-то зимним днем мальчик остался один дома. Когда он жевал хлеб с солью, услышал, что в калитку кто-то постучал. Выйдя на улицу, герой увидел коня. Вся деревня знала животное, которое жило у мельника Панкрата. Конь был ранен немцами, а мельник его подобрал, но прокормить не мог. Жители деревни очень любили его и по очереди подкармливали.

Что же Филька? На улицу он вышел с куском хлеба. Но не угостил «гостя». Он крикнул на коня любимой фразой, добавив резкое: «Дьявол!» и выбросил хлеб в снег. Так мальчик не только обидел невинное животное, но и надругался над хлебом.

Из-за поступка Фильки пострадала вся деревня. Зима сковала ее невиданной стужей. Филькина бабка знала, что это наказание за плохой поступок кого-то из жителей. Такая же стужа уже спускалась на землю сто лет назад. Об этом старушка рассказала внуку, не скрывая, что теперь людей ждет «неминучая смерть». Мальчик не на шутку испугался и заплакал.

Филька догадался, в чем дело и решил все исправить. Это говорит об умении героя признавать свою вину и нести ответственность за поступки. Бабке он не признался, что виноват в большой беде, не сказал и о том, что отправляется к мельнику. Видимо, он не хотел волновать старушку, да и стыдно ему было за свой глупый поступок.

Когда мальчик узнал, что исправит ошибку, если пробьет лед и запустит мельницу, сразу же приступил к делу. Герой собрал людей и вместе они смогли справиться. Здесь следует вспомнить, что Филька был нелюдимым, значит, чтобы созвать крестьян он сумел переступить через себя.

Образ героя динамичный, ведь его характер меняется к концу сказки. Замкнутый, неласковый Филька превращается в отзывчивого мальчугана, который с радостью помогает людям.

Филька из сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» предстает пред читателем в двух обликах и у каждого из них есть чему поучиться. Прочитав произведение, понимаешь, что грубость и неприветливость могут сыграть с человеком очень злую шутку. Изменившийся Филька доказывает, что все можно исправить, стоит только прислушаться к своей совести.

Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”? Эпиграфы: Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица). Всегда следует cтремиться к прекрасному. К. Паустовский

ЦЕЛЬ УРОКА: Показать неразрывное единство природы и человека. Проследить путь главного героя от зла к добру. Дать характеристику героям и оценку их поступкам. Проанализировать содержание сказки.

По словарю С. И. Ожегова ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. ДОБРО – все положительное, хорошее, полезное. .

Сказка состоит из 3 -х частей Зачин Развитие действия концовка Реалистический (что, где и когда) Сказочные и реальные Сказочная и реалисчтическая

Персонажи сказки «Теплый хлеб" ята реб жители деревни а бк а б Филька ник мель т а Панкр сор ока Ма кон ль ь чи к те пл ве ый мо тер, ме роз те, ль

Самый близкий человек для Фильки – бабушка. ? Злоба людская Охлаждение сердца. т ле 0. 10 зад…. на

Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло… …

Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

Эпиграфы: Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица). Всегда следует cтремиться к прекрасному. К. Паустовский

Реальные мотивы: 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик. 2. Инвалид, просящий подаяние. 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 4. Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.

Сказочные мотивы: 1. Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2. Рассказ бабки (легенда). 3. Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.

«ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» . ПЕЙЗАЖ. К. Г. Паустовскиймастер пейзажа. Картины природы, которые создаёт писатель, помогают живо и ярко представить себе место действия, душевное состояние героя, заглянуть в будущее.

Пейзаж 1. 2. 3. «В чистом небе стояла луна, убранная, как невеста… Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков… Казалось, воздух замерз и между землёй луной осталась одна пустота… Чёрные ивы …поседели от стужи» . Зима в этот год стояла теплая. Снег выпадал и тотчас таял…вода не замерзала, а стояла тихая, и в ней кружились 4. «В морозные дни солнце восходит льдинки» . «…тотчас завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло…так уж мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни…» багровое, в тяжёлом дыму… Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки» .

Что хотел сказать автор своим произведением? «Дарить тепло другим – согреваться самому» «Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому сострадание»