Итересные факты о художниках и их картинах. Интересные факты о знаменитых картинах Сообщение на тему интересное в искусстве

Ни для кого не секрет, что знаменитые личности попадают чаще других в неординарные жизненные ситуации и различные истории, которые благодаря очевидцам запечатлеваются в ихних биографиях на века. Как правило, эти истории бывают анекдотично смешными, иногда курьезными и не весьма приятными, а также поучительными, перешедшими в разряд притч. Сегодня речь пойдет об интересных фактах из жизни знаменитых русских и европейских художников-классиков.

Автограф художника, стоящий дороже самой картины в десять раз

Илья Ефимович Репин. Однажды некая дама приобрела картину с подписью «И. Репин», заплатив за нее 100 рублей. Через время, придя в мастерскую живописца, она показала художнику свое приобретение. Репин, посмеявшись над незадачливой покупательницей, приписал внизу холста: «Это не Репин». После этого дама перепродала картину, но уже за тысячу рублей.

Живопись бессмертна


Пабло Пикассо. Один довольно известный доктор на выставке подошел к Пикассо и важно заявил: - Я неплохо знаю анатомическое строение тела человека. Так вот, могу сказать, что люди на ваших полотнах вызывают некое сожаление и недоумение. - Вполне возможно, - парировал Пикассо. - Но я могу вас заверить, что они проживут гораздо дольше ваших пациентов.

Детский индивидуализм


Автопортреты. Пабло Пикассо в 15 и в 90 лет. Как-то, посетив экспозицию детских рисунков, Пабло Пикассо задумчиво произнес: - Когда я был в их возрасте, я мог писать как Рафаэль, но потребовалась целая моя жизнь, чтобы научиться рисовать как они. Портрет матери художника (1896 год), написанный 15-летним Пикассо.

Дорогостоящий чек


Сальвадор Дали. У Сальвадора Дали была очень хитрая уловка для владельцев ресторанов. Посещая развлекательное заведение впервые, он собирал большую компанию друзей и знакомых, и целый вечер угощал всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда же приходило время расплачиваться по счетам, художник демонстративно выписывал чек на огромную сумму, а затем... переворачивал чек и на обратной стороне писал несколько теплых слов в благодарность хозяину заведения и ставил свой автограф. Расчет мэтра был прост и безотказен: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали! Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счету, ну а мэтр экономил кучу денег.

Кто сошёл с ума?


Сальвадор Дали. Как-то в беседе со своими друзьями Сальвадор Дали заявил, что все катаклизмы, происходящие в природе его уже ничуть не удивляют. Тогда собеседник начал воодушевленно приводить пример возможной ситуации: - Хорошо, пусть так, но если бы в полночь на горизонте вдруг возник свет, возвещающий утреннюю зарю? Вы вглядываетесь и видите, что восходит солнце. Неужели бы вас это не поразило? Неужели бы вы не подумали, что сошли с ума? - Наоборот, - не задумываясь заявил Дали, - Я бы подумал, что это солнце сошло с ума.

Творческие союзы


Исаак Левитан./«Осенний день. Сокольники». (1879)./ Николай Чехов. Как известно, художник Исаак Левитан "специализировался" только на пейзажной живописи, но есть в его наследии одно полотно с изображением женской фигуры, прогуливающейся по парку. «Осенний день. Сокольники» - так называется эта картина, написанная им в студенческие годы. Художник рисовать людей никогда не брался и справедливости ради нужно заметить, что единственный образ женщины был написан не самим художником, а его другом по художественному училищу, братом известного писателя – Николаем Чеховым.
Иван Айвазовский./ «Пушкин на берегу моря»./ Илья Репин. К стати это было не единственное творческое сотрудничество в истории искусства. Почему «по дружбе» не помочь другу-художнику, у которого что-то не получается? Не многие знают, что фигура Пушкина на картине Айвазовского «Пушкин на берегу моря» написана Ильей Репиным.
К. А. Савицкий и И. И. Шишкин. Начало 1880-х гг. Фото. / «Утро в сосновом лесу». А знаменитых медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал художник Савицкий. Ну не получались у гениального мастера пейзажа эти забавные звери. Но и гонорар в четыре тысячи рублей от продажи этой картины был разделен по-братски, да и автографов изначально было на полотне два. Все по-справедливости... Однако владелец картины, Павел Третьяков, решил авторство оставить за Шишкинын и собственноручно стер подпись Савицкого.

Пожалованная буква "В" к фамилии художника самим императором


Карл и Александр Брюлловы. До начала 19 столетия фамилии Брюллов в России не существовало. Карл Брюллов, знаменитый русский художник, родился в семье академика орнаментной скульптуры Павла Брюлло, предки которого были родом из Франции. Буква «в» в конец фамилии была пожалована Карлу и его брату Александру, архитектору по профессии, высочайшим императорским указом перед пенсионерской поездкой в Италию.

Выставка одного шедевра


Архип Куинджи. В 1880 году в мире русского искусства произошел беспрецедентный случай. В Санкт-Петербурге была впервые выставлена на обозрение публике картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Удивительным было то, что она была единственной на выставке. Слухи о необычайном полотне разошлись по городу задолго до его показа, а в сам день открытия, казалось, что весь город собрался посмотреть на него. Множество экипажей загородили все близлежащие улицы, а люди толпились в длинных очередях у входа. Многие посещали выставку по несколько раз.
«Лунная ночь на Днепре». Публика была очарована необыкновенной реалистичностью лунного света на картине, многие высказывали предположения, что художник использовал светящиеся краски, некоторые даже тайком заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы подсвечивающей луну.

Обет Модильяни


Амедео Модильяни. Амедео Модильяни - известный итальянский художник, - очень ранних лет стал интересовался рисованием и живописью. Окончательное решение стать художником он принял в одиннадцатилетнем возрасте после тяжелого плеврита, когда, лежа в бреду, Амедео решил: если он выживет, то посвятит себя живописи. И он сдержал слово.

Куинджи и птицы

Архип Куинджи. Архип Куинджи очень любил птиц. Он часами мог просиживать на крыше своего дома, «беседуя» с голубями и воронами. А своим друзьям частенько рассказывал, что птицы понимают его слова и запросто идут ему в руки. Ну еще бы.... Ведь ежемесячно художник тратил на прокорм пернатых немало денег, покупая по 60 французских булок, до 10 кг мяса и 6 кулей овса. А однажды иллюстратор Павел Щербов опубликовал карикатуру, на которой Куинджи ставит птице клизму. Говорят, не отличавшийся особым чувством юмора Архип Иванович ужасно обиделся на коллегу.
Карикатура. Пернатые пациенты (А.И.Куинджи на крыше своего дома). Автор: Павел Щербов.

Пять тысяч за плафон


Константин Егорович Маковский. / Девушка в костюме Флоры. Константин Маковский славился не только салонными портретами жен состоятельных мужей, но и заоблачными ценами на них. А еще художник очень любил вкусно поесть, что называется был истинным гурманом. Но однажды он чуть не попал в просак. Барон Аккурти, только купив роскошный особняк с плафонами, расписанными Маковским, но без его автографов, пригласил популярнейшего художника позавтракать в ресторане. В надежде на то, что художник в знак благодарности подпишет плафоны бесплатно. Так бы оно и случилось если бы не одно "но"... Маковский уже было размяк в предвкушении изысканной трапезы и пообещал сразу же после нее поехать и подписать все три плафона бесплатно. И прижимистый барон, наконец сделал заказ: велел подать корюшку и хлебца. «Корюшку? Мне?», - возмутился про себя Маковский. А вслух произнес: «Пять тысяч рублей за подпись на каждом плафоне!»

Валентин или Антон Серов


Портрет Мики Морозова. / Валентин Серов. Друзья и родные звали Валентина Серова Антоном. Это имя к нему накрепко приклеилось еще в детстве, когда родители от избытка чувств к малышу звали маленького Валентина Валентошей, Тошей, иногда - Тоней. Немногим позже в семье Мамонтовых Тоша превратился в Антошу. И письма, которые Илья Репин писал уже взрослому Серову, нередко начинались обращением: «Антон, Антон!».

Маленькая шантажистка


*Девочка с персиками*. Автор: В. Серов. О том, что Валентин Серов работал медленно - особенно хорошо знали его близкие. И когда художник задумал написать портрет 11-летней дочери Саввы Мамонтова - Веры, (а полотно было задумано как подарок ко дню рождения Елизаветы Мамонтовой - матери девочки) то Серов натолкнулся на категорический протест будущей модели. Верочка сразу смекнула чем грозит ей согласие на позирование художнику. Ее совершенно не прельщало просиживать неделями в недвижимой позе, вместо того, чтобы бегать по деревенским окрестностям со сверстниками. Верочка упрямилась и Серову ничего не оставалось как согласиться не ее условия: после каждого сеанса кататься с ней на лошадях.
*Девочка с персиками*. фрагмент. / Верочка Мамонтова.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Живопись - это вовсе не скучно, как может показаться многим. Отменная техника написания, новаторство художника и неизгладимое впечатление, которое передает картина, - все это восхищает вдумчивого зрителя. А еще за многими картинами стоят любопытные истории создания, в них есть малозаметные детали и даже встречаются посторонние предметы. Чего стоит только обнаруженный на картине Ван Гога кузнечик родом из XIX века.

сайт раскопал необычные факты о знаменитых картинах, чтобы рассказать о них вам.

1. Кузнечик, который видел Ван Гога

В 2017 году исследователи из Музея искусств Нельсона - Аткинса в США обнаружили на картине Винсента Ван Гога «Оливковые деревья» засохшего кузнечика. Картина была написана в 1889 году, это значит, что кузнечик пробыл там более 120 лет и видел самого легендарного живописца.

Скорее всего, насекомое застряло в краске, уже будучи мертвым. Его останки были покрыты зеленым и коричневым цветом.

2. Кот, который спас ребенка

Когда мы говорим «Айвазовский», то представляем море. Когда видим на картине волны, парусник или прибой, восклицаем: «Чистый Айвазовский!» Но на самом деле художник талантливо писал не только морские пейзажи. Он создавал автопортреты, в том числе и в графическом стиле, петербургские пейзажи, работы на библейские темы.

Когда его морские картины гремели по всему миру, Айвазовский много путешествовал. Особенно его воображение поразил Константинополь, и художник написал несколько видов этого города, например «Кофейню у мечети Ортакей».

В другое время Айвазовского пленили украинские пейзажи, простор и природа. Тогда он создал довольно известную картину «Ветряные мельницы в украинской степи...», а также несколько других жанровых украинских сценок.

Кроме того, в его творческом списке отдельное место занимают восточные пейзажи, а также армянские сюжеты.

4. Добро и зло (Неравный брак)

Если разделить картину Василия Пукирева «Неравный брак» по диагонали на две части (от верхнего правого угла к нижнему левому), то в правой половине окажутся невеста и 2 ее друга. А слева расположены приглашенные со стороны жениха: художник нарочно изобразил их лица неприятными. Таким полотно делится на 2 смысловые части, которые олицетворяют добро и зло.

5. Одна картина, 2 художника

Автором картины «Утро в сосновом лесу» часто указывается Иван Шишкин. Но на самом деле Шишкин на этой картине нарисовал только лес. А симпатичные медведи, знакомые каждому сладкоежке по обертке конфет, принадлежат перу Константина Савицкого. Художник выполнил их по эскизам Шишкина. Однако коллекционер Павел Третьяков стер его имя, ведь, по его мнению, в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственным именно Шишкину».

6. Предательское отражение

На картине Александра Иванова «Явление Христа народу» в углу слева можно увидеть старика в светло-серой набедренной повязке. Вот только в отражении в воде видно, будто повязка красная. Возможно, в эскизах художника изначально все же этот предмет одежды был алым, а живописец в финальном варианте просто забыл изменить цвет.

7. Клоны любимой женщины

На эпичном полотне «Последний день Помпеи» среди толпы Карл Брюллов изобразил свою возлюбленную - графиню Юлию Самойлову. И не единожды: по мнению искусствоведов, ее образ воплощается в различных девушках на картине минимум 4 раза.

8. Шалость Джотто

Джотто расписал базилику Святого Франциска в XIII веке, а в 2011 году реставраторы разглядели дьявола в облаках на одной из фресок: для этого пришлось приблизиться вплотную к сцене, которая изображает смерть святого Франциска. Если смотреть на фреску, стоя на полу, в ней нет ничего вопиющего. Но стоило лишь вооружиться стремянкой, как справа в облаках был обнаружен профиль с хитроватой усмешкой, носом крючком и даже рогами.

Вторая версия более интересная и основана на данных рентгенологического исследования. Оно показало, что картина написана поверх изображения молодой дамы, лицо которой полностью сохранено в позднем варианте - оно без изменений вошло в портрет «неизвестного». А вот поза и костюм были переделаны художником. Скорее всего, на портрете изображена Олимпиада Балбекова, первая жена поэта и издателя Николая Струйского. После ее смерти Струйский попросил автора переделать портрет, чтобы не смущать новую жену.

10. Ошибка Репина

В картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Илья Репин совершил заметную ошибку с точки зрения истории искусств.

Проблема заключается в интерьере дворца в Александровской слободе. Художнику пришлось изображать облик комнаты самому, опираясь на свои знания. Ведь от царских палат времен Ивана Грозного сохранилось немногое.

На стене позади героев висит картина. Разглядеть ее довольно трудно, но видно, что это портрет человека в полный рост. В руках - скипетр и держава, на голове - шапка Мономаха. Но дело в том, что Репин изображает событие, которое произошло в 1581 году, а царские портреты такого типа появились на Руси только в XVII веке. И даже в конце XVII века почетный большой формат, когда царей пишут во весь рост, появляется в основном лишь на иконах.

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты , самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 - 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось – покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса "Пир богов на Олимпе" долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт – принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой – или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием "Христос и грешница". Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в "Блудную жену".

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне », подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая – продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли "Мертвечиной" его "После побоища Игоря Святославовича с половцами", а "Ковром с ушами" его сказочный "Ковер-самолет".

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью "И. Репин ". Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал "Это не Репин", после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга – Репин написал Пушкина для картины Айвазовского "Пушкин на берегу моря", Николай Чехов изобразил даму в черном для картины "Осенний день. Сокольники" Левитана , а известнейших медведей из шишкинского "Утра в сосновом бору" написал Савицкий .

Текст запроса: "Здравствуйте!
Мне понравился ваш журнал!
Я "визуалист", поскольку фотографирую, и больше всего интересуют зрительные образы. Смысловая нагрузка не так важна.
Если читать, то мне особенно интересно всё, что касается истории изобразительного искусства, не только фотографии. У меня огромные пробелы в образовании.
Но мне кажется, что подобные материалы снизили бы направление и даже посещаемость вашего журнала. Так что я вполне доволен тем, что вижу у вас.
Вполне серьёзно:)"

_______________________________________

Не думаю что подобный пост снизит посещаемость журнала:)...
а вот некоторые факты дествительно очень интересные - советую почитать

Не совсем обычные факты из жизни легендарных талантов.

Об известных художниках можно найти огромное количество информации - как они жили, как творили свои бессмертные произведения. Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни художника. А ведь некоторые факты из биографии или история создания той или иной картины являются порой весьма занимательными и даже вызывающими.

Пабло Пикассо

Хорошие художники копируют, великие - воруют.

Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары и увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.

Видимо, Пабло родился художником - его первое слово было PIZ, сокращенное от LAPIZ («карандаш» по-испански).

В ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.

Пикассо носил длинную одежду, а также у него были длинные волосы, что было неслыханно для тех времен

Полное имя Пикассо состоит из 23 слов: Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Н епомусено-Мария-де-лос-Ремедиос-Киприано-д е-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-К лито-Руиз-и-Пикассо.

Винсент ван Гог

Не опасайся совершать ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.

Обилие желтого цвета и желтых пятен разных оттенков на его картинах, как считают, вызвано большим количеством употребления лекарств от эпилепсии, которая развилась от чрезмерного употребления абсента. «Звездная ночь», «Подсолнухи».

За свою беспокойную жизнь Ван Гог побывал не в одной психиатрической больнице с диагнозами от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Его самая знаменитая картина «Звездная ночь» была написана в 1889 году в больнице в городке Сан Реми.

Покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет.

Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение - Red Vineyard at Arles. А слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.

Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, что практически не больно. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам, либо настаивает на определённой операции — его назвали синдромом Ван Гога.

Леонардо да Винчи

Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой»

Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство своих произведений он написал левой рукой справа налево

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством.

Сальвадор Дали

Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он одним августовским жарким днем разглядывал кусок сыра «Камамбер».

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».

Логотип «Чупа-Чупса» нарисовал Сальвадор Дали. В несколько изменённом виде она сохранилась до наших дней.

Почти в каждой из работ Дали есть либо его портрет, либо силуэт.

Анри Матисс

Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть.

В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), выставленная в нью-йоркском музее современного искусства, провисела вверх ногами сорок семь дней. Картину вывесили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то увидел ошибку.

Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.

Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью.

Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких кристаллов домов, обработанных полей.

За последние 10 лет жизни ему был поставлен диагноз рак двенадцатиперстной кишки, и ему пришлось остаться в инвалидной коляске.

Эдвард Мунк

В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл, я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Его картина «Крик» - это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.

Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня — это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».

Поль Гоген

Искусство - это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате.

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда его любовь к экзотике и тропическим странам.

Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

Поль Гоген работал чернорабочим на Панамском канале.

Натюрморты художник писал в основном не прибегая к модели.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа.

Частые и беспорядочные связи с девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом.

Ренуар Пьер Огюст

В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов - черный.

Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того, чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что он сможет писать шедевры обеими руками.

Успел написать около 6000 картин за 60 лет.

Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой, привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).

Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе - это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи - первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина - чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь! Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.

СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это - не исключение.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины - контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб - не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре - прообраз хипповских эротических тусовок - сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба - вожделение, а птицы - похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, - чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем - смотрите на тень от левой руки капитана Кока.

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий - виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова - секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины - синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, - была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал - картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.